Одаренные дети – кто они? Какие? Как распознать их? Как увидеть, рассмотреть их огромные потенциальные возможности в интеллектуальной, творческой деятельности? Каким образом развить их? Какие условия необходимы, чтобы одаренные дети смогли реализовывать себя, стать максимально полезными обществу, людям? Эти и многие другие вопросы очень волнуют сегодня нас, учителей.
Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизма. Изучение географии прививает любовь к Родине, к родным местам, к природе, доброжелательное отношение к людям, другим странам и народам.
Одна из задач школьной географии на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия, но и научить грамотно работать с разнообразными носителями информации.
На данном этапе развития современного образования разработано немало образовательных технологий, авторских учебных программ, однако, не смотря на столь мощную методическую базу, педагог до сих пор каждодневно сталкивается с одной и той же проблемой – как заинтересовать своим предметом учащихся, мотивировать их к изучению той или иной темы.
Решением данного вопроса для многих педагогов является использование игровых технологий, метода кейс-обучения, проектной деятельности учащихся и использование других современных образовательных технологий. В данной статье будет показан опыт внедрения интеграции предметов как способ повышения мотивации к изучению географии и китайского языка, поскольку на наш взгляд, именно применение данной технологии является одним из более эффективных и отвечает требованию современного образовательного процесса.
В ходе своей недолгой педагогической деятельности и небольшого опыта работы, мною было замечено, что современные дети имеют крайне малую мотивацию к обучению и сниженный интерес, особенно к предмету изучения, который ими изначально считается несложным и предметом второго плана, такой как география. Я неоднократно задавалась вопросом как можно положительно и результативно улучшить данную ситуацию, думаю, с этим сталкиваются практически все начинающие учителя. Опираясь на педагогический опыт великих педагогов, описанный в учебниках по педагогике, и на деятельность опытных педагогов, я стала ясно представлять, что мне делать и как повысить мотивацию к обучению и улучшить отношение детей к предмету и к учебной деятельности, своим скромным опытом хочу поделиться с коллегами.
Уровень современной науки и производства требует подготовки людей с развитыми творческими способностями. Отсюда и одна из основных задач школы - целенаправленное развитие мышления школьников, формирование у них умения и навыков самостоятельной познавательной деятельности.
Среди различных средств активизации познавательной деятельности учащихся проблемное обучение, на мой взгляд, наиболее эффективное средство. Ученику в условиях проблемной ситуации приходится работать очень напряженно. Выдвинув какое-то предположение (гипотезу), он должен ее обосновать. А это требует критического подхода к любому явлению и способствует логическому развитию мысли учащихся.
События последнего времени подтвердили, что экономическая нестабильность, социальная незащищенность, утрата духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных групп и особенно подростков, среди которых получили широкое распространение проявление равнодушия, эгоизма, цинизма, немотивированной агрессии, неуважительного отношения к государству.
В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем системы воспитания, в частности воспитания патриотизма и гражданственности, актуализирующих вопросы развития духовно богатой, свободной личности, ориентированной на высокие нравственные идеалы.
Одной из важнейших задач педагогической науки является активизация учебного процесса. Цель образовательного процесса сегодня - научить школьников самостоятельно приобретать новые знания, развивать умения ставить и самостоятельно решать новые проблемы.
Творческая деятельность становится одним из основных элементов содержания школьного образования. Опыт такой деятельности нельзя передать учащимся путём сообщения «готовых» знаний или организации тренировочных упражнений, выполняемых по образцу. Он вырабатывается у школьников в процессе решения проблемно – познавательных задач.
Главная особенность Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) – это повышенное внимание к результатам образования. Все эти результаты заданы в деятельностной форме, а значит для их достижения необходимо осуществление деятельностного подхода к обучению.
Деятельностный подход в обучении предполагает, что школьник в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность. На первый план здесь выходит деятельность, а знания являются условием выполнения дела.
Образование - непрерывный и динамичный процесс и основная задача школы - создание индивидуальной заинтересованности в приобретении знаний, умения применять их в повседневной жизни. В наше время от уровня образованности людей существенно зависит уровень развития страны, качество жизни ее населения.
Мы знаем, что будущее потребует от наших учеников огромного запаса знаний в области современных технологий. Ученики должны освоить новые жизненно необходимые навыки в связи с тем, что современные технологии всё глубже проникают в нашу жизнь. Требования к качеству образования постоянно растут. Старые, традиционные методы обучения уже не успевают за этими требованиями. Возникает очевидное противоречие.
