Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания
Задания на личностные универсальные учебные действия:
Задание № 1: Какие нравы и обычаи германских племён, на ваш взгляд, являлись положительными, а какие – отрицательными? Объясните свой выбор.
Цель: Формирование действий нравственно-этического оценивания.
Возраст: 12-13 лет
Учебные дисциплины: история и другие гуманитарные науки.
Форма выполнения: индивидуальная и групповая работа.
Описание задания: Необходимо обдумать и представить аргументы, обосновывающие, почему одни нормы и обычаи положительны, а другие – отрицательны. Остальные ученики участвуют в обсуждении, как в качестве оппонентов, так и в качестве защитников данной версии.
Обычаи и нравы германских племён:
«Верность своему племени была превыше всего: считалось позором пережить в битве вождя. Германцы отличались от кельтов также тем, что жили не в укрепленных городах, а в деревнях, причем дома их стояли отнюдь не кучно. Основными занятиями германцев были охота, рыболовство и земледелие. Походили же германцы на кельтов своим пристрастием к спиртным напиткам, но если кельты пили средиземноморское вино, то германцы в огромных количествах поглощали национальное - пиво.
Политическое устройство западных германцев отличалось демократичностью: вождей своих они выбирали по заслугам, однако разрешение гражданских дел и наложение наказаний находилось в руках священнослужителей, как если бы к наказанию человек приговаривался не по приказу вождя, а по воле божества, неотступно присутствовавшего рядом во время битвы. Таким образом, можно говорить скорее о культе символического искупления вины, чем об индивидуальной ответственности, (о друидах говорили, что они приносили в жертву невинных, если преступников не хватало)…»
Критерии оценивания:
- умение полно и адекватно характеризовать нормы и обычаи славян;
- характер, убедительность и последовательность аргументации;
- умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать их в своей позиции.
Задание № 2: Актуальны ли моральные нормы 18 века для современного человека?
Цель: Развитие способности к анализу содержания моральных норм и аргументации актуальности их на сегодняшний день.
Возраст:13–15 лет
Учебные дисциплины: история и другие гуманитарные науки.
Форма выполнения: индивидуальная и групповая работа
Описание задания: учащиеся делятся на группы по 4–5 человек и на основании документа выделяют моральные нормы, характерные для 18 века и сравнивают с сегодняшним днем. При выступлении устно аргументируют свой ответ на актуальность. Прослушав выступления всех групп, делаем общий вывод: «Актуальны ли моральные нормы 18 века для современного человека?»
Документ: «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению»
«1. Дети не имеют без имянного приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать. А ежели то надобно, и оное они должни учинить вежливо и учтиво.
2. У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят. Часто одного дела не повторять, на стол, на скамью, или на что иное, не опираться, и не быть подобным деревенскому мужику, которой на солнце валяется, но стоять должни прямо.
3. Без спросу не говорить, а когда и говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком и ниже с сердца, или с задору говорить, не яко бы сумозброды. Но все, что им говорить, имеет быть правда истинная, не прибавляя и не убавляя ничего. Нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать, подобно якобы им с каким иностранным высоким лицем говорить случилось, дабы они в том тако и обыкли.
4. Не прилично им руками или ногами по столу везде колобродить, смирно ести. А вилками и ножиком по торелкам, по скатерти или по 6люду чертить, не колоть и не стучать, но должни тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть.
5. Младыя отроки должни всегда между собою говорить иностранным языки, дабы тем навыкнуть могли, а особливо когда им что тайное говорил, случится, чтоб слуги и служанки дознаться не могли и чтоб можно их от других не знающих болванов разпознать: ибо каждый купец, товар свой похваляя продает как может.
6. Младыя люди не должни ни про кого худого переговаривать. И ниже все разглашать, что слышат. А особливо что ближнему ко вреде, урону и умалению чести и славы касатися может. Ибо на сем свете нет иного чувствительнее, чим бы бог до зела прогневан, и ближней озлоблен были, кроме сего.»
Критерии оценивания:
- умение полно и адекватно характеризовать содержание моральных норм;
- умение аргументировать свой ответ;
- последовательность.
