Синтаксис (от греч. syntaxis — построение, строй) языка — его синтаксический строй, совокупность действующих в языке закономерностей и правил, регулирующих построение речи. Синтаксис как наука — это раздел грамматики, который изучает синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц. Синтаксические единицы — это конструкции, в которых элементы объединены синтаксическими связями и отношениями. Синтаксис рассматривается как замыкающий ярус языковой системы, который использует единицы всех уровней системы языка для реализации его коммуникативной и познавательной функций.
Место синтаксиса в курсе русского языка. Синтаксис традиционно изучается в школьном курсе грамматики. Методисты (А. В. Текучев, Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов и другие) отмечают необходимость изучения синтаксиса во взаимосвязи с другими разделами науки о языке. На синтаксической основе происходит усвоение норм произношения, процессов словоизменения, формирование речевых и языковых умений, орфографических навыков.
Задачи изучения синтаксиса в школе:
1) обеспечить усвоение учащимися знаний о синтаксисе русского языка на основе сознательного восприятия ими системы синтаксических понятий;
2) совершенствовать речь учащихся в направлении ее соответствия синтаксическим нормам языка;
3) обогащать синтаксический строй речи учащихся;
4) создать базу для усвоения школьниками правил пунктуации.
В программах синтаксис представлен в первой содержательной линии курса «Русский язык», предполагающей получение учащимися основ лингвистических знаний из области синтаксиса. Основу содержания школьного курса синтаксиса составляет система синтаксических понятий; в начальной школе изучаются словосочетание и предложение.
Значение работы над словосочетанием как единицей языка заключается в следующем:
усвоение моделей словосочетаний, выражающих различные синтаксические отношения, оказывает положительное влияние на развитие логического мышления;
2) работа над словосочетанием подготавливает школьников к осознанию синтаксических отношений между словами внутри предложения;
3) работа над словосочетанием позволяет организовать изучение частей речи на синтаксической основе (например, ознакомление младших школьников с категорией падежа имен существительных осуществляется на основе установления связи между словами, входящими в словосочетание);
4) изучение словосочетания способствует формированию орфографического навыка школьников.
Содержание изучения словосочетания:
1) формирование представления о словосочетании как единице синтаксиса;
2) формирование умений:
- определять в словосочетании главное и зависимое слова при помощи вопросов;
— выделять словосочетания в предложении;
— устанавливать связи между словами в словосочетании;
— различать слово и словосочетание как сложное название предмета.
В высыпающемся меню Вы найдете интересные материалы по указанной теме.