Задачи:
закреплять знания обучающихся о значении фразеологических единиц;
способствовать формированию образности речи;
воспитывать интерес к родному языку, истории и культуре русского народа.
Подготовительная работа:
Дети получают задание подобрать фразеологические обороты по темам «Качества человека», «Фразеологизмы-синонимы», «Фразеологизмы-антонимы», фразеологизмы со словами «вода», «ветер», «части тела человека» и т.д., готовят приветствия соперникам, домашнее задание.
Ход внеклассного мероприятия
Учитель: «Русский язык по запасу слов и фразеологизмов является одним из богатейших в мире. Фразеологизмы русского языка отражают жизнь нашего народа, его обычаи и традиции. Изучает образные выражения фразеология – особый раздел лингвистической науки.
Слово фразеология происходит от двух греческих слов: фразис – «выражение» и логос – «учение». А что говорит о фразеологизмах толковый словарь?»
Фразеологизмы делают нашу речь точной, яркой, образной. Многие из них имеют оценочное значение, поэтому наша задача – учиться умело пользоваться фразеологическими оборотами в повседневной речи и помнить о том, что «острый язык – дарование, длинный язык – наказание»
Сегодня на КВН прибыли сильнейшие команды знатоков фразеологизмов: «Риторики», «Фразеологи», «Знатоки».
Итак, мы начинаем КВН. (Презентация, звучит музыка В. Шаинского)
1 конкурс «Приветствие команд»
Команда «Риториков»:
Своих соперников сегодня рады видеть.
И, чтобы слов на ветер не бросать,
Желаем им все конкурсы осилить,
А главное – победу одержать!
Команда «Фразеологи»:
«Риториков» и «Знатоков» мы уважаем,
На КВНе победить желаем!
Мы говорим всем с оптимизмом.
Вперед! Нас ждут фразеологизмы!
2 конкурс «Узнай фразеологизмы в тексте»
Не умеет дятел петь,
Нет у дятла слуха,
Говорят, ему медведь
Наступил на ухо.
Дед ворчит, что спать пора.
Закрывай тетради!
Занимался бы с утра,
А не на ночь глядя.
(А. Барто)
Э. Шим «Очень вредная крапива»
– Придет ранняя весна, я тебе из крапивы зеленых щей наварю. Знаешь каких?
– А каких?
– Пальчики оближешь!
3 конкурс «Фразеологизмы-синонимы. Значение»
К указанным фразеологизмам подобрать синонимы, объяснить значение.
два сапога – пара
мухи не обидит
яблоку негде упасть
4 конкурс «Фразеологизмы-антонимы. Значение»
К перечисленным фразеологическим оборотам подобрать антонимы, указать их значение.
кот наплакал
засучив рукава
душа в душу
5 конкурс «Замени одним словом»
считать ворон
точить лясы
лодыря гонять
морочить голову
зарубить на носу
бить баклуши
как курица лапой
кормить завтраками
в ежовых рукавицах
6 конкурс «Подпиши рисунок фразеологизмом»
(смотреть сквозь пальцы, толочь воду в ступе, чучело гороховое)
7 конкурс «Конкурс капитанов»
(звучит музыка)
Исправь ошибки:
ждать у океана погоды (у моря)
несолоно евши (хлебавши)
кричать во всю Петровскую (Ивановскую)
8 конкурс «Конкурс болельщиков»
Дополни фразеологизм:
палец о палец…
работать в поте…
без задних…
семи пядей…
не богу свечка…
как с гуся…
семь пятниц…
намылить…
душа в пятки…
с гулькин…
после дождика…
море по …
родился в…
остаться с…
тертый…
как кошка…
на воре и шапка…
волосы…
как в воду…
водой не…
держать язык за…
у разбитого …
смотреть правде…
мороз по коже…
бить…
сидеть сложа…
как снег на….
как две капли…
двух слов не
днем с огнём…
пиши…
зарубить на …
смотреть в …
медвежья …
Слово жюри. Подведение итогов. Награждение победителей.