logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока:

Ознакомление учащихся правилами поведения во время стихийных бедствий.

Прививать интерес к изучению родного края, воспитывать любовь к родной природе, заботливое и бережное отношение к ней.

Работать над развитием устной речи детей, обогащать словарный запас, формировать познавательные умения, развивать мыслительные навыки.

Оборудование: рисунки, рефераты, презентация проектов учащихся, презентация учителя, карта, компьютер, документ камера.

Ход занятия

1. Знакомство с темой.

Внеклассное занятие по окружающему миру. 

* Мы начинаем наше занятие. Закройте глаз. И представьте, что вы идете по лесу. Вы слышите шелест листьев, пение птиц. А какой чистый воздух! Вдохните. Как все таки легко дышится в лесу. Откройте глаза. Мы действительно в лесу. О чем мы с вами будем сегодня говорить? 

Тема: О Русский лес.

Лес - это мир, полный загадок и тайн. Лес - это гостеприимный дом, он многих приютил: зверей и птиц, ящериц и лягушек, жуков и бабочек. В лесу ни на мгновение не замирает жизнь. А сколько в нём разнообразных растений!

2. Выступление учащихся.

1 ученик. В нашем лесу растут разные деревья: лиственница, обыкновенная сосна, ель, берёза, ива, рябина, много разнообразных кустарников.

2 ученик. В лесах нашего края много диких животных. Самые крупные -это лось и медведь., есть лисы и волки. Много пушных зверей: соболь, песец, горностай, белка, бурундук. Летом в лесу очень много птиц.

3 ученик. В нашем лесу растёт много лекарственных трав: толокнянка, багульник, кровохлёбка, тысячелистник, крапива, пижма, зверобой и многие другие.

4 ученик. Летом мы собираем в лесу красную и чёрную смородину, голубику, чернику, клюкву, малину, ежевику и бруснику. Много в нашем лесу разных грибов.

5 ученик. Древесина леса идёт на постройку домов, на изготовление мебели.

Лес украшает нашу землю, он служит домом для диких зверей, растения леса очищают воздух.

Учитель. Да, лес - это исполинская зелёная лаборатория: он вырабатывает кислород, улавливает газы и пыль. Лес - источник здоровья, его называют лёгкими нашей планеты.

6 ученик /читает стихотворение/

Я славлю лес. 
Когда идёшь усталый, запылённый, 
Дорогой длинной в полуденный зной, 
Сверни смелее в тихий лес зелёный, 
И он усталость снимет как рукой. 
Я славлю чудо из чудес -
Родимый лес, зелёный лес! 
Когда на сердце неспокойно станет, 
Когда не в силах совладать с тоской, 
Побудь в лесу на солнечной поляне,
И все печали снимет как рукой, 
Я славлю чудо из чудес -
Красу земли, зелёный лес! 
В.Лукша.

3. Проверка заданий. 

Стихи про Русский лес. ( читают хором)

О лесе много слагают стихов. Прочитаем одно небольшое стихотворение, но оно за душу берет.

Рассмотрите картинку. Все растения одинаковы? На какие группы они делятся ? (трава, кустарники, деревья).

Представьте нашу планету без растений. Как она будет выглядеть? А что надо сделать, чтобы был лес?

Давайте посадим свой лес и украсим нашу землю.

Показ рисунков, приготовленных дома. (трава, кустарники, деревья)

4. Игра: "Узнай дерево".

* Мы любим лес, мы им любуемся, отдыхаем в нем. А я хочу узнать, знаете ли вы деревья. И можете их узнать по листьям? 

5. Игра: "Лесные заморочки."

Игра "Лесные заморочки". Ученики по очереди берут листочек с номерами. Учитель читает текст под выбранным номером, ученик должен узнать, о каком растении идёт речь.

1. Этот кустарник - ближайший родственник садовой красавицы, царицы цветов розы. Его ягоды используют в лечебных целях. (Шиповник).

2. Весной это дерево стоит нарядное, будто всё в белой пене, и запах его цветов чувствуется издалека. Жаль только, что из-за красивых цветов люди ломают ветки этого дерева. (Черёмуха).

3. Если тебе когда-нибудь понадобится расколоть полено этого дерева, сделать это будет нелегко: топор увязнет в древесине. И ты поймёшь, почему дерево так названо. (Вяз).

4. Лиственные деревья зимой стоят голые, хвойные - зелёные круглый год, потому что хвоинки у них осенью не опадают. А это дерево, хоть и хвойное, но осенью его хвоинки опадают, как у лиственного. (Лиственница).

