«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА»
________________________________________________
Ф.И.О. педагога
________________________________________________
должность
Общий стаж |
Пед. стаж |
Пед. стаж в данном учебном заведении |
Категория |
Дата последней аттестации |
Дата предполагаемой аттестации |
|
|
|
|
|
|
ТЕМА: «________________________________________
________________________________________
________________________________________»
название темы
__________________
учебный год
__________________
возрастная группа
Этап работы над темой: _________________
Дата начала работы над темой: _________________
Предполагаемая дата окончания работы: _________________
Требования к педагогам по самообразованию при подготовке к аттестации:
Работа по теме самообразования не менее 1 года;
Изучение научно-методической литературы;
Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме;
Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;
Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;
Проведение открытых просмотров в учебнои заведении или на уровне района;
Обучение на курсах повышения квалификации;
Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;
Активное участие в работе методического объединения района;
Участие в конкурсах педагогического мастерства в учебного заведения и районе;
Обобщение опыта работы по теме самообразования.
Памятка для анализа процесса самообразования:
Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами учебного заведения и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.
Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.
Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)
Творческое сотрудничество (с педагогом, методистом…)
Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.
Система работы педагогов по самообразованию:
В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы учебного заведения. Совместно со старшим воспитателем выбираются формы отчёта по данной теме. В течение года педагоги фиксируют свою работу по самообразованию в тетрадь по самообразованию (или печатные листы фиксации проведённых мероприятий…).
В течение учебного года педагоги учебного заведения, следуя своему плану самообразования, ведут работу по выбранной теме:
Изучают необходимую литературу.
Посещают РМО, для обогащения опытом работы.
Выступают на педсоветах, семинарах, проводят консультации для коллег, мастер – классы.
Ведут дополнительную работу с детьми: диагностику знаний, умений и навыков детей по своей теме в начале и конце учебного года, занятия, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки.
В конце учебного года все педагоги составляют отчёт о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на итоговом педсовете.
Тема: «…»
Цель: «…»
повышение профессионального уровня;
изучение методической литературы по теме самообразования;
внедрение технологии или методики в практику;
разработка конспектов или вариантов планирования;
проведение семинара-практикума;
обобщение и систематизация знания по_______
Задачи:
Повысить собственный уровень знаний путём…(изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования...)
Разработать перспективный план работы с детьми
Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
Организовать работу кружка, создать учебную программу.
Оформить в группе уголок…..
Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на педагогическом совете №… по теме «…»,
Подготовить (принять участие) в семинаре …..
Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме:«»
Выход темы:
Проведение открытого занятия. (коллективный просмотр…). Тема: «…» (месяц)
Подготовить (принять участие, провести) семинар. Тема: «…» (месяц)
Провести мастер-класс для педагогов по теме: «…»
Оформление папки передвижки. Тема: «…» (месяц)
Сборник консультаций для родителей. Тема «…»
Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Используемая литература:
Автор, название, год издания, издательство.
Тематика самообразования педагогов в соответствии с опытом и педагогическим стажем:
Для молодых специалистов:
Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
Формирование основ педагогического мастерства;
Развитие умений и конструктивных способностей.
Для педагогов, работающих свыше 5 лет:
Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих воспитателей:
Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
Проявление творческого потенциала педагога;
Пропаганда своих достижений;
Развитие исследовательской деятельности.
Для педагогов без специального образования:
Овладение методикой работы с детьми;
Адаптация к педагогической деятельности.
Тематикой самообразования также может быть:
одна из годовых задач учебного заведения;
проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;
Этапы самообразования
Интерес (Чего хочу?)
- определение проф. потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?)
- формулировка темы, постановка цели (Чего хочу достичь?)
План (Как достигну?)
- отбор действий (Что надо сделать?)
- установка их последовательности (В какой последовательности?)
- определение сроков (Когда?)
Работа
- обучение и воспитание (Что делаю?)
- оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?)
- сбор информации для анализа (Как получается?)
Анализ (Что получилось? Что не получилось и почему?)
- подбор методик анализа
- проведение анализа
- выводы
Будущее (Что дальше делать?)
- задачи на будущее
Деятельность воспитателя в области самообразования может включать в себя:
– систематический просмотр определенных телепередач;
– чтение конкретных педагогических периодических изданий;
– чтение методической, педагогической и предметной литературы;
– обзор в интернете информации по исследуемой теме, педагогике, психологии, педагогических технологий;
– посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег;
– участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;
– изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
– изучение иностранных языков для чтения информации о достижениях мировой педагогики;
– прохождение курсов повышения квалификации;
– проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;
– организация кружковой и свободной деятельности по теме;
– посещение предметных выставок и тематические экскурсии по теме;
– общение с коллегами в учебном заведении, районе, городе и в интернете и т.д.
Индивидуальный план самообразования
На ______________________ учебный год
ФИО____________________________________________________
Должность ______________________________________________
Тема: _________________________________________________________________________________
Цель:__________________________________________________________________________________
Задачи________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Этап работы над темой _______________
Начало работы по теме ______________ предполагаемый срок окончания ___________
Основные вопросы для изучения __________________________________________________________________________
Список изучаемой литературы: _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Изучение передового педагогического опыта __________________________________________________________________
Творческое сотрудничество по теме самообразования (с кем) _______________________________________________
Деятельность педагога в области самообразования _____________________________________ ____________________________________________________________________________________
Практический выход ____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Мероприятия Срок проведения
_____________________________________________________
_____________________________________________________/________________________
Вывод по окончанию работы _____________________________________________________
Возможная проблема |
Пути решения |
1. Не могу определиться с темой самообразования |
Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты. Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно-правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные. |
2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе |
Подбор литературы: Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным. Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания? Составление плана изучения конкретной выбранной литературы: Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме. Включите современные взгляды на проблему Используйте опыт работы педагогов других учебного заведения. |
3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал |
По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения. Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами. Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками. Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия. |
4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается. |
Составьте план или схему полученных при изучении материалов. Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий. |
5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации. |
Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми. |
Самообразование, как эффективная форма повышения профессионализма педагогов
Самообразование – целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений.
