Цель урока. Познакомить с терминами "фольклор”, "жанры фольклора”; вспомнить известные пятиклассникам жанры фольклора.
I. Игра «Литературное лото»
1. Учащиеся делятся на команды по 4 человека в каждой команде.
2. Командам раздают карточки с напечатанными литературоведческими терминами: "пословица”, "поговорка”, "загадка”, "считалка”, "скороговорка”, "потешка”, "колыбельная песенка” и так далее.
3. Учитель читает тексты, учащиеся определяют жанр. После чтения учителем дети совещаются. Команда, у которой карточка с ответом, поднимаёт её.
а)
Спереди пятачок,
Сзади крючок,
Посередине спинка,
На спинке щетинка. (Поросёнок.)
б)
Пёс Полкан,
Полезай в стакан,
Хватай лимон,
Убирайся вон!
в) По платью встречают, по уму провожают.
г)
Баю — баюшки-баю,
Не ложися на краю —
Придёт серенький волчок,
Он ухватит за бочок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу Катю не буди!
д) Наш Полкан попал в капкан.
е)
Еду-еду
К бабе, к деду
На лошадке
В красной лапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом вдруг в… яму
Бух!
II. Сообщение учителя
Все отгаданные жанры относятся к фольклору. Термин "фольклор”, который впервые в 1846 году ввёл в науку английский учёный У.Дж. Томс, в переводе означает "народная мудрость”. Понимают этот термин по-разному: иногда под ним подразумевают любое народное искусство (танцы, музыку, резьбу по дереву и прочее), иногда — только словесное.
Фольклор отличается следующими чертами: устная форма бытования, опора на традиции, непосредственность контакта исполнителя и слушателя, коллективность, народность, сочетание слова с элементами других видов искусства.
У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны, французские трубадуры. Хороший сказочник знал на память до десяти произведений. Естественно, чтобы запомнить и воспроизвести какое-нибудь произведение, народ выработал свои подсказки. Это набор традиционных зачинов и концовок, повтор слов, эпизодов, использование фольклорных символов (кукушка, осина-горе), общих типических мест (формула красоты — "ни в сказке сказать, ни пером описать”; формула повелевания — "встань передо мной, как лист перед травой”), постоянных эпитетов.
Работа со статьёй учебника (с. 5–7).
Работа парами. Задание: найти в тексте определение понятий. Привести пример из учебника или свой. (Дети находят термины: "пословица”, "поговорка”, "загадка”. Найденные термины записывают в тетрадь.)
Составляется таблица.
Жанр |
Задача жанра |
1. Пословица — краткое изречение. |
Кратко и точно оценить характеры и поступки людей. |
2. Поговорка не выражает законченного суждения, а лишь намекает на него. |
Намекает (скрыто оценивает) различные явления человеческой жизни. |
3. Считалка — стихотворное произведение прикладного характера. Имеет две части. "Формула” — тот и выйдет вон. |
Помочь весело распределить роли в игре. |
4. Загадка иносказательно описывает предмет. |
Учит угадывать задуманное. |
5. Побасёнка — разговор о действиях героев, проявляющих их черты характера. |
Высмеять плохие черты характера или показать остроумие героя. |
6. Небылица рассказывает необычную, выдуманную, "перевёрнутую” картину жизни. |
Весело учить различать действительность и фантазию, развивать воображение. |
7. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых малышами вместе с взрослыми. |
Весело учить малыша жестам, навыкам. |
III. Итог урока
Учащиеся работают в группах. Учитель раздаёт тексты.
Задание: определить жанр, прокомментировать своё решение.
Карточки с текстами.
Ходит сок по лавке,
А дремота по избе,
Ищет — поищет деточку мою,
Где найдёт, тут и спать кладёт.
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей,
Две поплоше
Несли по два гроша.
Ягодка малина,
Медок, сахарок,
Поди вон, королёк,
Там тебе место — в кислое тесто.
— Тит, иди молотить!
— Брюхо болит!
— Тит, иди щи хлебать!
— Где моя большая ложка?
Едут, гонят семеро на конях,
Все на лошадях, в красных шапках.
По кочкам, по кочкам —
В ямку — бух!
Зимою греет,
Весною тлеет,
Летом умирает,
Зимой оживает.
Обманули дурака
На четыре кулака,
На пятое — стуло,
Чтоб тебя раздуло!
На шестое — колесо,
Чтоб тебя разнесло!
Из-за лесу, из-за гор
Едет дедушка Егор:
Сам на лошадке,
Жена на коровке, дети на телятках,
внуки на собаках.
IV. Задание на дом (по выбору)
1. Подобрать свои задания для карточек лото.
2. Написать рассказ, в который бы вошли пословицы, поговорки, загадки.
3. Что такое обряд? Попытайтесь найти материалы об этом виде фольклора.