Задания на коммуникативные универсальные учебные действия:
Задание № 1: «Исторический кроссворд»
Цель: Включение школьников в эту интеллектуальную игру, позволяет учителю в нетрадиционной форме проверить их знания, прочность и глубину усвоения пройденного, выявить, какие именно вопросы нуждаются в разъяснении и закреплении.
Возраст: 11-13 лет.
Форма выполнения задания: групповая работа.
Описание задания: разделить учеников на 2 команды, задача каждой команды разгадать кроссворд (Рис.1).
Рис. 1
По горизонтали:
1. Народное собрание на Руси
2. Система содержания должностных лиц за счет местного населения
3. Ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих княжествах
4. Наследственное земельное держание
5. Назначаемый или выборный глава местной власти
6. Титул главы Русской православной церкви
7. Религиозные верования, отличающиеся тем, что у каждого народа, племени было множество собственных богов
8. Часть русского города, обычно вне городской стены, населенная купцами и ремесленниками
9. Присвоение результатов чужого труда
10. Биография человека, причисленного церковью к лику святых
По вертикали:
1. Особый порядок управления страной при Иване Грозном
2. Район на окраине города, заселенный ремесленниками одной специальности
3. Старший дружинник, крупный землевладелец, владелец вотчины
4. Место сбора дани
5. Денежный сбор с крестьян при уходе от феодала в Юрьев день
6. Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани
7. Натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов
8. Представитель ордынского хана на Руси
Ответы на кроссворд.
По горизонтали:
1. Вече
2. Кормление
3. Ярлык
4. Вотчина
5. Посадник
6. Митрополит
7. Язычество
8. Посад
9. Эксплуатация
10. Житие
По вертикали:
1. Опричнина
2. Слобода
3. Боярин
4. Погост
5. Пожилое
6. Полюдье
7. Дань
8. Баскак
Критерии оценивания:
- способность логического мышления;
- грамотность написания математических терминов
Задание № 2: «Журналист»
Цель: Формирование коммуникативных действий по постановке вопросов.
Возраст: 12–15 лет.
Учебные дисциплины: история и другие гуманитарные науки.
Форма выполнения задания: индивидуальная, групповая по 3–4 человека.
Описание задания: Представьте, что вы – журналист. Вам представилась возможность переместиться с помощью машины времени в прошлое и взять интервью у царя Петра I. Составьте 10 вопросов, которые вы задали бы этой исторической личности. Не забудьте, что вопросы следует составлять и задавать с учетом образа жизни и событий того времени, когда правил данный князь.
Критерии оценивания:
- продуктивность совместной деятельности оценивается по сложности вопросов;
- взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от общего замысла, как на них реагируют;
- взаимопомощь по ходу обсуждения;
- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (оба партнёра работают с удовольствием и интересом), нейтральное.
Задания на познавательные универсальные учебные действия:
Задание № 1: «Работа с документом».
Цель: Формирование познавательных действий на основе текста.
Возраст: 12–15 лет.
Учебные дисциплины: история, обществознание.
Форма выполнения задания: индивидуальная, работа в парах или в группах по 3–4 человека.
Описание задания: учащимся, сидящим парами, предлагается изучить высказывания и ответить на вопросы.
Прочитайте отрывки из сочинений историков и ответьте на вопросы.
I. «...А жаловать своих холопов мы всегда были вольны, вольны были и казнить... Ничем я не горжусь и не хвастаюсь и ни о какой гордости не помышляю, ибо я исполняю свой царский долг и не делаю того, что выше моих сил. Скорее это вы надуваетесь от гордости, ибо, будучи рабами, присваиваете себе святительский и царский сан, поучая, запрещая и повелевая... вы не захотели жить под властью бога и нас, данных богом государей, слушать и повиноваться нам, а захотели жить по своей воле».