5. В народе это дерево часто называют "сладким". Нет, конфеты на нём не растут. Но посмотри, как во время цветения летят к нему пчёлы. И мёд потом будет самый вкусный и душистый. (Липа).

6. Сверху листья этого дерева зелёные, снизу - серебристо-серые. От малейшего ветерка листья начинают дрожать, переворачиваются, и дерево от этого выглядит то зелёным, то серым - "переодевается". (Осина).

7. "Красавец" - так переводится с латинского научное название этого дерева. Но оно не только красиво: это дерево - богатырь, дерево - долгожитель. (Дуб).

8. Весной в лесу на этом дереве "загораются" маленькие красные и синие "лампочки" - это почки дерева. А под Новый год на этих деревьях вспыхивают гирлянды настоящих лампочек. (Ель, ёлка).

9. Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму; и чем крепче прихватит морозец, тем слаще они будут. (Рябина).

10. Дотронься летом до ствола этого дерева и почувствуешь, что он прохладный даже на солнцепёке. Так может быть только у одного дерева в мире: ведь это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце. (Берёза).

6. Сообщение учеников о деревьях.

А) Рассказ о березе.

Крупные деревья с белой корой. Веточки и листья голые, усеянные смолистыми железками, душистые. Листья очередные, черешковые, напоминающие ромб, с двояко-острозубчатым краем.

Цветки раздельнополые, собраны в соцветия - сережки. Плод - крылатый орешек. Цветет береза в апреле - мае, плоды созревают в августе - сентябре. Размножается семенами и вегетативно.

В медицине используют почки в качестве мочегонного и желчегонного средств. Применяют в виде настоя и отвара.

Распространена в европейской части и Сибири.

Заготавливают листовые почки ранней весной, во время сокодвижения, в период набухания (но до расхождения чешуек). Ветки связывают в пучки и сушат на открытом воздухе или в сушилках при температуре 25-30°. После сушки почки обмолачивают. Хранят в сухом, хорошо проветриваемом помещении. Наряду с березой повислой в медицине применяют сырье березы пушистой и березы плосколистной.

Русский лес нельзя представить без белой березки. О ней и стихов много написано. Одно мы послушаем.

Б) Стихотворение о березе. 

Сергей Есенин 

Береза

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

* Скоро Новогодний праздник. Без чего мы не представляем этот праздник? Что вы можете о елке рассказать? 

В) Рассказ о ели.

Род ель (семейство сосновые) широко распространён, представляет собой вечнозелёные деревья, с многолетней одиночной спирально расположенной хвоей, однодомные, раздельнополые, ветроопыляемые. Древесина со смоляными ходами, без ядра, малосмолистая, лёгкая, желтовато-белого цвета. Род объединяет около 50 видов. Отдельные экземпляры доживают до 300 лет и в зрелом возрасте распространена на севере и северо-востоке европейской части бывшего СССР, Урале, в Сибири встречается в Приамурье, Забайкалье, на Саянах, Алтае и в северной части Монголии. Произрастает по побережью Охотского моря.

Применение: из-за отличных резонансных свойств используется для изготовления музыкальных инструментов, растет (120 - 150 лет) иногда достигают высоты 50 м

Срубили елку.

А чтобы елка была в нашем доме, что человек делает? Какой вред наносят люди природе? Как можно выйти из положения: не срубать елку, но быть в праздник с украшенной елкой?

7. Игра: "Доскажи словечко". Мы сейчас побываем на новогоднем праздникеВсе хором отвечайте.

Ёлка Елена Благина

Есть ещё игра для вас:
Я начну стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте, 
Хором, дружно отвечайте!
На дворе снежок идёт,
Скоро праздник... (- Новый год!)
Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идёт... (- От ёлки!)
Ветви слабо шелестят,
Бусы яркие... (- Блестят!)
И качаются игрушки -
Флаги, звёздочки... (- Хлопушки!)
Нити пёстрой мишуры,
Колокольчики... (- Шары!)
Рыбок хрупкие фигурки, 
Птицы, лыжницы... (- Снегурки!)
Белоус и краснонос
Под ветвями Дед ... (- Мороз!)
И, верхушку украшая,
Там сияет, как всегда,
Очень яркая, большая,
Пятикрылая... (- Звезда!)
Ну и ёлка, просто диво!
Как нарядна, как... (- Красива!)
Вот огни зажглись на ней,
Сотни крошечных... (- Огней!)
Двери настежь, точно в сказке,
Хоровод несётся в ... (- Пляске!)
И над этим хороводом
Говор, песни, звонкий смех...
Поздравляю с ... (- Новым годом!)
В новым счастьем сразу ... (Всех!)

