Цели:
повторить изученное о правописании чередующихся гласных в корнях слов; сформировать умение выбора нужных букв в корнях с чередованием;
Компетентности:
Компетентность разрешения проблем.
• Оценивает продукт своей деятельности по заданным критериям.
Коммуникативная компетентность
• Умение читать с пониманием.
Информационная компетентность
• Систематизирует извлеченную информацию в рамках сложной (по 2 и более признакам) заданной структуры.
Стандарт предмета:
Учащиеся должны уметь:
- находить орфограммы и их варианты;
- применять орфографические правила.
Программа для учащихся:
После повторения и изучения темы вы будете знать:
• правила правописания букв о-а в корнях лаг-лож, раст-рос-ращ, гор-гар, кос-кас, мок-мак равн-ровн, скак-скоч, зор-зар.
В результате усвоения темы вы будете уметь:
• правильно писать слова с изученной орфограммой;
• графически обозначать орфограммы;
Контрольно-измерительный материал
Самостоятельная работа по теме «Чередование а-о, и-е в корне»
1. Списать. Выделить корни с чередованием гласных. Обозначьте условия выбора орфограмм. Обозначьте слова-исключения.
Расположился на отдых, собираются друзья, кланяться в пояс, вытереть доску, разгорелся спор, прилагаются документы, краски блестят, замирать от удивления, вечерняя заря, прикоснуться к земле, слабый росток, несгораемый шкаф, изложить требования, сращение костей, , Ростислав живет в Ростове, ослепительно блистать, задирать нос, постирать белье, замереть от страха, загар на солнце, наклонить голову, вытереть посуду, упираться ногами, меня это не касается.
2. Исправь ошибку! Найдите и выпишите все слова с ошибками, исправьте их.
Сгареть дотла, запирать дверь, резкое прикасновение, красивый загар, полажить на полку, слажить вещи, собирать растения, буйная порасль, отросль производства, написать изложение, сгореть в костре, дым расстелался, восторг блистал, отдирать кору, обтерать лицо, стекла заблистели.
Диктант по теме: «Чередование а-о, и-е в корне»
Цель: проверить уровень теоретического и практического усвоения учебного материала по разделу « Чередование гласных в корне» в соответствии с требованиями государственного стандарта.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения материала изученной темы, уровня развития умений применять орфограммы:
-правописание гласных в корнях –лаг-,(-лож-),-раст-,(-рос),-кас- (-кос-),-гар- (-гор-), -пир (-пер-),
-бир (-бер),-блист- (-блест);
Грамматическое задание направлено на выявление уровня сформированности практических умений и навыков по теме: «Чередование гласных в корне»
-вычленять из текста слова с чередованием гласных в корнях;
- правильно выбирать нужную гласную
ОЧАРОВАНИЕ ЛЕСА
Охотник положил все необходимое в рюкзак и на заре засобирался к дальнему зимовью. Когда он вышел за порог и запер дверь, заря уже разгорелась. Скоро в лучах поднимающегося солнца заискрилась, заблистала снежная равнина. Давно не навещал он этих мест и поэтому особенно внимательно оглядывал окрестности.
Как выросли молоденькие елочки! Как их разукрасил мороз! Замерли, словно заколдованные*. Солнце зажигает на них серебристые огоньки. Но только прикоснись к ветке – и целый рой снежинок сорвется с нее. Посторонись!
Здесь лыжня начала поворачивать в лес. Теперь приходится кое-где продираться через мелкий кустарник и бурелом. Лыжня постоянно теряется среди снежных заносов. Трудно идти, и нарастает усталость. Но манят вперед тишина и зимнее очарование леса.
Грамматическое задание
1. Выпиши слова с чередованием гласных в корне, обозначь орфограммы.
Компетентностно-ориентированные задания.
Компетентность разрешения проблем.
• Оценивает продукт своей деятельности по заданным критериям.