II. «...Вместо избранных и достойных мужей, которые не стыдясь говорили тебе всю правду, окружил ты себя сквернейшими прихлебателями и маньяками, вместо доблестных воевод и полководцев... кромешниками, или опричниками кровожадными, которые несравнимо отвратительней палачей... И если погибают цари и властелины, составляющие жестокие законы и неисполнимые предписания, то уж тем более должны погибнуть со всем домом своим те, которые не только составляют невыполнимые законы или уставы, но и опустошают свою землю и губят подданных целыми родами, не щадя и грудных младенцев, а должны были бы властелины каждый за подданных своих кровь свою проливать в борьбе с врагами...»
1.Определите, кто является автором фрагмента I, фрагмента II?
2.Что отстаивает каждый из участников «словесного поединка»: старые порядки или новые устои? Чьи интересы защищают спорящие? От чьего имени выступают?
3.В чем оппоненты видят главное предназначение царской власти?
Критерии оценивания:
- умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- уметь осуществлять сопоставительный анализ.
Задание № 2: Задание на сравнение.
Цель: Формирование познавательных действий на основе текста.
Возраст: 12–15 лет.
Учебные дисциплины: история, обществознание.
Форма выполнения задания: индивидуальная, работа в парах или в группах по 3–4 человека.
Описание задания: Учащимся, сидящим парами, предлагается на основе учебника выполнить задания:
1. Сравните пути, по которым шло формирование государственного устройства Великого княжества Литовского и Московского княжества.
2. Укажите, что было общим (не менее двух примеров), а что — различным (не менее трех примеров).
Оформите ответ в виде таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица показывает, как лучше оформить ответ).
Таблица
Общее |
|
|
|
|
|
Различия |
|
|
|
|
|
|
|
Критерии оценивания:
- умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- уметь устанавливать причинно-следственные связи.
Задания на регулятивные универсальные учебные действия:
Задание «Плюс – минус – интересно» (метод де Боно).
Цель: Формирование рефлективности оценки и самооценки.
Возраст: 11–14 лет.
Учебные дисциплины: любые.
Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в парах.
Описание задания: В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все интересные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Критерии оценивания:
- обоснованность своих высказываний
Задание № 2. «Работа с проектом».
Цель: Формирование умения планировать по времени проектную деятельность, составление перспективного плана работы над проектом.
Возраст: 15–18 лет.
Учебные дисциплины: гуманитарные (история, обществознание).
Форма выполнения: индивидуальная работа.
Описание задания: Составление перспективного плана работы над проектом по истории или обществознанию. Проверка корректности планирования времени. Учащемуся предлагается перед началом работы над проектом составить перспективный план работы, обозначив временные рамки основных этапов проектной деятельности (определение названия и цели, поиск информации, работа с содержанием, подготовка к защите, презентация и защита проекта, самоанализ и самооценка). Во время работы над проектом учащийся сверяется с перспективным планом. После защиты проекта производится анализ соответствия достигнутых результатов с запланированными и выявляется причина несоответствия, если таковая есть.
Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках географии и истории
Формирование универсальных учебных действий на уроках географии
Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться, становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, важную роль в образовании играет формирование учебной деятельностина уровне учебных действий.
Современное общество требует ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.
Эти цели сформулированы в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения как образовательные результаты. ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно ориентированный, системно-деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний.
Современный процесс образования «должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности, но и как процесс развития личности, принятия духовно – нравственных, социальных, семейных и других ценностей».
«Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные задачи, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Достичь эту цель возможно только благодаря системе формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия группируют в четыре основных блока:
- Личностные
- Познавательные
- Коммуникативные
- Регулятивные
Личностные – позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями;
Регулятивные – обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения;
Познавательные – включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания;
Коммуникативные – обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Для того чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо:
- сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию;
- основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);
- сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовывать самоконтроль его выполнения и при необходимости – коррекцию;
- организовать контроль уровня сформированности данного УУД.
Важнейшей задачей современной географии является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только овладение обучающимися конкретными географическими знаниями и навыками в рамках предмета.
