Наверное, по радио или в телевизионных концертах вы не раз слышали: «Исполняется Адажио из балета Чайковского „Спящая красавица"». «Исполняется Адажио из балета Глазунова „Раймонда"». Что же это значит?
Adagio — итальянское слово, которое переводится как «медленно, спокойно». Однако в музыке это слово приобретает неизмеримо более глубокий смысл. Оно указывает не только на темп, то есть скорость исполнения, но говорит о характере музыки — сосредоточенности, глубоком раздумье.
Приведем пример, который наверняка знако́м всем. На уроке пения учительница разучивает новую песню. Сначала она играет мелодию, ученики повторяют ее. Потом, когда мелодия хорошо запомнилась, класс поет ее хором, а учительница играет на рояле. Она аккомпанирует, то есть сопровождает пение своей игрой. Слово «accompagner» по-французски и означает «сопровождать».
Весь вечер Ленский был рассеян,
То молчалив, то весел вновь;
Но тот, кто музою взлелеян,
Всегда таков; нахмуря бровь,
Латинское слово accentus означает ударение. С ним мы встречаемся, как правило, когда речь идет о языке. «Иностранца можно узнать по акценту». «В русском языке, в отличие от многих других, акценты очень прихотливы, изменчивы, падают и на первый, и на последний, и на один из средних слогов». В этих двух фразах слово акцент употреблено в разных смыслах. В музыке его значение аналогично тому, которое выявляется во втором из приведенных примеров. Акцент — это более сильное, ударное извлечение какого-то одного звука по сравнению с другими. Обычно акцентированный звук находится в начале такта, на его первой доле.
Быть может, вы знаете, что альтом называется низкий голос девочки или мальчика. Диапазон его от ля малой октавы до ми-бемоль второй. Самый низкий женский голос, контральто, раньше тоже назывался альтом. А потом это название перешло к одному из струнных инструментов. Может быть потому, что тембр его похож на контральто — мягкий, грудной, выразительный.
Латинское слово alterare означает изменять. В музыкальной науке альтерацией принято называть повышение или понижение звука, при котором название его не меняется. Любой звук можно повысить на полтона или тон, можно понизить на полтона или тон. В нотах это обозначается при помощи так называемых знаков альтерации. Вот они:
— диез — повышение на полтона;
«Анданте кантабиле», «Анданте фавори». Быть может, вам приходилось когда-нибудь слышать эти слова? Да и в других сочетаниях слово Анданте, наверное, встречалось вам. Наряду с аллегро, это один из самых распространенных в музыке темпов (итальянское слово andante означает идущий, текущий). Он соответствует по скорости спокойному шагу. В этом темпе написано много средних, лирических по характеру, частей симфонических циклов, сонат и квартетов. Так, «Анданте кантабиле», то есть «Певучее анданте» — это название медленной части квартета Петра Ильича Чайковского, в основу которой положена русская народная песня «Сидел Ваня».
«Выступает Дважды Краснознаменный ансамбль песни и пляски Российской Армии… Танцевальный ансамбль „Березка"… Ансамбль скрипачей Большого театра…» Такое вы, наверное, слышали не раз. Но говорят и так: «Ансамбль из оперы „Пиковая дама"». «Я люблю камерно-инструментальные ансамбли больше других музыкальных жанров». Или: «У этих исполнителей прекрасный ансамбль…» И в каждом случае слово ансамбль имеет другое значение.
Это слово, составленное из французских entre (между) и acte (акт, действие), означает перерыв между действиями в спектакле, между отделениями концерта. Однако кроме таких антрактов, во время которых можно выйти из зала, обменяться впечатлениями, существуют еще музыкальные антракты. Они-то нас и интересуют.
Представьте себе, что вы находитесь на представлении оперы Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Идет первая картина третьего акта. На сцене — площадь в Великом Китеже. Собравшийся на ней народ узнает страшную весть: на город надвигается татарская рать. Княжич Всеволод собирает дружину, чтобы выступить навстречу врагу.
Фортепианная соната № 23 фа минор соч. 57 была написана композитором в 1806 году. Вернее — записана в этом году, так как сочинил ее Бетховен раньше, но в течение двух лет она оставалась незаписанной. Название «Аппассионата» — страстная — было дано этой музыке не ее автором, однако оказалось настолько удачным, что сохранилось поныне. Современники чувствовали, что соната имеет конкретную программу, пытались узнать ее. Но на вопрос о содержании музыки Бетховен отвечал кратко: «Прочтите „Бурю" Шекспира».