ТЕСТ по теме «Чередование гласных -а-о-, -и-е- в корне»
1.Укажи слово, в корне которого пишется буква
- о - - а-
Вариант 1 Вариант 2
а) дикор..стущие а) пор..сль
б) р..стения б) водор..сли
в) выр..сший в) возр..ст
г) р..стениевод г) зар..сли
2. Укажи слово, в корне которого пишется буква
-а - - о-
Вариант 1 Вариант 2
а) несг..раемый а) разг..р
б) г..рячий б) уг..рный
в) заг..р в) г..рящая
г) дог..рающий г) ог..рок
3.Укажи слово, в корне которого пишется буква
-а - -о-
Вариант 1 Вариант 2
а) прик..сновение а) к..саться
б) неприк..сновенный б) к..сающийся
в) к..сательная в) соприк..сновение
г) соприк..сновения г) прик..саться
4. Укажи слово, в корне которого пишется буква
- е - - и-
Вариант 1 Вариант 2
а) наст..лать а) ст..лить
б) зап..рать б) заб..рёт
в) разд..рёт в) отп..рать
г) наб..рать г) бл..стеть
5. Укажи слово, в корне которого пишется буква
- и - - е-
Вариант 1 Вариант 2
а) перет..реть а) выт..рать
б) зам..р б) бл..стательный
в) раст..рать в) отт..реть
г) выт..реть г) бл..стать
Коммуникативная компетентность
• Умение читать с пониманием.
Текст.
Когда имеешь дело с корнями, самое трудное – это правильно записать безударный гласный. Есть корни, где безударный гласный проверяется ударением, например: домовитый – дом. Таких корней больше всего.
Но иногда безударный гласный не проверяется ударением. Например, нужно написать слово озаряет: что написать в корне, а или о? Проверка сбивает вас с толку: зарево и зорька. Дело в том, что есть такие корни, которые в одних словах пишутся с а, а в других с о (например, вскочил и поскакал) или в одних словах – с е, а в других – с и (например, вытер и вытирал). Такие корни называются корнями с чередующимися гласными.
Корни с чередующимися гласными делятся на несколько групп: корни, зависящие от суффикса –а-, корни, зависящие от ударения, корни, зависящие от согласного, корни, зависящие от смысла слова. Есть еще группа корней: корни с чередованием полногласных и неполногласных сочетаний (например, ворота – врата, вращение, молоко – млеко, млекопитающее).
Вопросы и задания.
О каких корнях идет речь в тексте? Что означает это понятие?
Как проверяется безударный гласный в корне?
На какие две группы делятся слова с безударными гласными в корне?
Какие корни называются корнями с чередующимися гласными?
На сколько групп делятся слова с чередующимися гласными в корне?
От чего зависит правильное написание слов зарево и зорька?
От чего зависит правильное написание слов вскочил и поскакал?
От чего зависит правильное написание слов вытер и вытирал?
Приведи примеры слов, правописание гласной в корне которого зависит от смысла
Приведи примеры слов с чередованием полногласных и неполногласных сочетаний в корне
Информационная компетентность
• Систематизирует извлеченную информацию в рамках сложной (по 2 и более признакам) заданной структуры.
Заполните таблицу. Запишите в каждый ее столбик все известные вам корни.
Корни, зависящие от суффикса –а- Корни, зависящие от ударения Корни, зависящие от согласного Корни, зависящие от смысла Корни с полногласными и неполногласными сочетаниями
Модельный ответ:
Корни, зависящие от суффикса –а- Корни, зависящие от ударения Корни, зависящие от согласного Корни, зависящие от смысла Корни с полногласными и неполногласными сочетаниями
С. –а- Без –а-
-бир- -бер-
-стир- -стер-,
-пир- -пер-,
-дир- -дер-,
-мир- -мер-,
-стил- -стел-;
- блист- -блест-
-жиг- -жег-
-счит- -счет-
-кас- -кос-
-лаг- -лож- -гор-
-клон-
-твор-
-зар-
-плав-
-раст-
-ращ-
-скоч-
-скак-
-лаг-
-лож-
-равн- -одинаковый
-ровн- - прямой, гладкий
-мок- пропитываться жидкостью
-мак- - опускать в жидкость
Сторона – страна,
город – град
Дорогой – дражайший
Здоровье – здравие
Холод – прохлада
Кладезь – колодец
Гласность – голос
Младший - молодой
Частные мастера Частные Мастера-Плиточники
Ванная под ключ - https://plitochniki.com.ua
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/