(Педагогический словарь)
Понятие «самообразование» состоит из комплектования личной библиотеки и умственного труда дома, наедине.
В.А.Сухомлинский
Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности.
Уровень профессионального мастерства педагогов во многом зависит от конкретных условий. В нашем учебном заведении реализуются разнообразные формы повышения уровня квалификации педагогов:
курсы повышения квалификации,
участие в методических объединениях,
учеба в институте,
конкурсы профессионального мастерства
Однако, наиболее эффективной формой является система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса.
Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации воспитателя. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.
Основные критерии самообразования педагогов:
Выбор темы с учётом индивидуального опыта, профессионального мастерства и интересов воспитателя.
Интеграция направлений деятельности педагогов с общеобразовательной программой, «Программой развития учебного заведения на период 2020-2021» и годовыми задачами воспитательно-образовательного процесса.
Поддержка успешности профессионального самообразования методической службой учебного заведения:
Помощь педагогам в выявлении проблемы, определении и формулировке темы их самообразования по результатам анкетирования «Достижения и трудности в моей педагогической практике» и «Способность педагога к саморазвитию»;
Предоставление права выбора куратора (директор, опытный педагог), с которым разрабатывается план деятельности с учетом уровня профессионализма воспитателя для обеспечения эффективности своей деятельности.
Использование картотеки «В помощь занимающемуся самообразованием» в методическом кабинете, для изучения теоретических аспектов и ознакомления с опытом работы других педагогов, исследований ученых.
Возможность презентовать свои наработки на институциональном и муниципальном уровнях: открытые занятия, творческие разработки, доклады, рефераты, статьи, игры-путешествия, конкурсы и викторины, консультации, семинары-практимумы, театральная деятельность, родительские собрания, оформление методических материалов, разработка собственных средств наглядности, создание собственной базы лучших конспектов занятий, сценариев, интересных приёмов и находок, организация работы кружка, оформление уголка в группе, написание отчёта, ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме, презентация результатов в различной форме (выставки, фотоколлажи, слайды).
Составление общего плана работы педагогов по самообразованию на основании индивидуальных планов, в котором фиксируются проблемы, этапы работы, предполагаемые результаты и др. Это помогает отслеживать процесс самообразования в целом по детскому саду.
Работа в данном направлении даёт возможность каждому педагогу проявить творчество, нестандартность мышления и педагогическое мастерство.
Диагностическая карта выявления факторов, влияющих на саморазвитие педагогов.
Инструкция. Насколько Вы согласны с приведенными ниже утверждениями? (Поставьте, пожалуйста, баллы, соответствующие Вашему мнению:
5 – да;
4 – скорее да, чем нет;
3 – и да, и нет,
2 – скорее нет;
1 – нет).
Ф.И.О.педагога _________________________________________________
Оценка реализации потребностей педагогов в развитии и саморазвитии.
1. Я стремлюсь изучить себя.
2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят делами.
3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.
6. Я анализирую свои чувства и опыт.
7. Я много читаю.
8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
9. Я верю в свои возможности.
10. Я стремлюсь быть более открытым человеком.
11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
13. Я получаю удовольствие от освоения нового.
14. Возрастающая ответственность не пугает меня.
15. Я положительно бы отнесся (лась) к продвижению по службе.
Дата заполнения______________________
Анкета «Достижения и трудности в моей педагогической практике».
Ф.И.О.Педагога _____________________________________________________________
Аспект педагогической деятельности |
Степень затруднения |
||||
Очень сильно |
Сильно |
Почти не затрудняюсь |
Не испытываю затруднений |
Могу поделиться опытом |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5
|
Планирование воспитательно-образовательной работы: Календарное |
|
|
|
|
|
Перспективное |
|
|
|
|
|
Умение поставить цель и задачи воспитательной работы |
|
|
|
|
|
Выбор форм воспитательной работы |
|
|
|
|
|
Введение инновационных форм воспитательно-образовательной работы |
|
|
|
|
|
Знание детской возрастной психологии |
|
|
|
|
|
Организация и проведение игровой деятельности |
|
|
|
|
|
Организация и проведение занятий. |
|
|
|
|
|
Индивидуальная работа с воспитанниками |
|
|
|
|
|
Работа с «трудными» воспитанниками |
|
|
|
|
|
Работа с родителями |
|
|
|
|
|
Обеспечение разумной дисциплины |
|
|
|
|
|
Эффективное использование пособий и игр |
|
|
|
|
|
Изготовление наглядного материала для оснащения групповой комнаты. |
|
|
|
|
|
Проведение диагностики. |
|
|
|
|
|
Составление анализа работы |
|
|
|
|
|
Планирование самообразования и повышения педагогического мастерства. |
|
|
|
|
|
Дата заполнения_______________________________
Частные мастера Частные Мастера-Плиточники
Ванная под ключ - https://plitochniki.com.ua
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/