8. Сообщение 

Лес многих интересует. Одни изучают как живут лесные животные, другие - какие растения бывают. А в нашем классе Лера занимается исследовательской работой по теме " Растения Сибири". Она собирает информацию о лекарственных растениях. Об одном из растений она расскажет.

Шиповник майский.

Морфологическое описание. Невысокий (0.2-2 м выc.) кустарник с тонкими красновато-коричневыми голыми ветвями, несущими немногочисленные небольшие, книзу отогнутые шипы, располагающиеся обычно по два при основании листьев, на цветоносных побегах они нередко отсутствуют. В нижней части ветвей нередко имеются также многочисленные мелкие шипики и щетинки. Листья 5-7-листочковые, черешки их коротко опушенные, нередко с участием мелких шипиков и железок. Прилистники вегетативных побегов узкие, трубковидные, у цветоносных широкие, плоские, с расходящимися острыми ушками. Листочки продолговато-яйцевидные или продолговато-эллиптические, 1.5-5 см дл., тонкие, по краю мелкопильчато-зубчатые, сверху голые или прижато-волосистые, снизу густо прижато-волосистые, без железок, с резко выступающими жилками. Цветки одиночные, реже по 2-3 на голых цветоножках, венчик розовый, 4-6 см в диам. Чашелистики с ланцетным придатком, по краям опушенные, сверху с железками, прикрытыми опушением. Плоды шаровидные, гладкие, красивые.

Местообитание. В лесной и степной зонах в травяных хвойно-лиственных, березовых и сосновых лесах, в зарослях кустарников,, на лесных и пойменных лугах.

Административные районы Сибири. Тюменская, Курганская, Омская, Томская, Кемеровская, Новосибирская, Алтай, Красноярский, Тува, Иркутская

Вне Сибири. Европейская часть СССР, Средняя Европа, Скандинавия.

9. Причины пожаров и гибели животных.

Учитель. В нашем лесу много обитателей, которые украшают наш лес, живут в нем, это их дом. Но человек бывает порой к ним жесток. Скажите, что это за печальная история?

Печальная история

Россия занимает первое место в мире по количеству лесов. Это огромное богатство нашей страны и наш народ бережёт и охраняет это богатство. Самое страшное для наших лесов - это пожары. Лесные пожары уничтожают огромные территории лесов. Все пожары в лесу происходят из-за какой-то внешней причины, но чаще всего по вине человека. 

Назовите причины пожаров.

Причины пожаров: 

- брошенная горящая спичка, окурок;

- охотник выстрелил, пыж начал тлеть и загорелся;

- люди разводили костёр в местах с сухой травой;

- весенний пал травы;

- хозяйственные работы в лесу;

- осколок стекла сфокусировал солнечные лучи как линза и зажёг сухую траву;

- от замыкания высоковольтной линии;

- от вспышки молнии.

В нашей стране ведётся учёт каждого пожара , выясняются причины пожаров, определяются меры борьбы с лесными пожарами. Наукой о лесных пожарах - она называется лесная пирология - собран большой научный материал, который помогает в борьбе с пожарами. Лесные пожары называются стихийными бедствиями, ведь горят не только леса, но и жилые дома, горят целые деревни, гибнут люди.

Чтобы сохранить вокруг нашего города зелёную зону, для отдыха жителей нашего города в лесу около реки Протока оборудовано специальное место. Там построены домики, поставлены столы, скамейки, есть специальное место для костра. По всей поляне поставлены ящики для мусора. Каждый год в конце учебного года мы классом выезжаем в лес. Какие же правила надо выполнять в лесу?

Памятка - как вести себя в лесу. 

1. В лес дети ходят только в сопровождении взрослых. 
2. Костёр разводят только взрослые, они же готовят и обед. 
3. Дети играют только на поляне, играть около костра опасно. 
4. В лесу не ломать веток, не рвать цветов, трав, 
5. Не разорять птичьих гнёзд, не брать из гнезда птенцов, 
6. Осторожно вести себя на берегу ручья и     у озера. 
7. Убирать после себя мусор: бумагу сжигать на костре, а банки и бутылки класть в ящики для мусора. 
8. Костёр заливать водой или засыпать песком . 
9. Помни! После тебя на этом месте будут отдыхать другие люди. Храни красоту нашего леса!

10. Итог занятия.

Что полезного вы узнали? Как будем относиться к природе?

Давайте будем 
Беречь планету!
Во всей Вселенной 
Красивей нету.
Во всей Вселенной 
Совсем одна! 
Что будет делать 
Без нас она?

 

Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж

Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь

Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.