Знать:критерии переходности-непереходности глагола, связь категорий непереходности и возвратности (все возвратные глаголы непереходные, но непереходный глагол не обязательно возвратный).
Уметь: различать переходные и непереходные глаголы, правильно употреблять винительный и родительный падежи, образовывать возвратные глаголы.
Повторить: спряжения глаголов, суффиксальный способ образования глаголов.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания. Записать по памяти спряжения одного из разноспрягаемых глаголов (хотеть, бежать, есть, дать) и 20 словарных слов по памяти. Составить с ними 5-6 словосочетаний с переходными глаголами. Например: приобрести книгу, преодолевать препятствие, рассказать прибаутку и т.д.
Резерв. Орфографическая работа. Подчеркнуть переходные глаголы. Снимать обувь, сжигать мосты, начинать беседу, размахнуться изо всех сил, формировать бригаду, премировать за рабоу, поскользнуться на льду, желать справедливости, стремиться к знаниям, сооружать здание, знакомый маляр, опытный штукатур, начал рисовать, заводской конвейер, баловать ребёнка, открыто ликовать, получать удовольствие от работы.
2. Синтаксический разбор предложения и 2-х словосочетаний на доске: Моряки видят впереди странный остров голубовато-зелёного цвета.(невоскл., прост., двусост., распр.).
Выписать из предложения все словосочетания, разобрать одно именное, одно глагольное. Например:
Видят остров странный остров
3. Устный опрос.
-Какие глаголы называются переходными?
-С какими частями речи они могут сочетаться?
-В каком падеже?
-Дополнение (существительное или местоимение) может стоять при переходном глаголе при каких условиях и в каком падеже?
-Какие глаголы называются возвратными?
-С помощью какого способа образуются возвратные глаголы?
4.а )На «крыле» доски помещены глаголы, которые нужно поставить в форму 2-го л., ед. ч., 3-го л., ед. и мн. ч.:
Расстелить
Бороться
Пилить
Построить
Задержать
Увидеть
Полоть
Помириться
Удивляться
(2 последних глагола разобрать по составу)
б)Перфокарта. Повторение спряжений глагола. Взаимопроверка.
Е-и в окончаниях глаголов 3-го лица ед.ч.
1варит |
веет |
вертит |
2показывает |
хвалит |
держит |
3стелет |
кружит |
пилит |
4борется |
красит |
ненавидит |
5плачет |
рубит |
колет |
бтерпит |
открывает |
гонит |
7клеит |
едет |
жалит |
8сеет |
строит |
тает |
9обидит |
растопит |
смотрит |
в) Образование возвратных глаголов.( Частица -ся произошла из краткой формы возвратного местоимения себя (старословянское -ся-юс малый).Возвратный глагол потому и называется возвратным,что действие возвращается к себе. Возвратные глаголы чаще всего образуются от невозвратных путём прибавления постфикса —ся( возвратный суффикс).Но ряд возвратных глаголов не обозначает переход действия на себя.драться, смеяться, целоваться, ругаться, обниматься, убираться, кусаться).
Учить-учиться, катать-кататься,
умывать-умываться, глядеть-глядеться.
5. Выборочная работа. Выписать из текстов переходные -непереходные глаголы, указать возвр. и невозвр. гл., указать вид глаголов.
Катя
Мы целое утро
Возились с ростками.
Мы их посадили
Своими руками.
Мы с бабушкой вместе
Сажали рассаду,
А Катя ходила
С подругой по саду.
Потом нам пришлось
Воевать с сорняками.
Мы их вырывали
Своими руками.
Таскали мы с бабушкой
Полные лейки.
А Катя сидела
В саду на скамейке.
-Ты что на скамейке
Сидишь как чужая?
А Катя сказала: -Я жду урожая.
(А.Барто)
Часы
Бьют часы.Кого? Зачем?
Бьют.. .За что?Скажите...
Бьют подъём и бьют отбой,
Бьют отъезд и встречи,
И яснее этот бой самой ясной речи
Бьют часы.. .Жесток их бег,
Точно их движенье...
Хочешь победить в бою,
В жизни сделать что-то?
Бьют часы.. .Всю жизнь свою Торопись, работай!
(И.Снегова)
6. Самостоятельная работа.
Употребите данный глагол во 2 лице ед.ч. с существ, в косвенном падеже так, чтобы получилось словосоч. «гл.+сущ.».Определите переходность глагола и его вид.
Образец: пишешь (что?) сочинение ( перех., несов. вид), запишешься (куда?) в студию ( неперех., сов. вид).
Крутить-крутиться, простить-проститься, копать-копаться, занимать-заниматься, смотреть-насмотреться, бросить-броситься, формировать-формироваться, печатать-напечататься, убедить- убедиться.
7. Развитие речи. Записать предложение в исправленном виде:
Я одел пальто, шапку и пошёл гулять. Ученики познакомилися с новым учителем только во время занятий.Мама убралася в комнате, постиралась. Малыши игрались на детской площадке.На улице было холодно, сестра одела тёплый свитер и брюки.
Резерв. Написать 10-15 глаголов, которые можно было бы употребить при написании небольшого сочинения: «Я выполняю домашние задания». Определить их переходность и вид.
8. Домашнее задание: Упражнения на распечатанных листах.
9. Итоговый тест.
Переходные и непереходные глаголы.
Уровень 1. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся может повторить новую информацию.
1. Закончить формулировку правила.
Переходным глаголами называются глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением...
a) в именительном падеже без предлога;
b) в винительном падеже без предлога;
c) в винительном падеже с предлогом.
2. Привести примеры:
a) переходного______________________________________ глагола;
b) непереходного глагола_________________________ .
3. Заполнить пропуск:
Дополнение может стоять при переходном глаголе_________________
падеже при:
a) отрицании;
b) указании на часть предмета:
а) в дательном;
б) в предложном;
в) в родительном.
Уровень 2. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся понял учебный материал и научился применять полученные знания.
4. Подчеркнуть словосоч. «гл.+ сущ. в род.п»:
мыть посуду, встретить друга, поесть супа, радоваться успехам, набросать камней.
5. Соотнеси словосочетания и объяснения.
Почему существительное стоит при глаголе в родительном падеже?
не купил хлеба
налить молока -отрицание
выпить воды -указание на часть целого
не выполнил задания
6. Указать на номер правильного ответа.
Что надо сделать, чтобы доказать переходность глагола:
1) поставить глагол в неопределённую форму;
2) подобрать существительное в винительном падеже без предлога;
3) проспрягать глагол;
4) подобрать существительное в дательном падеже с предлогом.
7.Доказать с помощью примеров переходность данных глаголов:
1) поднимать-_______________________________________ ;
2) встречать-_________________________________________;
3) ждать-_____________________________________________;
8. Подчеркнуть переходные глаголы:
смотреть, лежать, увидеть, войти, брать, скользить, нести, трогать, быть, красить.
Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж
Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/