Вспомни, что необходимо знать, чтобы самостоятельно изготавливать полезные вещи.
Какую вещь называют полезной? Ответ обоснуй.
От чего зависит качество изготовления изделия?
Каким требованиям должны соответствовать инструменты, устройства, оборудование для изготовления качественных вещей?
Вспомни, от чего зависит качество выполненных работ.
Какое оборудование школьной мастерской предназначено для обработки различных материалов и изготовления полезных вещей?
В помещении школьной мастерской установлено оборудование, предназначенное для выполнения определенного вида работ. Каждое из них размещено на определенной площади, удобной и безопасной для работы.
Вспомни, какой материал называют конструкционным.
Из какого сырья изготавливают бумагу, картон?
Назови конструкционные материалы, которые используют для производства автомобилей, самолетов, сооружения домов, изготовления домашней мебели. Где изготавливают указанные материалы и какое сырье для этого используют?
Какие известные тебе материалы изготавливают из древесины?
Какой материал используют для изготовления мебели?
Какие техники украшения изделий из древесных материалов ты знаешь? Приведи примеры.
Много изделий, которыми пользуется человек, изготавливают из листовых древесных материалов. К таким материалам принадлежат шпон, фанера, деревоволокнистые плиты (сокращенно ДВП).
Вспомни, какие известные тебе свойства присущи фанере, шпону и ДВП.
Что общего и в чем отличие между фанерой и ДВП?
С какой целью фанеру изготавливают из непарного количества листов шпона?
Для изготовления полезных вещей используют разнообразные конструкционные материалы: металл, пластмассу, оргстекло, шелк, текстильные и другие материалы. Широкое распространение получило использование древесины и материалов из нее.
Можно ли изготовить изделие по рисунку?
Какие данные нужно знать, чтобы изготовить изделие?
Какой документ называют конструкторским?
Из какого документа можно узнать о форме и размерах изделия?
Какими графическими документами пользуются при изготовлении изделий?
Какие единицы измерения проставляют на чертеже?
Какие известные тебе инструменты используют для разметки изделий?
Какую информацию необходимо знать, чтобы изготовить изделие?
Что необходимо знать, чтобы изготовить изделие?
О чем можно узнать из эскиза?
Какие древесные материалы изготавливают из деловой древесины и ее отходов?
Какие правила безопасного труда нужно соблюдать при работе режущими и колющими инструментами?
С выполнения какого технологического процесса начинают изготовление деталей изделия?
Каким инструментом пользуются для изготовления отверстий в древесине?
Как правильно закрепить пилочку в рамке лобзика?
Какие правила безопасности и личной гигиены необходимо соблюдать при работе лобзиком?
Какой технологический процесс называют резанием?
Какой общий принцип заложен в основу работы режущих инструментов?
Какие режущие инструменты применяют в деревообработке при изготовлении изделий?
Одной из разновидностей резания является сверление древесины, металла и других конструкционных материалов. Выполняют его с помощью разных по конструкции сверл (рис. 71).
Вспомни, какой принцип заложен в основу работы режущих инструментов.
Что общего и в чем отличие между технологией обработки конструкционных материалов пилой и напильником?
Какова последовательность подготовки деталей к отделке с помощью напильника?
От чего зависит качество обработки заготовки с помощью напильника?
Вспомни, какую часть режущего инструмента называют резцом.
В каких известных тебе инструментах применяется принцип действия клина?
Какие многорезцовые инструменты ты использовал раньше?
При изготовлении лобзиком изделий из древесных материалов на их покромках остаются неровности, которые необходимо выровнять и зачистить. Выполняют такие технологические операции напильниками и шлифовальными шкурками.
Какие способы соединения деталей в конструкцию тебе известны? С помощью каких инструментов и конструктивных элементов они выполняются?
Какие общие и отличительные признаки таких соединений?
Чтобы сложить любое изделие из деталей в конструкцию, их нужно определенным образом соединить между собой. Применяют разные способы соединений. Многие из них ты знаешь.
Какие подготовительные технологические операции нужно выполнить для соединения деталей склеиванием?
Какие другие виды соединений, кроме склеивания, тебе известны? В чем их сущность?
Приведи примеры известных тебе соединений и объясни их общие и отличительные признаки.
Для соединения деревянных деталей в конструкцию применяют соединение с помощью гвоздей. Промышленность выпускает различные виды гвоздей. Общим для них является их строение (рис. 107).