Французское слово arranger, как и немецкое arrangieren, в буквальном переводе означает устраивать, приводить в порядок. Однако в музыке этот термин приобретает несколько иное значение. В самом деле: трудно представить, что музыкальное произведение необходимо «привести в порядок»! Ведь композитор уже сделал в нем все, что считал нужным. И на русский язык в данном случае термин аранжировка переводят словом «переложение».
Вы включили радио и услышали: «Ни сна, ни отдыха измученной душе…» Конечно, вы сразу узнали, что это ария Игоря из оперы А. Бородина «Князь Игорь». Томясь в плену, Игорь тяжко переживает свое поражение, свое вынужденное бездействие. Вспоминает о любимой жене — Ярославне. Музыка арии рисует портрет князя — полный и многогранный, портрет человека, мучительно переживающего судьбу отчизны, воина, любящего мужа.
Что такое аккорд вы, наверное, уже прочли, если не знали этого раньше. Когда звуки аккорда берут не одновременно, а поочередно, то и получается арпеджио. Называется этот способ исполнения аккордов итальянским словом arpeggio (правильнее его произносить — арпеджо), что в переводе означает — как будто на арфе, потому что именно для арфы он наиболее характерен. Вы, наверное, не раз слышали нежные переливы арпеджио в исполнении арфы. А в музыкальной школе начинающие пианисты развивают технику, играя арпеджио наряду с обязательными гаммами.
Французское слово art означает искусство, производное от него artist переводится на русский язык, как художник. Но русское понятие «артист» не совсем ему соответствует.
Вы, наверное, привыкли к таким словосочетаниям, как «заслуженная артистка республики»; «народный артист России», «артисты ТЮЗа», «артисты московских театров»… Одно и то же слово означает в них разные понятия. Здесь в одних случаях слово «артист» становится синонимом слова «актер», в двух других это составная часть почетного звания.
Много веков насчитывает история арфы — одного из древнейших музыкальных инструментов. Появилась она еще на заре человеческой цивилизации и стала прародительницей всех струнных инструментов.
Было это, возможно, так: однажды, натягивая тетиву лука, охотник заметил, что она издает нежный мелодичный звук. Он проверил свое впечатление, и звук понравился еще больше. Тогда он решил натянуть рядом еще одну тетиву, покороче, — и получилось уже два музыкальных звука различной высоты. Стало возможным сыграть простенькую мелодию. Это было великое открытие: возник первый струнный щипковый инструмент.
Не одну сотню лет известна на Руси балалайка. В XVIII и XIX веках была она, пожалуй, самым распространенным народным инструментом. Под нее плясали во время праздников, пели песни. Про нее складывали сказки.
Балалайка — струнный щипковый инструмент, родственница гитары, лютни, мандолины. У нее деревянный треугольный или полусферический корпус и длинный гриф, на которых натянуто три струны. На шейке грифа навязаны жилы на таком расстоянии друг от друга, что, нажимая между ними струны, можно извлечь звуки гаммы. Жилы эти называются ладами. Извлекается звук щипками или так называемыми бряцаниями — ударом указательного пальца по всем струнам сразу.
Раскроем томик Пушкина:
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла — все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
Наверное, вы читали это стихотворение Лермонтова:
По синим волнам океана,
Лишь звезды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несется,
Отважный тореадор Эскамильо в опере Бизе «Кармен», мятежный Демон в опере Рубинштейна, Евгений Онегин в опере Чайковского, Валентин в «Фаусте» Гуно, Риголетто в опере Верди… Сколько совершенно разных оперных партий, разных по характеру ролей! И все они написаны для баритона — мужского голоса, среднего по регистру между басом и тенором.
Итальянское слово «barka» означает лодка. Производное от него — баркарола — песнь лодочника. Возможно, кто-нибудь удивится: зачем это песням, которые поют лодочники, давать особое название! Ведь они могут петь то же, что и все… А вот и нет. Песни эти — необычные, как необычны и лодочники, их исполняющие.
Баркарола родилась в чудесном итальянском городе Венеции. Построенная на многочисленных островах, Венеция почти совсем не имеет улиц. Вместо них город прорезают каналы. Прямо в каналы отворяются двери домов, к ступенькам привязаны длинные черные лодки — гондолы. В таких лодках, бесшумно скользящих по бесконечным лентам каналов, и рождались баркаролы — песни лодочников-гондольеров. Эти песни плавны и певучи, в аккомпанементе — мерное покачивание в своеобразном ритме, словно от набегающих одна за другой волн.
Это очень древний и очень распространенный инструмент. Его предок — простая каменная или деревянная колотушка, которой пользовались еще первобытные люди. Однако со временем они заметили, что звук становится более гулким, если бить не по сплошному дереву или камню, а по полому сосуду. И тогда стали на сосуд или какой-то обруч натягивать звериные шкуры.
