Модернизация образования возможна лишь тогда, когда учитель ставит цель повысить эффективность образовательного процесса. Эффективным может считаться такой процесс, который обуславливает:
Увеличение объёма знаний, умений и навыков у учащихся;
Углубление и упрочение знаний, новый уровень обученности;
Новый уровень познавательных потребностей учения;
Новый уровень сформированности познавательной самостоятельности и творческих способностей;
Ориентация на воспитание нравственных стандартов, гражданской ответственности и самостоятельности.
Метод проектов – это система учебно – познавательных приёмов, которые используются для достижения какой– либо цели, решения конкретной задачи, включающая приёмы или операции практического или теоретического познания действительности, позволяющая решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентацией результатов их работы.
Цели проекта состоят в том, чтобы создать условия при которых учащиеся:
Самостоятельно и охотно приобретали недостающие знания из разных источников, учились пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
Развивали коммуникативные умения, работая в различных группах, исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, анализа, построения гипотез, проведение эксперимента, обобщения);
Развивали системное мышление.
При осуществлении проекта мы опирались на следующие принципы:
- детоцентризма;
- кооперации;
- опоры на субъектный опыт учащихся;
- учёта индивидуальности учащихся;
- свободного выбора;
- связи исследования с реальной жизнью;
- трудной целью.
Используя знания об умственном и психическом развитии учащихся, учителя спланировали разноуровневые задания, которые помогли решить следующие задачи:
- осуществить индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся;
- развивать учебные действия;
- поддерживать и развивать познавательный интерес к изучению природы Алтайского края;
- сформировать навыки биотехнических мероприятий, положительной мотивации в общественно- полезной деятельности учащихся по сохранению природы родного края.
Ход проекта
Этап проекта и цели |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Ожидаемый результат |
1. Подготовительный. Цель: создать условия для возникновения проблемы и путей для ее решения |
1. Организует экскурсию в пришкольный дендрарий. |
Наблюдает. Ведет проектный дневник. |
Птицам нужна помощь. |
2. Организует беседу с учащимися по итогам экскурсии. |
Беседует |
Возникновение желания помочь птицам. |
|
3. Предлагает варианты решения проблемы. |
Предлагает и выбирает варианты помощи. |
|
|
2. Основной. Цели: формирование навыков осуществления биотехнических мероприятий (подкормка птиц), экологических представлений о зимующих птицах, эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру |
1. Учитель 1 класса организует конкурс эскизов. |
Принимает участие. Ведут проектный дневник. |
Выставка эскизов. |
2. Учитель 2 класса организует экскурсию в библиотеку.6 |
Находят справочную литературу. Приложение № 5. Ведут проектный дневник. |
Оформление уголка о птицах. Участие в викторине. |
|
3. Учитель 3 класса организует исследовательскую работу. |
Находят справочную литературу, отбирают необходимый корм, рассчитывают количество корма. Ведут проектный дневник. |
Выпуск бюллетеня "Чем накормить птиц зимой”. |
|
|
4. Учитель 4 класса содействует активности школьников в изготовлении кормушек. |
Изготавливают кормушки. Ведут проектный дневник. |
Выставка кормушек. |
3. Заключительный. Цели: создать условия для личной рефлексии каждого ученика. |
Организует творческую работу учащихся. |
Пишут сочинения и стихотворения. |
Вывешивание кормушек и подкормка птиц. |
Реализация проекта и его презентация.
От каждой группы были выбраны ведущие, которые представили результаты своей творческой деятельности:
1 класс – "Защита эскизов”
2 класс – "Все о зимующих птицах”
3 класс – "Исследовательская работа”
4 класс – "Кормушки”
Членами жюри дано экспертное заключение по социальному проекту.
Учащиеся развешивают кормушки на школьном дворе.