На уроках географии развитие УУД возможно через систему заданий, например:
Личностные действия формируются при выполнении заданий, в которых ученик должен отразить личное видение проблемы или раскрыть своё отношение к изучаемому материалу. Так, например, в 6-м классе изучение географии можно начать с домашнего задания составить 5 предложений, раскрывающих применение географических знаний в жизни конкретной семьи, применение географических знаний в походе в лес, поездке на дачу или на отдых. При этом предложить попросить совета родителей. Это не только покажет прочность географических знаний родителей и сыграет на упрочнение их авторитета для ученика, но и раскроет важность этих знаний в быту, в будущей жизни. У ученика формируется понимание необходимости прочных знаний по географии. В последующем предлагаются задания на подготовку сообщений на темы «Роль географии в современной жизни», «География в моей будущей профессии», «Добыча полезных ископаемых в нашем крае и проблемы экологии»;
Познавательные действия формируются в практических заданиях, например:
- описать погоду знаками,
- определить координаты того или иного места и т. д.
Для формирования коммуникативных действий предлагаются ученикам задания, выполнение которых должно обеспечить возможность сотрудничества учеников. Например, сдача мини-зачёта, проверка усвоения терминов по изучаемой теме, проверка знания географических названий островов, морей, заливов, рек и т. д. В этом случае, ученики, сидящие за одной партой, отвечают на вопросы друг друга, комментируют и оценивают ответы, ставят друг другу отметки, оспаривают, при необходимости, отметку партнёра. Подобные задания развивают: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
С целью формирования регулятивного действия – действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки теста. Например, небольшой тест графический или буквенный, проверку которого ученики проводят самостоятельно или в парах, обмениваясь листочками с ответами. Критерии правильного ответа – шаблон проговаривается вслух всем классом, или заранее записывается на отвороте доски. Ещё один возможный приём для проверки теста – это если во время работы с тестом пара учащихся выполняет тест на отворотах доски и после завершения, вместе со всеми их работа проверяется, обсуждается, исправляется и сразу вырабатывается система оценивания, по этому образцу происходит проверка и работы в парах.
Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин, в том числе, географии.
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности
- усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащихся;
- создают возможность обучения в зоне ближайшего развития учащегося;
- способствуют достижению высокой успешности в усвоении учебного содержания;
- создают предпосылки для перехода к самообразованию;
- обеспечивают формирование осознанности и критичности учебных действий.
У каждого учителя географии ярко выражено стремление не только научить, передать ученику все свои знания, но и стремление раскрыть удивительный мир географии. Мир, который не укладывается ни в один учебник и поэтому познавать его каждый будет всю свою жизнь, даже уйдя из школы. А для этого необходимо научиться добывать знания.
Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий
Личностные универсальные действия
Позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Типовые задачи
Личностное самоопределение. Развитие Я-концепции
Задание №1 «Самоанализ. Кто я? Какой я?»
Цель: формирование и оценивание уровня сформированной личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений.
Возраст: 10–15 лет.
Форма выполнения задания: групповая работа учащихся под руководством психолога.
Материал: тетради, ручки, карандаши.
1. Настройка на занятие.
Упражнение «Прогноз погоды»
Инструкция: «Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Вы можете показать, что у вас сейчас «плохая погода» или «штормовое предупреждение», а может быть, для вас солнце уже светит во всю».
2. Упражнение «Волшебный стул» (формирование позитивной «Я-концепции»)
Цель: повышение самооценки сидящего на «волшебном стуле», гуманизация психологического климата в группе.
Инструкция: Один из участников занимает «волшебный стул». Правила игры гласят: тот, кто занял стул, предстает перед другими только в своих достоинствах. «Волшебный стул» высвечивает только положительные качества. Участники по очереди называют достоинства человека, который сидит на «волшебном стуле». Называть недостатки запрещается.
Формирование схемы ориентировочной основы действия нравственно-этического оценивания
Задание №2 «Моральные дилеммы»
Цель: ознакомление учащихся с ситуациями морального выбора и схемой ориентировочной основы действия нравственно-этического оценивания как базы для анализа моральных дилемм; организация дискуссии для выявления решений и аргументации участников обсуждения.
Возраст: 11–15 лет.
Форма выполнения задания: групповая работа учащихся.
