Главное при разработке программы по любому виду внеурочной деятельности школьников — выстроить формы деятельности и содержание таким образом, чтобы они обеспечили устойчивое развитие воспитательных результатов.
Устойчивое развитие воспитательных результатов внеурочной деятельности предполагает следующую логику: приобретение ребёнком социального знания (первый уровень результатов), переживание им ценности этого знания, формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям (второй уровень результатов), приобретение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия (третий уровень результатов).
Социальное знание — это знание об общественных нормах и ценностях, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п. В школе оно передаётся ребёнку педагогом либо в форме учебного (предметного) знания (например, с помощью так называемых примеров из жизни на разных учебных предметах), либо в форме повседневного знания (в ситуациях общения лицом к лицу, столь характерных для внеурочной сферы школьной жизни). К сожалению, в современном учебном процессе социальное знание часто оказывается почти вытесненным предметным знанием, а повседневное социальное знание ряда учителей носит не столько гражданский, сколько обывательский характер. Это приводит к дефициту гражданского социального знания у школьников и ставит педагогов перед необходимостью восполнить этот дефицит. Полнота социального знания учащегося, переход с бытового уровня социального знания на гражданский являются не только показателями личностного роста школьника, но и важнейшими задачами воспитательной деятельности педагога.
Однако знание общественных норм и ценностей не является гарантией того, что человек готов им добровольно следовать в различных обстоятельствах жизни, т. е. ценит их. Личностный рост школьника предполагает развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (Человек, Семья, Отечество, Природа, Мир, Знания, Труд, Культура). Для становления позитивного отношения к ценностям необходим опыт их эмоционального переживания и рефлексии. В школе такой опыт переживания может возникнуть у учащегося в процессе взаимодействия в группе сверстников, детском объединении, классном коллективе, школьном коллективе, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде школьник получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергать). У него появляется (или не появляется) желание, намерение жить в соответствии с принятыми им ценностями.
Каждому уровню воспитательных результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее, тип образовательной формы, т. е. ряд содержательно и структурно близких форм). Первый уровень результатов может быть достигнут в формах, устроенных по принципу «педагог — ребёнок», второй уровень — в формах, описываемых формулой «педагог — ребёнок — детская среда (коллектив)», третий уровень — в формах, устроенных по принципу «педагог — ребёнок — детская среда (коллектив) — общественная среда (социальные субъекты)».
Невозможно достигнуть результата второго и тем более третьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня. Однако важно понимать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышение качества и эффективности деятельности. Педагог, не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и тем более третьего уровня. Он может это сделать только имитационно. Поэтому и при проектировании программ, и при организации внеурочной деятельности так важно избежать форсирования результатов, форм и содержания.
Ищите готовые программы внеурочной деятельности в высыпающемся меню.
Частные мастера Частные Мастера-Плиточники
Ванная под ключ - https://plitochniki.com.ua
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/