«Ты придешь, моя заря, взгляну в лицо твое…» Вы читаете эти слова, и в воображении возникает мелодия, широкая, как родные русские просторы, печальная и мужественная. Это ария Ивана Сусанина из оперы Глинки. Партию Сусанина — простого русского крестьянина, героя, отдавшего жизнь за родину, композитор поручил басу.
Вы, конечно, знаете, как называются семь основных звуков: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Однако названия эти появились позднее, чем буквенные. Латинские буквы начали применять в Европе для обозначения звуков с X века. При этом самый низкий из употреблявшихся тогда в пении звуков — ля — стали называть первой буквой латинского алфавита — А. В восходящем порядке звуки располагались так: А (ля), В (си-бемоль), С (до), D (ре), Е (ми), F (фа), G (соль). Когда же появилась необходимость петь не только си-бемоль, но и более высокий звук си, его назвали следующей буквой — Н.
Немецкое Waldhorn — лесной рог. Таков дословный перевод названия этого инструмента. Предком валторны был охотничий рог, в который трубили, когда нужно было подать сигнал во время охоты или какого-нибудь торжественного события, объявить сбор войска. Для того чтобы звук был слышен на далеком расстоянии, рог стали удлинять, а чтобы играть было удобно, его приспособились «скручивать». К одному витку прибавился второй, третий. Так и возникла валторна. В 1664 году французский композитор Жан Батист Люлли впервые ввел валторну в оперный оркестр, а затем она вошла и в симфонический.
Быть может, вам случалось когда-нибудь слышать Фортепианную балладу Грига. Начинается она с мелодии суровой и скорбной, похожей на народную песню-думу. А потом эта мелодия появляется еще много раз, но каждый раз — в новом обличье: то как взволнованный монолог, то как эпическое сказание, то в виде причудливого скерцо, то в характере траурного шествия.
Форма, в которой сочинил Григ свою балладу, называется вариации или, точнее, тема с вариациями.
Так же как скрипка и альт, виолончель принадлежит к группе струнных смычковых инструментов. Она очень похожа на них, но значительно больше по размеру. Диапазон виолончели — от до большой октавы до ми третьей октавы. Впрочем, верхняя граница диапазона условна: она зависит от мастерства исполнителя, тогда как нижняя на любом струнном инструменте определяется звучанием открытой, то есть не зажатой, нижней струны.
По-латыни virtus — доблесть, талант. Однако в музыке производное от него определение приобрело значение специфическое.
Виртуозами называют музыкантов-исполнителей, в совершенстве владеющих техникой своего инструмента. Виртуозы-певцы не боятся никаких трудностей и могут исполнять любые фиоритуры: так от итальянского слова fioritura — цветение — называются «украшения» вокальной мелодии. Произведения, технически очень сложные, изобилующие трудными пассажами, называются виртуозными.
Вокализ. Льется прекрасная и грустная мелодия. Ее поет женский голос. Поет без слов, но ясно, что это — рассказ о чем-то очень дорогом и близком. Это «Вокализ» Рахманинова.
Слово вокализ происходит от латинского vocalis — звучащий, поющий. Так называют пьесы для голоса без слов. Кроме рахманиновского, известен вокализ М. Равеля, который имеет еще название «Хабанера», так как написан в характере этого танца. По существу вокализом является и такое крупное произведение, как Концерт для голоса с оркестром Р. Глиэра.
Слышали вы детскую пьесу И. С. Баха, которая называется «Волынка»? Правая рука в ней играет простенькую мелодию, а в левой повторяются одни и те же звуки. В этой пьесе композитор имитирует звучание народного инструмента, распространенного во многих странах мира.
Волынка — духовой инструмент, притом очень своеобразный. Ее отличительная деталь — мех, то есть воздушный резервуар из кожи или пузыря. В мех вставлены несколько трубок. Одна из них — с отверстиями, как у любого деревянного духового инструмента. На ней исполняют мелодию.
В истории музыки время от времени, как яркие звезды на небосклоне, появлялись удивительные музыканты. Совсем еще маленькие дети, лет восьми — десяти, а иногда даже меньше, они давали сольные концерты и поражали слушателей силой своего музыкального таланта. Называли этих маленьких музыкантов чудо-детьми (по-немецки — Wunderkind).
Таким вундеркиндом был Моцарт. В возрасте шести — восьми лет он вместе со своей старшей сестрой Наннерль объездил всю Европу, выступая с исполнением музыки на клавире и скрипке соло, играя произведения других композиторов и свои собственные, исполняя заранее выученные пьесы и импровизируя прямо на концерте на темы, данные кем-то из публики.