Материалы: текст моральной дилеммы, список вопросов, задающих схему ориентировочной основы действия нравственно-этического оценивания, для учащихся и учителя.
Описание задания: класс делится на группы по три человека, в которых предлагается обсудить поведение героя и аргументировать свою оценку. Далее, объединившись по две группы, ребята обмениваются мнением и обсуждают все аргументы «за» и «против».
Инструкция: занятие посвящено ситуациям морального выбора. Такие ситуации называются моральными дилеммами. Их особенность состоит в том, что учащимся необходимо сделать выбор в такой ситуации, когда нет ни одного однозначно правильного решения, а есть разные решения, которые учитывают различные интересы. Учитель зачитывает текст и предлагает учащимся ответить на вопросы.
Критерии оценивания:
- соответствие ответов уровням развития морального сознания;
- умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать их в своей позиции;
- анализ аргументации учеников в соответствии с уровнем развития мо-рального сознания.
1. Шёл урок. У Вити не оказалось пенала. Он попросил ручку у соседки по парте, Ксюши, но у неё была только одна ручка. Затем он попросил ручку у Лёвы, но Лёва не захотел делиться запасной ручкой. Тогда у Вити осталась последняя надежда попросить ручку у своего лучшего друга Миши.
1) Как думаете, чем могла закончиться эта ситуация?
2) Почему Лёва не захотел делиться запасной ручкой?
3) Что можно посоветовать героям этой истории?
2. Два мальчика шли из школы. Одного звали Дима, а другого Слава.
– Слава! – сказал Дима, давай подойдём к той бабушке и напугаем её.
Бабушка была слепая, Слава об этом знал и сказал Диме «нет». Дима его уговорил и Слава согласился. Мальчики подошли к бабушке и напугали её. Бабушка уронила свою палочку, которая помогала ей идти. Мальчики убежали. Хорошо, что рядом проходил незнакомый человек. Он увидел, что случилось, и помог бабушке
1) Почему Слава согласился испугать слепую бабушку?
2) Как по-другому могла закончиться эта история?
3) Как бы вы поступили в этой ситуации?
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Типовые задачи
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в ходе тренингов
Цель коммуникативного тренинга – постановка поведенческих навыков, необходимых для достижения целей говорящего.
Цель: тренинги коммуникативных навыков позволяют ставить комплексные цели, например:
- вырабатывать у подростков положительное отношение друг к другу и умение общаться так, чтобы общение приносило радость;
- развивать навыки взаимодействия в группе;
- развивать как вербальные, так и невербальные навыки общения;
- развивать навыки восприятия и понимания различных людей;
- развивать навыки самопознания;
- преодолевать эгоцентризм;
- учиться познавать себя через восприятие другого;
- формировать эмпатическое отношение к другим людям;
- получить представление о «неверных средствах общения»;
- развивать положительную самооценку;
- корректировать самооценку и уровень притязаний в направлении их большей адекватности;
- совершенствовать рефлексивные способности;
- формировать чувство уверенности в себе и осознание себя в новом качестве;
- знакомиться с понятием «конфликт»;
- определять особенности поведения в конфликтной ситуации;
- обучаться способам выхода из конфликтной ситуации;
- отрабатывать ситуации предотвращения конфликтов;
- закреплять навыки поведения в конфликтной ситуации;
- снижать уровень конфликтности подростков;
- преодолевать повышенную тревожность и страхи.
Возраст: 11–15 лет.
Форма выполнения задания: групповая работа учащихся.
Задание 1.Коммуникативное упражнение «Что было в начале дня?»