Вспомни, какой технологической операцией завершается изготовление изделия.
Какое свойство древесины необходимо учитывать при отделке изделий?
Что называют композицией? Какие виды композиций тебе известны?
История технологии отделки изделий насчитывает тысячелетия. Например, изделия, найденные при археологических раскопках вблизи поселка Триполье, что в Киевской области, датируются 5,4 тыс. лет до нашей эры.
Вспомни, что называют отделкой.
Какие подготовительные технологические операции выполняют перед отделкой изделий?
Какие техники отделки изделий тебе известны?
Выжигание – самый древний традиционный способ декорирования изделий из древесины и древесных материалов.
Вспомни, какие вещи называются орудиями труда. Что такое средства труда?
Что называют трудом?
Что побуждало человека к совершенствованию орудий труда?
Приведи примеры известных тебе орудий и средств труда. Объясни их назначение.
Какую вещь называют изделием?
Какие способы изготовления полезных вещей тебе известны?
Какие свойства материалов относят к механическим?
Вспомни, какой принцип заложен в основу работы режущих инструментов.
Вспомни, что общего и в чем отличие между эскизом и рисунком.
В чем сущность творческого замысла?
Каким требованиям должно отвечать изделие, изготовленное согласно творческому замыслу?
Вспомни из младших классов, какое изделие называют макетом, а какое – моделью. Что между ними общего и в чем отличие? Для чего их изготавливают?
Вспомни, что называют симметрией. Приведи примеры симметрии, присущие живой или неживой природе или проявляющиеся в технике.
Какое изделие называется макетом? моделью?
Какие бывают модели и макеты?
Какие особенности учитываются при изготовлении изделий из природных материалов?
Какие известные тебе электрические приборы используют в домашнем ведении хозяйства? Каково их назначение?
Из каких документов можно узнать о назначении электрических приборов?
Какие правила безопасности следует соблюдать при пользовании электрическими приборами?
Трудно представить нашу жизнь без надежных помощников – электрических приборов. С их помощью выпекают хлеб и готовят еду, хранят продукты питания и убирают помещение.
Какие известные тебе блюда употребляли в древности? Из каких продуктов они готовились?
Назови блюда, которые готовит твоя семья, и объясни технологию их приготовления.
Питание является основой существования человека, а организация питания – одной из основных проблем человеческой культуры. Инстинкт самосохранения и обеспечения жизнедеятельности много тысячелетий назад привел человека к созданию различных орудий труда, поэтапному формированию системы и методов приготовления и потребления пищи.
Какая продукция растительного и животного происхождения была распространена в регионах Украины?
Какие украинские блюда тебе известны?
Назови известные тебе блюда из картофеля. Какова технология их приготовления?
Одним из основных заданий народного питания было сохранение в приготовленном блюде питательных веществ, улучшение его вкусовых качеств.
Какая посуда используется при употреблении еды?
Какие известные тебе виды посуды используют при употреблении первых, вторых блюд и напитков?
Вспомни, какие бытовые электроприборы используют для приготовления пищи.
Как тебе уже известно, пищу готовят на кухне. Это специальное помещение для обработки пищевых продуктов и приготовления блюд (рис. 194). В отдельных случаях кухня выполняет функции столовой.
Вспомни, что называется питанием. В чем его сущность?
Какие продукты питания тебе известны?
Какие, по твоему мнению, особенности употребления еды человеком?
Удовольствие от употребления еды зависит не только от качества продуктов, из которых она приготовлена, но и от правильного размещения ее на столе, возможности свободного и удобного пользования всем, что находится на нем.
Как правильно разместить столовые приборы на столе?
Как правильно передавать гостям блюда?
В культуре потребления пищи главную роль играет этикет. Это установленные нормы поведения и правила вежливости в любом обществе, и особенно за столом. Перед тем как сесть за стол, следует вымыть руки. За столом сидеть прямо, не расставляя широко локти, не рекомендуется класть их на стол (рис. 200).
Назови, какие бутерброды употребляют украинцы.
Какова особенность их приготовления?
Назови известные тебе напитки, которые употребляются в питании.
Что, по твоему мнению, называется торговой сетью?
Назови известные тебе магазины. Какими товарами они торгуют?
Из какого документа можно узнать о качестве товара?
Магазины, существующие в большинстве стран мира, можно поделить на несколько типов.