В современной школе возникает необходимость пересмотра организационной, содержательной и управленческой составляющих образовательного процесса с точки зрения их влияния на развитие личности ученика, повышение качества образования. Одним из условий реализации этой стратегии является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к организации процесса обучения, способствующего развитию личности учащихся с учетом их склонностей и способностей.
Дифференциация задает такую организацию учебного процесса, при которой учитываются доминирующие особенности групп школьников. Дифференциация может быть внешней (организация спецшкол, открытие классов с углубленным изучение отдельных предметов и коррекционных классов, введение факультативов, курсов по выбору и др.) и внутренней, когда в рамках обычного класса для разных групп учащихся, учитывая индивидуальные особенности каждого из них, определяется наиболее рациональный характер работы на уроке. Таким образом, дифференциация определяет индивидуализацию обучения, то есть задает учет личностных особенностей каждого ученика.
Экспериментальные психолого-педагогические исследования подтверждают наличие большого разброса в уровне усвоения знаний учащимися одного и того же класса. Например, решение задач на определение местного и поясного времени показало, что восьмиклассники затрачивают на это различный объем времени: одним для овладения понятиями по теме потребовалось решить от 3 до 5 задач, другим - более 10.
Индивидуальные различия учащихся обнаруживаются и в уровне работоспособности. По данному показателю можно выделить три группы детей: с высокой работоспособностью (36% учащихся), со средней (50-55%) и низкой (8-17%). Для эффективности обучения третьей группы нужен иной темп работы, чем для учащихся, обладающих высокой и средней работоспособностью.
Индивидуальные различия проявляются и в типах мышления: у одних детей преобладает практически-действенное мышление, у других - наглядно-образное, у третьих - словесно-логическое. В процессе обучения важно учитывать и развивать все три вида мышления.
Педагогический опыт показывает, что одним из эффективных средств индивидуального подхода к учащимся на уроках географии может быть использование дифференцированных заданий. При этом сложность заданий определяется совокупностью нескольких показателей:
объемом задания (количеством поставленных вопросов, числом звеньев в цепи рассуждения, числом устанавливаемых причин и следствий, удельным весом расчетов, графических работ и др.);
типом мыслительной деятельности, необходимой для выполнения заданий (воспроизведение ранее усвоенных знаний, применение знаний в типичных или нестандартных условиях, поиск новых способов решения учебной проблемы или новой информации из дополнительных источников).
Частные мастера Частные Мастера-Плиточники
Ванная под ключ - https://plitochniki.com.ua
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/