Упражнение проводится в конце учебного дня. Заключается в том, что участники сообща должны вспомнить в деталях то, как начинался сегодня день: – Кто в какой последовательности заходил в кабинет? – Кто с кем успел пообщаться до начала уроков? – Какие слова произносились? – Какие невербальные моменты запомнились? – Изменилась ли обстановка в кабинете за день? – Как проходили первые несколько минут собственно урока? Упражнение завершается небольшим обсуждением того, как работает наша память: – Почему запомнилось именно это, а не то? – Правда ли, что запоминаются хорошо яркие впечатления? то, что потом постоянно «вертится в голове»? – Если надо специально запомнить в деталях текущую коммуникативную ситуацию, что надо делать? Коммуникативное упражнение "Что было в начале дня?" Упражнение проводится в конце учебного дня. Заключается в том, что участники сообща должны вспомнить в деталях то, как начинался сегодня день: – Кто в какой последовательности заходил в кабинет? – Кто с кем успел пообщаться до начала уроков? – Какие слова произносились? – Какие невербальные моменты запомнились? – Изменилась ли обстановка в кабинете за день? – Как проходили первые несколько минут собственно урока? Упражнение завершается небольшим обсуждением того, как работает наша память: – Почему запомнилось именно это, а не то? – Правда ли, что запоминаются хорошо яркие впечатления? то, что потом постоянно «вертится в голове»? – Если надо специально запомнить в деталях текущую коммуникативную ситуацию, что надо делать?
Задание 2. Игра-упражнение «Дай яблоко»
Соревнуются двое участников: один просит другого дать ему яблоко, другой же находит повод ему отказать, ссылаясь на недостаток информации. – Дай мне, пожалуйста, яблоко. – Я с удовольствием выполнил бы Вашу просьбу, но не могу, – я не знаю какое. – Дай мне, пожалуйста, красное яблоко. – Я с удовольствием выполнил бы Вашу просьбу, но не могу, – я не знаю какое из красных яблок. –... Игра хронометрируется и идет до тех пор, пока формулировка просьбы не оставит «лазейки», чтобы ее не выполнить. Ограничение: в игре не должны применяться некорректные ходы и манипуляции: Дай немедленно, не дам и всё, почему я должен... и т. д. задача – остаться «в коридоре» деловой этики отношений.
Задание 3.Коммуникативное упражнение «Как дела?»
Ведущий по очереди (по кругу) задает один и тот же вопрос участникам: «Как дела?» Задача каждого участника ответить на этот вопрос оригинально, то есть так, чтобы ответ не был похож ни на один из уже прозвучавших вариантов. Если ответ участника не оригинален, он выбывает из игры: встает со своего места и отходит в сторонку. Упражнение продолжается до тех пор, пока не останется один участник. Роль арбитра берет на себя ведущий. Если ответ дословно не повторяет другой ответ, но является его парафразом, или же близок по смыслу, это тоже считается повторением, и участник в таком случае выбывает. В конце проводится обсуждение: – А как вы обычно отвечаете на вопрос «Как дела?» в реальной жизни? – Как можно расклассифицировать ответы?
Познавательные универсальные учебные действия
Включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Типовые задачи
Формирование умения проводить теоретическое исследование. Формирование смыслового чтения
Задание «Пословицы»
Цель: формирование умения понимать смысл пословиц на основе адекватного восприятия переносного значения и метафоры.
Возраст: 11–15 лет.
Учебные дисциплины: история.
Форма выполнения задания: работа в группах.
Описание задания: учащимся предлагается прочитать пословицы и выполнить задания. Каждое из заданий выполняется в процессе обсуждения в группе и представляется классу как общее решение. Материал: карточка с пословицами.
Задание "Перепутанные пословицы"
Инструкция: на карточке приведены пословицы, в которых перепутаны части: первая часть от одной пословицы, вторая – от другой. Необходимо «собрать» пословицы, объединив первую и вторую части.
Откуда есть пошла до Киева доведет
Новгород, Новгород, Киев – мать.
Новгород – отец, а постарше старого.
Киев – не имут. (не имеют)
Язык Русская земля.
Мертвые сраму мать городов русских.
Задание "Перепутанные пословицы-2"
Инструкция: учащиеся восстанавливают пословицы и читают их вслух. Затем отвечают на вопросы: какова основная идея каждой из пословиц? Есть ли в получившемся списке близкие по смыслу пословицы? Какие именно?
а) Француз боек, да оступился.
б) Отогрелся в Москве, и вороне рад.
в) Голодный француз да русский стоек.
г) Наступил на русскую землю, да замерз на Березине
Приёмы осмысления текста
Постановка перед собой вопроса и поиск ответа на него (в самом тексте, путём воспоминаний, путём рассуждения, путём обращения за информацией к другому лицу) – В.
