logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ЛИТЕРАТУРА

Урок биологии

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цели:

познакомить со стихотворением «Зимняя дорога»;

формировать навыки анализа поэтического текста;

развивать связную речь, образное мышление, память;

развивать умение работать в группах, сотрудничать;

воспитывать чувство прекрасного через поэтическое произведение.

Оборудование: компьютер, презентация.

ХОД УРОКА

Этапы

Действия учителя:

Действия учеников:

1. Оргмомент

2. Сообщение темы и цели урока

3. Подготовка к восприятию художественного произведения

Физминутка

4. Организация художественного анализа

5. Работа над идеей стихотворения.

6. Домашнее задание.

7. Рефлексия

– Здравствуйте!
– Давайте вместе преодолевать трудности! Итак, вы готовы?
– Молодцы! Садитесь.

– Прочитайте  замечательные слова Николая Некрасова: «В душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией...»

Николай Некрасов

–  Почему я взяла эти слова для урока?
– А вот со стихотворением какого поэта, вы узнаете, когда поиграете в игру  «Узнай поэта». (Нужно в каждой строке выбрать по одной букве и из них составить фамилию поэта) 
– Да, верно, тема сегодняшнего урока поэзия, а именно стихотворение А.С.Пушкина «Зимняя дорога»
– Как вы думаете, для чего нужно это знать?

– Видели ли вы портрет поэта, написанный художником Тропининым?

– Каким изобразил художник  Пушкина?

–  А каким поэт был в жизни? Давайте послушаем факты его биографии!

Ребята  выступят с сообщениями об авторе.

1. Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в семье нетитулованного дворянского рода. Прадедом поэта по матери был африканец Абрам Петрович Ганнибал, являвшийся воспитанником и слугой царя Петра 1. Надежда Осиповна – мать Александра Сергеевича. Отец – Сергей Львович.

2. Ранние годы Пушкина прошли в Москве. Домашние будущего гения утверждали, что «он с младенчества был необыкновенно одарён».

3. Его воспитанием занимались две женщины – бабушка по матери Марья Алексеевна Ганнибал и крепостная няня Арина Родионовна, которая, по рассказам сестры поэта, была «настоящей представительницей русских нянь; мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами, поговорками». Они научили маленького Пушкина любить родную природу, родину.

4. В 12 лет наступает еще один важный период в биографии Пушкина Александра Сергеевича – учеба в Царскосельском Лицее. Это была особая школа для родовитых дворян, она находилась недалеко от Ленинграда – Санкт-Петербурга – в Царском Селе. В лицее Пушкин провёл 6 лет. Он с увлечением занимался историей, литературой, изучал французский, немецкий языки, латынь. Именно здесь впервые его оценили как поэта.
– На сегодняшний день все знают А. С. Пушкина и любят его стихи и сказки.

– Давайте вдохнём запахи зимы.
– Одно из  замечательных стихотворений А.С.Пушкина о  родной Земле и природе называется  «Зимняя дорога».
– Как вы думаете, каким может быть настроение, если ехать одному зимой ночью в кибитке?
– Давайте закроем глаза и послушаем
Стихотворение в исполнении народного артиста Российской Федерации Бортникова.

– Откройте глаза.

– О чём это стихотворение?
– Как читалось стихотворение?

– Сейчас я вам предлагаю поработать в группах. Прочитать своё четверостишие и найти в нём образы, которые создают грустное настроение.

Работа над четверостишиями.

– Найдите самое красивое четверостишие. 
– Какие образы увидели?
– Как вы понимаете словосочетание 
«пробирается  луна»?
– Как называется это художественное
средство?
– Почему туманы названы волнистыми?

– Как называется это образное художественное определение?
– Назовите рифму в этом четверостишии.
– Как называется такая рифма?
– Перечислите образы во втором четверостишии.

– А есть ли в этом отрывке эпитеты?

– Что значит «борзая»?

– Почему колокольчик назван однозвучным?
– Давайте посмотрим, как настроение в стихотворении передаёт  ритм. 
– Прохлопаем двустишие ладошками и определим, подходит ли тот  ритм, которым пользуется Пушкин.
Ко/ло//коль/чик// од/но//звуч/ный
У/то//ми/тель//но/  гре//мит.
Такой ритм Пушкин использует специально, чтобы передать скучный монотонный бег лошади.

– Скачем дальше. Кого  видим?
– Как меняется настроение в песнях ямщика? 
– А какие песни у ямщика?

– Барину слышится что-то родное. Подберите однокоренные слова к этому слову.
– Посмотрите, как близки эти слова по значению. Природа соотносится с внутренним состоянием человека.
– Испытывали ли вы когда-нибудь такое чувство?

– Какие образы (картины) видитес в следующем четверостишии? Во всём чувствуется тоска и одиночество.

Словарная работа.

Верста – русская мера длины. 
– Зачем так много многоточий в этом отрывке текста?

– Какое у вас настроение после прочтения этих строк.

– Дочитайте стихотворение до конца. Почему у Пушкина было грустное настроение?

– Что помогает поэту передать его чувства?
– А художнику?
– А музыканту?
– На это стихотворение были написаны разные мелодии. Послушайте романс Алябьева.
– Что хотел передать композитор?

– А что бы вы хотели сделать дома?
–  Запишите домашнее задание.

Вопросы на слайде 

–  Молодцы! Спасибо за урок!

– Да.

– Мы сегодня на уроке будем  знакомиться со стихотворением.

– Чтобы почувствовать красоту природы, переживания героя, увидеть красоту отдельных строк.

–  Нет.

– Задумчивым, умным, серьёзным.

 Дети выступают с сообщениями о Пушкине.
(Учитель  показывает слайды на мониторе компьютера).

Фотография родителей А.С.Пушкина.

Фотография Пушкина в детстве.

Фотография Арины Родионовны.

Фотография А.С.Пушкина в юности.

– Повторяют движения.

– Настроение грустное, печальное, тоскливое…

– О зимней дороге.
– Стихотворение читалось напевно, ласково, мечтательно, немного печально.

Читают 1 четверостишие.

– Луна, волнистые туманы, печальные поляны.
– Она медленно передвигается.
– Олицетворение.

– Туманы густые и движутся, как волны,  напоминают море.

– Эпитет.

– Луна – она;
Туманы – поляны.
– Перекрёстная.

– Зимняя дорога, тройка борзая, колокольчик однозвучный.
– Борзая тройка, колокольчик однозвучный.
– Быстрая упряжка из трёх лошадей.
– Его монотонный звук надоедает слушать.

– Ямщика – т. е. кучера.
– То разгулье удалое, то сердечная тоска.
– Длинные, долгозвучные, заунывные, поэтому настроение тоже грустное.

– Родина, природа…

– Например, на улице плохая погода и настроение портится.

– Глушь и снег, вёрсты полосаты.

– Это говорит о недоговорённости, о грусти,  о которой поэт не хочет говорить.
– Становится совсем грустно.

– Мечтает оказаться дома,  встретиться с родным близким человеком.

– Слова.
– Краски.
– Музыка.

– Чувства поэта, как ему грустно и хочется домой.

– Выучить стихотворение наизусть.

 

Частные мастера Частные Мастера-Плиточники

Ванная под ключ - https://plitochniki.com.ua

Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/

Поиск

МАТЕМАТИКА

 

Тетрадкин Град

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2023 High School Rights Reserved.