Учитель: Сегодня мы проводим внеклассное занятие по окружающему миру. Тему узнаете, отгадав загадки. В этих словах – выделенные буквы. По ним прочитайте тему занятия.
(На доске в столбик вывешиваются отгаданные слова, с выделенными в них буквами).
Вбегает сорока (переодетый учащийся):
Ковёр цветастый на лугу, |
(Тюльпан) |
Длинноногий, безголосый |
(Аист) |
Кто ни прикасается, |
(РепеЙник) |
Прячусь я на дне речном, |
(Налим) |
Под стеклом цветы и травы, |
(ЭкспонатЫ) |
Есть у родственницы ёлки |
(Лиственница) |
Не ласка, не куница, |
(Енот) |
У меня длинней иголки, чем у ёлки. |
(Сосна) |
Перепончатые лапки, |
(Альбатрос) |
Дети хором читают по буквам тему урока "Тайны леса”.
– Здравствуйте, ребята!
Хоть меня зовут сорока,
Я не просто белобока.
Я работу почтальона
Выполняю быстро, звонко.
Набрала лесных вестей,
Принесла вам на хвосте,
Собралась в дорогу рано,
Чтоб доставить телеграмму…
Чтение телеграммы: "У нас в лесу случилась беда. Помогите. Лесовичок.”
Учитель:Ребята, мы должны пойти в лес на помощь к лесовичку.
Выходит Лесовичок (переодетый учащийся).
Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Я хозяин леса. Злой лесоед ночью пробрался в лес и заколдовал цветик-семицветик. Чтобы расколдовать цветок, нужно выполнить задания каждого лепестка цветика-семицветика.
Дети срывают лепесток, читают названия лепестка и выполняют задания.
Лепесток 1. Смотри – не ошибись.
Перед детьми даны силуэты деревьев. Задача: прикрепить лист к соответствующему дереву.
Лепесток 2. По словесному портрету ты скажи нам, кто же это?
Учитель зачитывает описания животных, а дети отгадывают о ком идёт речь.
Крупное млекопитающее отряда хищников, масса его тела может достигать свыше 480 кг. На зиму впадает в спячку. Любит мёд и малину. (Медведь.)
Внешний облик этого животного известен всем с детских лет. Этот хищник питается грызунами и сусликами. Известна рыжей и красивой шкуркой. (Лисица.)
Крупный представитель семейства оленей, питается травянистыми растениями, а зимой ветками и древесной корой. (Лось.)
Парнокопытное млекопитающее животное. Кроме клыков имеет ещё и "броню” на шее и на грудной клетке (специальная плотная и прочная жироподобная ткань, толщиной в несколько сантиметров). (Кабан.)
Лепесток 3. Наши пернатые друзья.
Нужно прочитать название трёх птиц, для этого в каждом горизонтальном ряду зачеркнуть одинаковые буквы.
авмслданаемююгтоотидркуцьцкувл – (снегирь)
дьюбябьюмавытювамеоцффцолцонн – (дятел)
оркролщшёшщзсзьбютбюьэхъхдэъд – (клест)
Лепесток 4. По следам жителей леса.
Определите, чьи следы?
(Даны рисунки следов кабана, лисы, зайца, медведя, волка).
Лепесток 5. Кто в теремочке живёт?
Учитель: Ребята, по описанию и по рисунку отгадайте, чей это домик.
Представлен рисунок норы барсука.
Чистоплотный зверь: там, где он живёт, не найдёшь никаких объедков. Селятся в одном и том же месте, на реке, даже в одной и той же норе из года в год. Но всё время расширяют своё жилище, копают новые ходы, а так как это повторяется в течение нескольких десятилетий, нора превращается в целый город. Старые поселения так и называют – "городки”.
Рисунок муравейника.
Высота более полутора метров, во все стороны расходятся дорожки, по которым снуют его жители. Сверху дом покрывают гладкими хвоинками, поэтому сильный ливень не страшен, вода скатывается с хвоинок. Вокруг жилища проделана сеть каналов, которые отводят дождевую воду подальше от жилья. Каждые 4 дня снимают верхний слой хвоинок с крыши домика и уносят внутрь, а на поверхность выступает следующий слой хвоинок, и его через 4 дня снимут. Всё время перебирают крышу и уберегают её от плесени.
Рисунок скворечника.
Об этих птицах говорят: "На крыльях весну принесли”. Весной самцы прилетают раньше самок. Находят подходящие домики и начинают петь, привлекать самок, предупреждать других самцов, что место занято. Уже в 18 веке на Руси делали им жилища: в виде деревянных кукол или теремков.
Лепесток 6. Постройте домик лесовичку.
Учитель: Чтобы построить домик из бревнышек, нужно ответить на вопросы. На каждом брёвнышке вопрос.
Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь.)
Куда зайцу удобнее бежать – в гору или с горы? (В гору, так как у него передние лапы короче задних.)
Где у кузнечика уши? (На ногах.)
Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи вон? (Змеи вылезают из кожи при линьке.)
Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушки.)
В названии какой птицы 40 гласных? (Сорока.)
Какой снег быстрее тает – чистый или грязный? (Грязный, так как тёмные цвета поглощают больше солнечных лучей.)
Лепесток 7. Судьба природы – наша судьба.
Учитель: Богат и разнообразен мир дикорастущих лекарственных растений. К лекарственным относятся растения, употребляемые для лечения и профилактики заболеваний человека, животных, для получения препаратов. Ещё наши далёкие предки применяли целебные свойства, чтобы избавиться от заболеваний. Настои, отвары из трав называли зельями и снадобьями, а тайну их приготовления скрывали. На основании изучения лекарственных растений появились книги, которые называются лечебниками, травниками.
(Учитель показывает выставку книг о лекарственных растениях.)
Учитель: О каком лекарственном растении идёт речь?
Красивый цветок, его используют как противовоспалительное средство, на нём гадают. (Ромашка.)
Один из ранних цветов, который применяют в медицине для повышения аппетита и улучшения пищеварения. Из этого растения делают варенье. (Одуванчик.)
Она хороша при простуде, как варенье, и в виде настоя из листьев. (Малина.)
В этой ягоде много витамина С, а куст, на котором она растёт- с шипами. (Шиповник.)
Сердцевина цветика-семицветика. Подарки от обитателей леса.
Каждому ученику вручается по шишке.
Учитель: Ребята, что нового вы узнали на занятии, что больше всего вам понравилось?