Постановка вопроса-предположения – в вопросе есть предположительный ответ. Например: а не потому ли..., что...? Может быть, это объясняется тем, что...? – ВПР.
Антиципация плана изложения – предвосхищение того, о чём будет говориться дальше – АП.
Антиципация содержания – предвосхищение того, что именно будет сказано дальше – АС.
Реципация – мысленное возвращение к ранее прочитанному тексту и повторное его осмысление под влиянием новой мысли – Р.
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О ТОМ, КАК КНЯГИНЯ ОЛЬГА ОТОМСТИЛА ДРЕВЛЯНАМ
В лето 946.(В) Ольга же устремилась с сыном к городу Искоростеню, (ВПР) так как именно те убили мужа ее... И стояла Ольга все лето, и не могла взять города...
Древляне же спросили: (АС) «Чего хочешь от нас? Мы готовы дать тебе мед и
Меха». Она же сказала: (АС) «Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немногого: дайте мне от каждого двора по три голубя и по три воробья.
Я не хочу возлагать на вас тяжкую дань, как муж мой, поэтому и прошу у вас мало...»
Древляне же, обрадовавшись, (АП) собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали Ольге... (АП)
Ольга же, раздав воинам – кому по голубю, кому по воробью, приказала привязывать каждому голубю и воробью трут [высушенный прутик, воспламеняющийся от искры]. И когда стало смеркаться, приказала Ольга своим воинам пустить голубей и воробьев. Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда... (АП) И так загорелись где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы. И не было двора, где бы не горело. И побежали люди из города, и приказала Ольга воинам своим хватать их. (Р) И так взяла город и (АП) сожгла его, городских же старейшин взяла в плен, а других людей убила, третьих отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань.
Критерии оценивания:
- адекватное использование приёмов осмысления текста;
- выделение основной идеи (концепта) текста в виде заголовка и эпиграфа;
- корректное составление плана текста.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Типовые задачи
Задание № 1. Составь развернутый план к прочитанному тексту параграфа.
Для этого, надо прочитать и озаглавить каждый абзац полным предложением.
Алгоритм работы:
1. Прочитай 1 абзац. Ответь на вопрос: «О чем говорится в абзаце?»
Для этого выделите понятные и непонятные слова, найдите их значение, используя учебник и толковый словарь.
2. Выделите ключевые слова, из которых составьте заголовок абзаца; запишите заголовок в тетрадь. И так проработайте каждый абзац текста.
3. По составленному плану восстанови текст напарнику.
4. Выслушай напарника, запиши его план в свою тетрадь.
Критерии оценивания работы:
Соответствие количество абзацев и количества пунктов плана.
Количество использования ключевых слов в предложении.
Работа над понятными и непонятными словами.
Задание № 2. «Отзыв на работу (ответ) товарища».
Возраст: 11–15 лет.
Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в парах.
Инструкция: Упражнение можно проводить на этапе проверки домашнего задания, уроке обобщения знаний, как в устной, так и письменной форме. В первом случае это может быть оценка любого учащегося класса с указанием полноты воспроизведенной информации.
Например:
- оцените, насколько полным был ответ на вопрос?
- какую оценку поставите за ответ и почему?
Во втором случае оценку с пояснением дают сильные учащиеся на письменную работу по теме. Предварительно оговариваются критерии письменной работы, по которым ее можно проверить.
Задание № 3. «Диалог»
Возраст: 11–15 лет.
Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в парах.
Инструкция: На вопрос учителя сначала отвечает один ученик, затем сосед по парте. Работа длится 4–5 минут. Дети оценивают ответы друг друга. Учитель выборочно вновь задает те же вопросы и если оценка совпадает, то ставится обоим учащимся.
Эффективность от проведения упражнения:
1. Умение слушать и слышать.
2. Отслеживание и анализ знаний по теме, рефлексия.
3. Развитие речи, взаимопроверка.
Частные мастера Частные Мастера-Плиточники
Ванная под ключ - https://plitochniki.com.ua
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/