logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ЛИТЕРАТУРА

Урок биологии

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цели: 
повторить изученное о правописании чередующихся гласных в корнях слов; сформировать умение выбора нужных букв в корнях с чередованием; 

Компетентности: 
Компетентность разрешения проблем. 

• Оценивает продукт своей деятельности по заданным критериям. 

Коммуникативная компетентность 
• Умение читать с пониманием. 

Информационная компетентность 
• Систематизирует извлеченную информацию в рамках сложной (по 2 и более признакам) заданной структуры. 

Стандарт предмета: 
Учащиеся должны уметь: 
- находить орфограммы и их варианты; 
- применять орфографические правила.


Программа для учащихся: 
После повторения и изучения темы вы будете знать: 
• правила правописания букв о-а в корнях лаг-лож, раст-рос-ращ, гор-гар, кос-кас, мок-мак равн-ровн, скак-скоч, зор-зар. 
В результате усвоения темы вы будете уметь: 
• правильно писать слова с изученной орфограммой; 
• графически обозначать орфограммы; 


Контрольно-измерительный материал


Самостоятельная работа по теме «Чередование а-о, и-е в корне» 
1. Списать. Выделить корни с чередованием гласных. Обозначьте условия выбора орфограмм. Обозначьте слова-исключения. 
Расположился на отдых, собираются друзья, кланяться в пояс, вытереть доску, разгорелся спор, прилагаются документы, краски блестят, замирать от удивления, вечерняя заря, прикоснуться к земле, слабый росток, несгораемый шкаф, изложить требования, сращение костей, , Ростислав живет в Ростове, ослепительно блистать, задирать нос, постирать белье, замереть от страха, загар на солнце, наклонить голову, вытереть посуду, упираться ногами, меня это не касается. 


2. Исправь ошибку! Найдите и выпишите все слова с ошибками, исправьте их. 
Сгареть дотла, запирать дверь, резкое прикасновение, красивый загар, полажить на полку, слажить вещи, собирать растения, буйная порасль, отросль производства, написать изложение, сгореть в костре, дым расстелался, восторг блистал, отдирать кору, обтерать лицо, стекла заблистели. 

 


Диктант по теме: «Чередование а-о, и-е в корне» 


Цель: проверить уровень теоретического и практического усвоения учебного материала по разделу « Чередование гласных в корне» в соответствии с требованиями государственного стандарта. 
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения материала изученной темы, уровня развития умений применять орфограммы: 
-правописание гласных в корнях –лаг-,(-лож-),-раст-,(-рос),-кас- (-кос-),-гар- (-гор-), -пир (-пер-), 
-бир (-бер),-блист- (-блест); 


Грамматическое задание направлено на выявление уровня сформированности практических умений и навыков по теме: «Чередование гласных в корне» 
-вычленять из текста слова с чередованием гласных в корнях; 
- правильно выбирать нужную гласную 


ОЧАРОВАНИЕ ЛЕСА 


Охотник положил все необходимое в рюкзак и на заре засобирался к дальнему зимовью. Когда он вышел за порог и запер дверь, заря уже разгорелась. Скоро в лучах поднимающегося солнца заискрилась, заблистала снежная равнина. Давно не навещал он этих мест и поэтому особенно внимательно оглядывал окрестности. 
Как выросли молоденькие елочки! Как их разукрасил мороз! Замерли, словно заколдованные*. Солнце зажигает на них серебристые огоньки. Но только прикоснись к ветке – и целый рой снежинок сорвется с нее. Посторонись! 
Здесь лыжня начала поворачивать в лес. Теперь приходится кое-где продираться через мелкий кустарник и бурелом. Лыжня постоянно теряется среди снежных заносов. Трудно идти, и нарастает усталость. Но манят вперед тишина и зимнее очарование леса. 


Грамматическое задание 
1. Выпиши слова с чередованием гласных в корне, обозначь орфограммы. 


Компетентностно-ориентированные задания. 
Компетентность разрешения проблем. 

• Оценивает продукт своей деятельности по заданным критериям. 

