Задачи: познакомить учащихся с видами народной песни; рассмотреть повествовательное и лирическое начала в народной песне.
Основные виды деятельности: слово учителя; чтение фрагмента вступительной статьи; ответы на вопросы учебника; оформление таблицы.
Термины: народная песня, обрядовые и необрядовые песни.
Этапы урока:
I. Вступительное слово об истории возникновения песенного жанра, особенностях бытования и распространения народных песен. Следует обратить внимание на близость песни к поэзии, музыке и танцу, показать связь песни с бытом, традициями, обрядами народа, национальным характером. Слово учителя сопровождается приведением примеров, иллюстрирующих особенности песенного жанра.
II. Чтение вступительной статьи учебника (фрагмент о народной песне) и беседа по вопросам, направленная на закрепление нового материала:
1. Назовите известные вам фольклорные жанры.
2. В чем особенность песни как фольклорного жанра?
3. Назовите основные виды народных песен.
4. В чем главное отличие эпических песен от лирических?
5. Каковы основные особенности языка народной песни?
III. Составление схемы «Виды народной песни» в тетрадях и на доске:
Обрядовые — календарные (колядки, веснянки, масленичные); трудовые, сопровождающие трудовые процессы (посевные, сенокосные, урожайные); семейные (свадебные, колыбельные, похоронные).
Необрядовые — исторические и героические, воспевающие историческое событие, народный подвиг, легендарного героя; лирические (любовного и семейно-бытового содержания); связанные со статусом, родом занятий человека (бурлацкие, ямщицкие, солдатские, разбойничьи); игровые (частушки, дразнилки, страшилки, хороводные и др.).
Попутно учащиеся вспоминают об обрядах русского народа, особенностях быта, традициях, своеобразии детского фольклора. Возможно также обращение к биографиям собирателей и исполнителей народных песен.
IV. Составление сопоставительной таблицы «Особенности обрядовой и необрядовой песни» (на основе материалов вступительной статьи учебника).
Обрядовая песня
Необрядовая песня
Часть обряда, исполняется хором
Связана с внутренним миром личности, исполнялась хором и индивидуально
Появляется в более раннее время, до необрядовой песни
Появляется после обрядовой песни
Передает в большей степени черты быта, традиции, особенности деятельности человека
Передает более сложные чувства, переживания, противоречия в характере личности
V. Анализ народных песен, приведенных в учебнике, включает выразительное чтение песни вслух и беседу по вопросам учебника, позволяющим рассмотреть идейное и художественное своеобразие народной песни. Важно обратить внимание учащихся на следующие моменты:
1. От какого лица ведется песенное повествование? 2. Какому событию посвящена песня? 3. Опишите героиню (героя) песни. 4. К кому обращена песня? 5. Каково психологическое состояние героини (героя)? Какие чувства, желания, мечты, тревоги героини (героя) раскрываются в песне? 6. Какие темы затронуты в песне? 7. Как построена песня? 8. Приведите примеры, особенно ярко характеризующие язык народной песни. Какие знакомые вам художественные приемы используются в песне?
При анализе народной песни необходимо научить шестиклассников выделять в ней эпическое (повествовательное) и лирическое (эмоциональное) начала. С этой целью следует обратиться к «Краткому словарю литературоведческих терминов» и проверить знания учащихся об особенностях эпоса и лирики как родов литературы.
На завершающем этапе этого урока можно использовать вопросы учебника, помещенные после текстов песен, а также предложить дополнительные вопросы:
1. Как вы думаете, почему писатель М. Горький утверждал, что подлинную историю народа нельзя узнать, не зная устного народного творчества?
2. Какие темы чаще всего находят отражение в народных песнях?
3. Какие события составляют основу народных песен?
VI. Выразительное чтение учителем фрагментов рассказа М. Горького «Как сложили песню» или выполнение задания 6 учебника (сопоставление впечатлений от чтения текста и от прослушивания народной песни).
VII. Заключительное слово учителя о песне как особом жанре в фольклоре. Необходимо вновь обратить внимание учащихся на то, что в песне, являющейся художественной коллективной деятельностью народа, отражались горести и радости русского человека, его взгляд на жизнь, идеалы.
Не случайно, что многие русские писатели в своих произведениях обращались к народной песне.
VIII. Домашнее задание:
1) выполнить задание 4 учебника;
2) нарисовать иллюстрацию к одной из прочитанных на уроке песен.
Индивидуальное задание: выполнить индивидуальное задание 2 учебника.
Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж
Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/