logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ЛИТЕРАТУРА

Урок биологии

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Рабочий лист №1

Сложноподчинённые предложения с придаточными условия

Отвечают на вопрос  при каком условии? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов если, ежели, когда, коли, кабы, как, раз, как скоро, ли ... ли.

Если в течение суток погода не улучшится, поход придется перенести.

1.Замените второстепенные предложения придаточными условия.  Образец:     В случае нападения мы должны поднять тревогу. – Если на нас нападут, мы должны поднять тревогу.

При наличии необходимого снаряжения мы вновь отправимся в путь.

В случае нашего отступления мы должны взорвать мост.

2.Закончите начатые предложения. Расставьте знаки препинания. 

Мы можем передохнуть если

Раз                                                                                                                                    то нужно довести дело до конца.

Когда б                                                                                                                             всё было бы хорошо.

Сложноподчинённые предложения с придаточными уступки.

Отвечают на вопросы  несмотря на что? вопреки чему? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пусть и сочетания местоименных слов с частицей ни : как ни, куда ни, сколько ни, где ни.

Несмотря на то что было уже далеко за полночь, гости не расходились;

Как ни гни дерево, оно все вверх растет.

1.Расставьте знаки препинания.  Начертите схемы предложений, правильно задавая вопрос от главной части к придаточной.

Было уже совсем тепло  хотя кругом лежал рыхлый  тяжёлый снег.

Как бы ни говорили  девушки по всему белому свету всё становится милым в их устах.

У него ничего не клеилось  что бы он ни предпринимал.

Сколько я ни прислушивался  я не мог различить ни одного звука.

2.Закончите начатые предложения. Расставьте знаки препинания. 

Хотя                                                                                                                            я вдруг заволновался.

Сколько ни                                                                                                                я не мог успокоиться.

Ворота ещё были заперты  несмотря на то что

Куда  бы ни                                                                                                             он не мог забыть родную деревню.

 

 

 

 

Рабочий лист №2

Сложноподчинённые предложения с придаточными причины

Отвечают на вопросы  почему? отчего? по какой причине? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов потому что, оттого что, вследствие того что, благодаря тому что, в силу того что, из-за того что, затем что, так как, ибо, благо, поскольку, в связи с тем что, тем более что.

Оттого что свеча горела слабо, в комнате было почти темно.

1.Замените обстоятельства причины придаточными причины.

Образец: По рассеянности Петя забыл смазать лыжи. – Так как Петя был рассеян, он забыл смазать лыжи.

От усталости путник еле-еле передвигал ноги.           В связи с сильными морозами река сразу стала.

 

2. Закончите начатые предложения. Расставьте знаки препинания.

Машины включили фары потому что

Надо часто менять людей на постах оттого что

Благодаря тому что                                                                                                         мы получили большой урожай.

 

 

Сложноподчинённые предложения с придаточными цели

 

Отвечают на вопросы  зачем? с какой целью? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, да, только бы.

Чтобы не заблудиться, мы вышли на тропинку.

1.Замените второстепенные члены предложения придаточным цели. Образец:  Для проведения опытов нужно было достать прибор.- Для того чтобы проводить опыты, нужно было достать прибор.

Язык существует для общения людей друг с другом.

Рано утром ребята ушли купаться и загорать на морском берегу.

Учёные ещё раз поставили опыт для проверки его результата.

2. Закончите начатые предложения. Расставьте знаки препинания.

Чтобы                                                                                                    нужно заниматься спортом.

Я отправился на Кавказ для того  чтобы

 

 

Рабочий лист №3

Сложноподчинённые с придаточными следствия

Отвечают на вопросы вследствие чего что произошло? что из этого следует? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союза так что.

Лето было не очень жаркое, так что урожай грибов должен быть хорошим.

На дворе стояла совершенно чёрная ночь так что

Лёд на реке местами уже тронулся так что

Вдоль улицы росли  большие старые липы так что

 

 

Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени

Отвечают на вопросы  как? каким образом? в какой мере? в какой степени? насколько? и относятся обычно к одному слову в главном предложении; присоединяются при помощи союзов что, чтобы, словно, точно и союзных слов как, насколько, сколько.

Мы так устали, что не могли идти дальше.

Я выполнил работу так чтобы

Луна светила так ярко что

Глаза настолько привыкли к темноте что

Мне стало до такой степени интересно что

 

Сложноподчинённые с придаточными сравнительными

Отвечают на вопросы  как что? как кто? чем что? чем кто? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов как, подобно тому как, словно, будто, точно, как будто, как если бы, что.

Ветви березы тянутся к солнцу, как будто протягивают ему свои руки.

Предложения с второстепенными ЧП

Со сравнительными оборотами

Со сравнительными придаточными в СПП

1.Он шёл осторожно, по-звериному.

2.Опавшие листья лежат разноцветным ковром.

3.Он жаждал свободы подобно птице.

 

 

Рабочий лист №4

Сложноподчинённые предложения с придаточными времени

Отвечают на вопросы  когда? с какого времени? до какого времени? как долго? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов когда, пока, как, в то время как, по мере того как, покамест, покуда, после того как, едва, с тех пор как, лишь, чуть, прежде чем, как только, лишь только, только что, только чуть, раньше чем, перед тем как.

