Перед учителем стоит задача не столько вооружить учащихся прочными знаниями, сколько научить их учиться самостоятельно.
Умение мыслить последовательно, рассуждать доказательно, строить гипотезы, опровергать неправильные выводы не приходит само по себе. Это умение развивает наука логика.
Систематическое овладение азами этой науки невозможно без решения логических задач. И начинать обучение учащихся основам решения таких задач необходимо с самого раннего возраста, с начальной школы.
Задача учителя — привить своим ученикам привычку к упорному, самостоятельному, творческому труду, выработать у них умение преодолевать трудности при решении задач и вообще при любой работе, связанной с учебной деятельностью. Всем известно: дети любят учиться, но при этом забывается, что дети любят хорошо учиться. И одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной программе, на пути от незнания к знанию, от неумения к умению. К таким условиям, безусловно, можно отнести процесс решения нестандартных, логических задач.
Решение задач — это практическое искусство; подобно плаванию, катанию на лыжах или игре на фортепиано, научиться ему можно, только подражая хорошим образцам и постоянно практикуясь. Мышление, как учит психология, начинается там, где нужно решить ту или иную задачу. При этом каждая задача неизменно заканчивается вопросом, на который надо дать ответ. Задача пробуждает мысль учащегося, активизирует его мыслительную деятельность. Решение задач по справедливости считается гимнастикой для ума.
В данном разделе сайта "Школярик" предлагается набор логических задач, классифицированных по смысловому содержанию и логическим приемам решения.
В каждой задаче представлены:
краткая запись;
запись схемы — модели условия задачи;
рассуждения к решению задачи;
выводы, сделанные из этих рассуждений.
Как правило, при решении задачи могут быть выделены следующие этапы.
Анализ условия задачи (выделение исходных данных).
Поиск метода решения.
Символическая запись задачи.
Рассуждения и пояснения к решению.
Анализ полученных результатов и запись ответа.
Условия логических задач лучше наглядно представлять в виде чертежей, рисунков, схем. Это облегчает решение задач, делает его более убедительным и доказательным.
В этом разделе сайта "Школярик" рассмотрены возможные приемы, направленные на развитие логического мышления на разных ступенях обучения детей решению задач.
В мыслительной деятельности учащегося при решении задачи анализ и синтез занимают столь большое место, играют настолько большую роль, что в методике им приписывается даже значение метода решения. Анализ и синтез проходят через весь процесс решения задачи. Сначала учащийся анализирует конкретное содержание задачи: о чем в ней говорится, о каких фактах или явлениях, в какой последовательности они происходят. Читая и перечитывая условие, учащийся выделяет из него данные, старается уловить взаимосвязи, которые существуют между данными в задаче.
Читая вопрос задачи, учащийся сосредоточивает на нем особое внимание, стараясь отчетливее и глубже понять, что спрашивается в задаче или, иначе говоря, в чем именно заключается задача. На этом первом этапе знакомства с задачей преобладает аналитическая деятельность.
Чтобы облегчить анализ условия задачи, учитель прибегает к его конкретизации путем использования той или иной формы наглядности — рисунка, чертежа, схемы, применения того или иного предметного наглядного пособия.
При работе над вопросом задачи главное и наиболее трудное для ученика — определить, в какой связи эта искомая величина находится с заданными исходными величинами.
В простой задаче ответ на последний вопрос вытекает сам собой из предыдущего анализа. Но в сложной задаче незнакомого для ученика типа для ответа на этот вопрос может потребоваться ряд рассуждений, в каждом из которых выражается зависимость одного условия от другого. Рассуждения должны представлять собой стройную логическую цепь суждений, в которой каждое предыдущее суждение является основой для последующего и с необходимостью вытекает из предыдущего.
В результате такой мыслительной деятельности сложная, составная задача распадается на ряд простых, решение которых приводит к ответу на вопрос основной задачи. При этом простые задачи располагаются в определенной последовательности, которая устанавливается планом решения, требуя от ученика формулировать вопросы точно, ясно, кратко. На этом этапе решения на первый план выступает синтетическая деятельность.
Затем начинается собственно решение задачи. В этом процессе анализ и синтез тесно переплетаются между собой. Поставив вопрос, ученик отбирает из задачи условия, которые необходимы для ответа на этот вопрос. И так — до ответа на последний вопрос.
Из сказанного видно, какую большую роль играют при решении задачи такие приемы логического мышления, как синтез и анализ, конкретизация, абстрагирование, а также умения рассуждать связно и последовательно, формулировать вопросы точно и однозначно.
Назначение логических задач и упражнений состоит в активизации умственной деятельности ребят, в оживлении процесса обучения. Применяются они как на занятиях, так и в повседневной жизни.
Ищите логические задачи в высыпающемся меню.
Частные мастера Частные Мастера-Плиточники
Ванная под ключ - https://plitochniki.com.ua
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/