Цель: формирование компетенции личностного совершенствования, познавательной и коммуникативной деятельности учащихся.
Задачи:
Образовательные:
сформировать представление о причинах, вызывающих смену сезонов года;
Задачи урока.
Обучающие:
Обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях полового и бесполого размножения растений и животных;
Совершенствовать умения характеризовать приспособленность растений и животных для размножения;
Цель: формирование компетенции личностного совершенствования, познавательной и коммуникативной деятельности учащихся.
Задачи:
Образовательные:
сформировать представление о причинах, вызывающих смену сезонов года;
Цели:
Образовательные
углубление знаний об условиях перехода веществ из одного состояния в другое на примере воды, о сущности круговорота воды в природе, о составных частях гидросферы, применение знаний и умений в знакомых и новых учебных ситуациях;
Цели:
познакомить учащихся со строением и многообразием клеток;
раскрыть значение органоидов клетки;
сформировать понятия о оболочке, цитоплазме, ядре и пластидах;
Цель урока: обобщить представления учащихся об окружающем мире; подвести их к пониманию многообразия и красоты в природе.
Планируемые результаты обучения
Учащиеся понимают, что окружающий мир представлен многообразием природных объектов различных уровней организации, взаимосвязанных между собой, и узнают о значении понятий «природа естественная», «природа преобразованная».
Цель урока: акцентировать внимание учащихся на процессе взаимодействия человека и природы, на результатах антропогенной нагрузки на природу.
Оборудование: иллюстрации, рисунки, отражающие воздействие человека на природу.
Цель урока: на основе представлений учащихся о месте и роли человека в природе, о длительной истории взаимоотношений природы и человека объяснить причины, масштаб и последствия многообразных глобальных проблем современности.
Оборудование: видеоматериалы, иллюстрирующие экологические и другие глобальные проблемы современности.
Цель урока: познакомить учащихся с начальным этапом развития науки о природе, со спецификой научного знания.
Планируемые результаты обучения
Учащиеся понимают особенности, специфику научного знания, его отличие от житейского знания; имеют представление о роли наблюдений и эксперимента в познании природы (наблюдения за движением небесных тел, климатические наблюдения, наблюдения за ростом и развитием животных).
Цель урока: познакомить учащихся с развитием научных знаний в истории человечества.
Оборудование: иллюстративный материал об истории различных научных открытий; рисунки первого микроскопа, первого телескопа и др.
Цель урока: подвести учащихся к пониманию роли методов познания природы в получении достоверных научных знаний; показать специфику практических и теоретических способов познания.
Оборудование: иллюстративный материал о методах познания; портреты ученых.
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями эксперимента как научного метода познания природы.
Оборудование: два комнатных растения одного вида, но в разном состоянии; нехимическая посуда — стаканчики из столовой; вещества (вода, соль, сахар, сироп); одноразовые чайные ложечки; навески веществ; стаканы с водой; пробирки с разным количеством краски или акварельные краски и кисточка.
Цель урока: познакомить учащихся с основами проведения лабораторного эксперимента, с использованием различной лабораторной посуды и других видов лабораторного оборудования; с устройством спиртовки, лабораторного штатива и выработать навыки работы с ними.
Цель урока: обобщить представления учащихся об этапах научного познания и определить значение каждого этапа для становления науки в целом.
Оборудование: портреты ученых (М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, И. П. Павлова, И. И. Мечникова, В. И. Вернадского и др.); иллюстрации о научной деятельности ученых-естествоиспытателей.
Цель урока: опираясь на жизненные представления учащихся, подвести их к общему представлению о специфике различных областей научного знания; познакомить с понятиями «физическое тело», «физическая величина»; показать способы измерения физических величин.
Цель урока: познакомить учащихся на уровне общих представлений с понятиями и терминами «вещество», «физические свойства веществ».
Планируемые результаты обучения
Учащиеся понимают смысл терминов «вещество», «свойства веществ», «плотность вещества».
Цель урока: объяснить учащимся необходимость учета условий при изучении веществ, поскольку свойства веществ изменяются при изменении внешних условий (на примере изменения температуры).
Оборудование: спиртовка; вода; сахар; медный купорос; приборы; пробирки; держатель для пробирок; выпарительная чашечка.
Цель урока: познакомить учащихся с некоторыми методами очистки веществ, основанными на знании их физических свойств, выяснить значение процесса очистки веществ.
Оборудование: стакан с водой, где находятся твердые частицы почвы; чистый химический стакан; воронка; фильтровальная бумага; стеклянная палочка.
Оборудование: химический стакан с водой, содержащей нерастворимые примеси (например, песок, мел или глину); воронка; стеклянная палочка; коническая колба или сосуд другой формы; фильтровальная бумага; ножницы; статьи из журналов, газет, книг о загрязнении воды и способах ее очистки, слайды, видеофильмы.
Оборудование: географические карты Западного и Восточного полушарий; графики количества пресной и соленой воды на планете; таблицы по курсу биологии, иллюстрирующие содержание воды в различных живых организмах.
Цель урока: создать условия для формирования ценностно-личностного отношения учеников к проблеме сбережения воды на нашей планете; научить проводить исследования.
Цель урока: опираясь на наблюдения учащимися различных процессов и явлений в обыденной жизни и в лабораторном эксперименте, дать общие представления о сложности природных процессов, о необходимости изучения их с различных позиций (разными науками), о единстве и различиях между физическими и химическими явлениями.
Цель урока: на основе знаний учащихся о сущности физических явлений показать их многообразие в окружающем мире, их значимость в природе и в деятельности человека; дать общее представление об изменениях энергии как неотделимой характеристике всех физических процессов.
Цель урока: на основе наблюдений учащимися опытов, доказывающих дискретность строения веществ, сформулировать основные положения атомно-молекулярной теории, которая раскрывает основы строения веществ.
Планируемые результаты обучения
Учащиеся усваивают основные положения атомно-молекулярной теории.
Цель урока: продолжить знакомство учащихся с химическими явлениями в природе — химическими реакциями, условиями и признаками их протекания.
Планируемые результаты обучения
Учащиеся понимают смысл терминов «условия протекания реакции», «признаки реакции».
Цель урока: создать условия для осмысления учащимися сущности химических превращений как процесса перегруппировки частиц, из которых состоят вещества, что обеспечивает понимание единства материального мира.
Планируемые результаты обучения
Учащиеся понимают механизм химических превращений, основанный на процессе перегруппировки атомов химических элементов.
Цель урока: расширить представления учащихся о единстве мира на основе изучения понятия «материя» и ее видов.
Планируемые результаты обучения
Учащиеся имеют общее представление о материи и поле.
Цель урока: опираясь на представления учащихся о разнообразии и сложности организации окружающего мира, помочь им осознать смысл понятия «система» на примере простейших систем.
Планируемые результаты обучения
Учащиеся понимают смысл термина «система» и знают общие признаки системы.
Цель урока: опираясь на представления учащихся о характеристиках систем, рассмотреть с этих позиций «устройство» природы на нашей планете.
Оборудование: иллюстративный материал об уровнях организации природы; дидактические карточки; таблицы-схемы, иллюстрирующие открытые системы, пищевые цепочки, регуляцию численности популяций.
Цель урока:помочь учащимся понять смысл таких характеристик систем, как «устойчивость — неустойчивость», «открытость — закрытость», «развитие — стабильность», «саморегуляция», и осознать их значение для проявления основного свойства природы — обеспечения жизни на Земле.
Цель урока: продолжая использовать системный подход к рассмотрению природы, раскрыть перед учащимися значимость существования взаимосвязей между ее компонентами.