Пока дождь не прекратится, придется сидеть дома.

1.Подставьте подходящие по смыслу временные союзы, расставьте знаки препинания, нарисуйте схемы.

Я присел на лавку и стал ждать       ……… они закончат деловой разговор.

……………………….они убежали   на крыльцо вышел почтальон.

………………………………….разъехались из парка грузовики ребята отправились домой.

………………………….поднялись мы по лестнице послышался шум.

Птица вылетела из куста     ………………… я вышел на опушку.

 

 

Сложноподчинённые предложения с придаточным места

Отвечают на вопросы  где? куда? откуда? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзных слов где, куда, откуда. 

На фольклорную практику едут туда, где еще живы народные традиции песни, сказа.

 

1.Закончите начатые предложения, расставьте знаки препинания, нарисуйте схемы.

Эта дорога ведёт туда где………………………….

Бойцы должны были вернуться туда куда……………………..

Долго находиться там где…………………………………………………………………..   было невозможно.

Там откуда………………………………………………………………………….небо ещё покрыто тучами.

2. Расставьте знаки препинания, нарисуйте схемы, подпишите вид придаточных предложений в СПП.

Существует мнение  что образование   погружение человека в прошлое настоящее будущее культуры.

Об этом давно задумывались люди замечая  что неистовство природных сил совпадает с крупными социальными катастрофами  возникающими в человеческом обществе.

Сейчас   где   бы   я   ни   жил   у   меня   нет   и   в   помине   той   жаркой   радостной   тяги   в   город  которая была в юности.

Как только я выбрался из воды  чьи-то пальцы стиснули мой нос.

Вдруг я почувствовал, что по мне пробежал некто в ботинках с железными набойками, раздавив часы на моей руке.

 

 

 

Рабочий лист №5 

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

Отвечают на вопросы Какой? Чей и относятся к существительному или местоимению в главной части; присоединяются чаще всего при помощи союзных слов какой, который, чей, где и др. и союзов что, чтобы, будто 

Родные места, где я вырос, навсегда останутся в моем сердце;

Тот, кто ничего не делает, ничего не достигнет;

Она посмотрела с таким видом, что все замолчали.

1.Расставьте, где нужно, знаки препинания. Замените предложения с причастными оборотами на  СПП с придаточными определительными. Нарисуйте схемы, подчеркните грамматические основы.

Образец:  На знакомых с детства картах ты не найдёшь этого города. -  На картах, которые знакомы с детства, ты не найдёшь этого города.

На краю поляны поднималось дерево одетое в белый наряд.

Посеребрённый инеем лес застыл в безмолвии.

Земля окутанная снегом искрилась холодным блеском.

Капли смолы застывшей на шишках блестели в солнечных лучах.

2.Замените союзное слово КОТОРЫЙ другими подходящими по смыслу союзными словами.

Слова для справок: когда, где, куда, откуда, что.

Я поселился в гостинице, в которой останавливались все приезжие.

В классе, в который включили ещё несколько человек, я был моложе всех.

Мы условились встретиться за садом, который тянулся вдоль улицы.

Путешественники достигли вершины, с которой открывался чудесный вид.

Настала минута, в которую я понял ценность этих слов.

 

 

 

Рабочий лист №6              

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

Отвечают на вопросы косвенных падежей и относятся обычно к сказуемому в главной части; присоединяются при помощи союзов что, чтобы, будто, ли, если бы и др. и союзных слов где, куда, сколько, который и др.

Скоро я понял, что заблудился;

Ему казалось, будто все вокруг радовались его счастью.

1.Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, нарисуйте схему предложений.

Я не пон…мал для чего и чем живут эти шест…десят  тысяч…  людей.

Мы стали прислушиват…ся  и угалывать  кто ревел тигр или человек.

Он  смотрит какой э …  ект  произвели его слова но н…чего не видит.

Уля вдруг поняла почему люди на улице испуга…о  ра….тупались  перед ними.

Им не было н…какого дела слушают ли их и смотрят ли на них люди.

Затем она стала ра…прашивать меня где я теперь работаю.

Когда он пр…будет неизвес…но.

 

 

2.Закончите начатое предложение. Определите разряд придаточных в СПП.

Мы обрадовались тому, что…

Учитель рассказал, как…

Я живу недалеко, в здании, что…

Скажите, почему…

Вечером мы взобрались на гору, откуда…

Мы надолго запомним те впечатления, которые…

Я отлично помню, где…

Спутник спросил меня, куда…

 

 

3. Переделайте предложения с прямой речью, правильно оформив её, в предложения с косвенной речью.

Я спросил сестру   Ты купила абонемент?

Долохов спросил  Тут полковник?

Почему ты отказался от последней попытки   спросил меня мой тренер.

Куда едете   спросил я у моих соседей.

Частные мастера Частные Мастера-Плиточники

Ванная под ключ - https://plitochniki.com.ua

Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/

Поиск

МАТЕМАТИКА

 

Тетрадкин Град

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2023 High School Rights Reserved.