Цели:
формирование интереса к русскому языку;
развитие речи учащихся;
развитие и обогащение словарного запаса учащихся.
Оборудование: плакаты с высказываниями: "Русский язык – как радуга после весеннего ливня, меткий – как стрелы, певучий и богатый, задушевный – как песни над колыбелью”. (А.Н.Толстой); "Учите русский – годы кряду, с душой, с усердием, с умом. Вас ждёт великая награда. И та награда – в нём самом”.
1. "Фразеологический зверинец”
Добавить недостающее слово – название животного.
Голоден, как … |
Надут, как … |
Болтлив, как …. |
Здоров, как… |
Изворотлив, как…. |
Нем, как … |
2. "Что это?”
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
Его проглатывают, упорно не желая о чём-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.
3. "Отгадай слово”
Корень в слове СНЕЖИНКА. |
Корень в слове МОЛОДОЙ. |
Приставка в слове ПОДЪЕХАЛ. |
Суффикс в слове КОСЦЫ. |
Суффикс в слове ЛЕСНИК. |
Окончание в слове ТРАВЫ. |
Окончание в слове СТОЛ. |
4 "По или подо?”
Разделить слова на 2 группы (с приставкой ПО- и с приставкой ПОД- (ПОДО-):
Подорожник, подоконник, подождать, подобрать, пододеяльник, подоить, подоходный, подотчётный, подогреть.
5. "Угадай!”
Название какого очень распространённого дерева состоит из четырёх предлогов?
Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного? А из трёх?
6. Разделите текст на предложения, правильно расставив точки.
В реке там рыба на бугре |
нарядная там кукла в клетке |
мычит корова в конуре |
ручной щегол поёт салфетки |
собака лает на заборе |
там на столе лежат коньки |
поёт синичка в коридоре |
к зиме готовят там очки |
играют дети на стене |
лежат для бабушки тетрадки |
висит картина на окне |
всегда содержатся в порядке. |
узоры инея в печурке |
|
горят дрова в руках девчурки |
7. "Где пословица зарыта?”
Составьте пословицу из слов, причём берите из них столько букв, сколько указано в скобках.
УХА (1), КАПУСТА (2), ФАРА (2), ХАЛАТ (2), ГЛАГОЛ (3), КОЗА (2), ВЕЛОСИПЕД (3), ВЕНИК (2), ИМЯ (1).
8. "Превращения слов”.
Превратите данные имена существительные в глаголы:
Окуни, село, пропасть, пряди, пила.
9. Сколько раз в предложении встречается звук [ ш ]?
Не тот хорош, кто для дела пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
10. "Соберите текст”.
И хвост оторвался от головы и пополз вперёд.
Голова сказала: "Разойдемся!”
Но только он отполз от головы, попал в трещину и провалился.
Голова сказала: "Ты не можешь ходить впереди, у тебя нет глаз и ушей”.
Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.
Хвост сказал: "А зато во мне сила, я тебя двигаю: если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься”.