logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ЛИТЕРАТУРА

Урок биологии

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Перед учителем стоит задача не столько вооружить учащихся прочными знаниями, сколько научить их учиться самостоятельно.

Умение мыслить последовательно, рассуждать дока­зательно, строить гипотезы, опровергать неправильные выводы не приходит само по себе. Это умение развивает наука логика.

Систематическое овладение азами этой науки невоз­можно без решения логических задач. И начинать об­учение учащихся основам решения таких задач необхо­димо с самого раннего возраста, с начальной школы.

Задача учителя — привить своим ученикам привыч­ку к упорному, самостоятельному, творческому труду, выработать у них умение преодолевать трудности при решении задач и вообще при любой работе, связанной с учебной деятельностью. Всем известно: дети любят учиться, но при этом забывается, что дети любят хоро­шо учиться. И одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться явля­ется создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной программе, на пути от незнания к знанию, от неумения к умению. К таким условиям, безусловно, можно отнести процесс решения нестандартных, логи­ческих задач.

Решение задач — это практическое искусство; подоб­но плаванию, катанию на лыжах или игре на фортепи­ано, научиться ему можно, только подражая хорошим образцам и постоянно практикуясь. Мышление, как учит психология, начинается там, где нужно решить ту или иную задачу. При этом каждая задача неизменно заканчивается вопросом, на который надо дать ответ. Задача пробуждает мысль учащегося, активизирует его мыслительную деятельность. Решение задач по справед­ливости считается гимнастикой для ума.

В данном разделе сайта "Школярик" предлагается набор логических за­дач, классифицированных по смысловому содержанию и логическим приемам решения.

В каждой задаче представлены:

краткая запись;

запись схемы — модели условия задачи;

рассуждения к решению задачи;

выводы, сделанные из этих рассуждений.

Как правило, при решении задачи могут быть выде­лены следующие этапы.

Анализ условия задачи (выделение исходных дан­ных).

Поиск метода решения.

Символическая запись задачи.

Рассуждения и пояснения к решению.

Анализ полученных результатов и запись ответа.

Условия логических задач лучше наглядно представ­лять в виде чертежей, рисунков, схем. Это облегчает ре­шение задач, делает его более убедительным и доказа­тельным.

В этом разделе сайта "Школярик"  рассмотрены возможные приемы, на­правленные на развитие логического мышления на раз­ных ступенях обучения детей решению задач.

В мыслительной деятельности учащегося при реше­нии задачи анализ и синтез занимают столь большое место, играют настолько большую роль, что в методике им приписывается даже значение метода решения. Анализ и синтез проходят через весь процесс решения задачи. Сначала учащийся анализирует конкретное со­держание задачи: о чем в ней говорится, о каких фак­тах или явлениях, в какой последовательности они происходят. Читая и перечитывая условие, учащийся выделяет из него данные, старается уловить взаимосвя­зи, которые существуют между данными в задаче.

Читая вопрос задачи, учащийся сосредоточивает на нем особое внимание, стараясь отчетливее и глубже по­нять, что спрашивается в задаче или, иначе говоря, в чем именно заключается задача. На этом первом этапе знакомства с задачей преобладает аналитическая дея­тельность.

Чтобы облегчить анализ условия задачи, учитель прибегает к его конкретизации путем использования той или иной формы наглядности — рисунка, чертежа, схемы, применения того или иного предметного нагляд­ного пособия.

При работе над вопросом задачи главное и наиболее трудное для ученика — определить, в какой связи эта искомая величина находится с заданными исходными величинами.

В простой задаче ответ на последний вопрос вытекает сам собой из предыдущего анализа. Но в сложной зада­че незнакомого для ученика типа для ответа на этот вопрос может потребоваться ряд рассуждений, в каж­дом из которых выражается зависимость одного усло­вия от другого. Рассуждения должны представлять со­бой стройную логическую цепь суждений, в которой каждое предыдущее суждение является основой для по­следующего и с необходимостью вытекает из предыду­щего.

В результате такой мыслительной деятельности сложная, составная задача распадается на ряд про­стых, решение которых приводит к ответу на вопрос основной задачи. При этом простые задачи располага­ются в определенной последовательности, которая устанавливается планом решения, требуя от ученика формулировать вопросы точно, ясно, кратко. На этом этапе решения на первый план выступает синтетичес­кая деятельность.

Затем начинается собственно решение задачи. В этом процессе анализ и синтез тесно переплетаются между собой. Поставив вопрос, ученик отбирает из задачи условия, которые необходимы для ответа на этот воп­рос. И так — до ответа на последний вопрос.

Из сказанного видно, какую большую роль играют при решении задачи такие приемы логического мышле­ния, как синтез и анализ, конкретизация, абстрагиро­вание, а также умения рассуждать связно и последова­тельно, формулировать вопросы точно и однозначно.

Назначение логических задач и упражнений состоит в активизации умственной деятельности ребят, в ожив­лении процесса обучения. Применяются они как на за­нятиях, так и в повседневной жизни.

Ищите логические задачи в высыпающемся меню.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Частные мастера Частные Мастера-Плиточники

Ванная под ключ - https://plitochniki.com.ua

Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/

Поиск

МАТЕМАТИКА

 

Тетрадкин Град

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2023 High School Rights Reserved.