В своей работе учителя географии в школе главным считаю научить учащихся максимально использовать содержание карты в получении знаний. Буквально воспринимаю слова Л.С. Берга: "Карта - альфа и омега географии". На уроке карта - основной источник знаний, который позволяет зрительно, мысленно ощущать сопричастность с окружающим миром. Уже в начальном курсе 6 класса карта служит и наглядным пособием, и объектом изучения, и источником знаний. Как наглядное пособие карта позволяет изучать любые территории, дает возможность правильно представить ее положение на территории земного шара, ее окружение.
Сегодня все более очевидно, что образовательное пространство – это сфера, в которой создаются условия для творческого развития личности, самореализации и самопознания, умения выработать стиль жизни и деятельности в информационном обществе.
В условиях реформирования всех сфер нашего общества, возрастает и усложняется социальная роль учителя, повышаются требования к профессиональной компетентности. Большое значение отводится таким качествам учителя, как способности осваивать современные образовательные технологии, новые концепции предмета.
Решение проблем экологического образования и воспитания тесно связано с проблемой отбора содержания дисциплины география. Вопрос о том, какое именно экологическое содержание включить в курс географии, должен решиться в зависимости от того, какие географические и экологические знания и умения необходимы молодым людям в практической жизни. Безусловно, необходимо знание основных географических закономерностей, раскрывающих взаимосвязи в природе, а также связи между природой, человеком и экономикой. Без этого невозможно правильно прогнозировать дальнейшее развитие природы и общества.
В условиях модернизации образования изменяется понимание качества обучения, по-новому рассматриваются пути создания условий в образовательном пространстве. Разрабатываемые стандарты нового поколения нацелены на обеспечение деятельностной, компетентностной парадигмы. Первостепенным становится обучение школьников самостоятельности, умению применять свои знания и опыт в нестандартной ситуации, т.е. подготовка школьников к решению реальных жизненных проблем. В связи с этим в последние годы стали часто говорить о компетентностном подходе в образовании. Что это такое?
Для развития творческих способностей учащихся необходимо развивать их способности к анализу, к содержательным обобщениям, установлению причинно-следственных связей, к действиям в уме, раскрытию логики рассуждений, их стремление к самостоятельному решению различных задач, нестандартным объяснениям различных явлений.
Творческое мышление отличается самостоятельностью, богатством и разнообразием мыслительной деятельности. Надо учить школьников не только давать ответ на поставленный вопрос, но и раскрывать логику рассуждений, приведших к данному выводу.
Школьная география давно перестала быть «чисто номенклатурным предметом». Учащиеся овладевают теперь основами не только географической, но и смежных с ней наук, в том числе и экологией. Широта образовательно-воспитательной задачи предмета, словом, школьная география развивается и совершенствуется. И моя главная задача привить любовь, интерес к предмету, к науке. Главным считаю совершенствовать урок, т.к. и обучение, и воспитание, и привитие интереса и многое другое идёт через урок и только через урок. И в этом помогают нестандартные типы уроков.
Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. А вместе с ними и цели географического образования. Наступивший XXI век требует от преподавателя географии не столько "наполнения” головы школьника разнообразной информацией, сколько обучения умениям самостоятельно получать нужные географические материалы, анализировать их. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию.
Современный ребенок получает от телевизора и Интернета не меньше информации, чем в школе, а может быть больше. Но только при помощи организованного, систематического и целенаправленного обучения вся эта информация будет трансформироваться в знания, в компетентность и может стать собственностью, приносящей хороший доход.
Гипотеза: «Если на уроках использовать эффективные виды и формы контроля знаний, то показатель качества знаний учащихся будет возрастать».
В современное время традиционная школа направлена на совершенствование информационно-рецептурной системы обучения, которая не дает возможности в полной мере развивать интеллектуальный потенциал личности, в ней продолжает господствовать не мыслительный, а традиционный знание воинформационный-рецептурный подход, адресованный к памяти ученика и не собирающий личностные образования в природосообразительную целостную систему.
Достижение глубоких и прочных знаний, подготовка учащихся к самостоятельному приобретению знаний обязательно предполагают включения школьников в самостоятельную работу. Правильно организованные самостоятельные работы способствуют пониманию сущности понятий – раскрытию причинно-следственных связей, а также пониманию логических отношений между понятиями, что обеспечивает прочное глубокое усвоение основ наук.