 


ТЕСТ по теме «Чередование гласных -а-о-, -и-е- в корне» 
1.Укажи слово, в корне которого пишется буква 
- о - - а- 
Вариант 1                              Вариант 2 
а) дикор..стущие                   а) пор..сль 
б) р..стения                           б) водор..сли 
в) выр..сший                         в) возр..ст 
г) р..стениевод                      г) зар..сли 


2. Укажи слово, в корне которого пишется буква 
-а - - о- 
Вариант                             1 Вариант 2 
а) несг..раемый                  а) разг..р 
б) г..рячий                         б) уг..рный 
в) заг..р                             в) г..рящая 
г) дог..рающий                   г) ог..рок 


3.Укажи слово, в корне которого пишется буква 
-а - -о- 
Вариант 1                         Вариант 2 
а) прик..сновение             а) к..саться 
б) неприк..сновенный       б) к..сающийся 
в) к..сательная                 в) соприк..сновение 
г) соприк..сновения          г) прик..саться 


4. Укажи слово, в корне которого пишется буква 
- е - - и- 
Вариант 1                         Вариант 2 
а) наст..лать                     а) ст..лить 
б) зап..рать                      б) заб..рёт 
в) разд..рёт                      в) отп..рать 
г) наб..рать                      г) бл..стеть 


5. Укажи слово, в корне которого пишется буква 
- и -   - е- 
Вариант 1                       Вариант 2 
а) перет..реть                а) выт..рать 
б) зам..р б)                    бл..стательный 
в) раст..рать                  в) отт..реть 
г) выт..реть                   г) бл..стать 


Коммуникативная компетентность 
• Умение читать с пониманием. 

Текст. 
Когда имеешь дело с корнями, самое трудное – это правильно записать безударный гласный. Есть корни, где безударный гласный проверяется ударением, например: домовитый – дом. Таких корней больше всего. 
Но иногда безударный гласный не проверяется ударением. Например, нужно написать слово озаряет: что написать в корне, а или о? Проверка сбивает вас с толку: зарево и зорька. Дело в том, что есть такие корни, которые в одних словах пишутся с а, а в других с о (например, вскочил и поскакал) или в одних словах – с е, а в других – с и (например, вытер и вытирал). Такие корни называются корнями с чередующимися гласными. 
Корни с чередующимися гласными делятся на несколько групп: корни, зависящие от суффикса –а-, корни, зависящие от ударения, корни, зависящие от согласного, корни, зависящие от смысла слова. Есть еще группа корней: корни с чередованием полногласных и неполногласных сочетаний (например, ворота – врата, вращение, молоко – млеко, млекопитающее). 

Вопросы и задания. 

О каких корнях идет речь в тексте? Что означает это понятие? 
Как проверяется безударный гласный в корне? 
На какие две группы делятся слова с безударными гласными в корне? 
Какие корни называются корнями с чередующимися гласными? 
На сколько групп делятся слова с чередующимися гласными в корне? 
От чего зависит правильное написание слов зарево и зорька? 
От чего зависит правильное написание слов вскочил и поскакал? 
От чего зависит правильное написание слов вытер и вытирал? 
Приведи примеры слов, правописание гласной в корне которого зависит от смысла
Приведи примеры слов с чередованием полногласных и неполногласных сочетаний в корне 

Информационная компетентность 
• Систематизирует извлеченную информацию в рамках сложной (по 2 и более признакам) заданной структуры. 

Заполните таблицу. Запишите в каждый ее столбик все известные вам корни. 

Корни, зависящие от суффикса –а- Корни, зависящие от ударения Корни, зависящие от согласного Корни, зависящие от смысла Корни с полногласными и неполногласными сочетаниями 


Модельный ответ: 

Корни, зависящие от суффикса –а- Корни, зависящие от ударения Корни, зависящие от согласного Корни, зависящие от смысла Корни с полногласными и неполногласными сочетаниями 
С. –а- Без –а- 
-бир- -бер- 
-стир- -стер-, 
-пир- -пер-, 
-дир- -дер-, 
-мир- -мер-, 
-стил- -стел-; 
- блист- -блест- 
-жиг- -жег- 
-счит- -счет- 
-кас- -кос- 
-лаг- -лож- -гор- 
-клон- 
-твор- 
-зар- 
-плав- 
-раст- 
-ращ- 
-скоч- 
-скак- 
-лаг- 
-лож- 
-равн- -одинаковый 
-ровн- - прямой, гладкий 
-мок- пропитываться жидкостью 
-мак- - опускать в жидкость

Сторона – страна, 
город – град 
Дорогой – дражайший 
Здоровье – здравие 
Холод – прохлада 
Кладезь – колодец 
Гласность – голос 
Младший - молодой 

Частные мастера Частные Мастера-Плиточники

Ванная под ключ - https://plitochniki.com.ua

Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/

Поиск

МАТЕМАТИКА

 

Тетрадкин Град

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2023 High School Rights Reserved.