Секрет чеховского мастерства, тайна воздействия на читателя до сих пор до конца не разгаданы. Но ясно одно: Чехов — необычный писатель.
Бунин так говорил о нем: «Кроме художественного таланта, изумляет во всех этих рассказах знание жизни, глубокое проникновение в человеческую душу». А М. Горький замечал: «Огромное дело вы делаете вашими маленькими рассказами, возбуждая в людях отвращение к этой самой полумертвой жизни».
Урок может быть проведен в форме практикума. В указанных учителем рассказах необходимо найти особенности писательской манеры Чехова.
Особенности стиля |
Рассказы |
1. В основе рассказа — определенная бытовая ситуация (сценка), а не общая проблема или судьба героя. Это отражается в названиях рассказов, которые часто определяют конкретное место |
«Ну, публика!», |
2. Обыденное действие, приводящее к неожиданному результату |
«Ну, публика!», |
3. Герой находится в мире вещей, велика роль предметного окружения |
«Хамелеон» |
4. Характер и особенности повествования, которое может вестись от лица автора или героя. Внешнее повествование может вестись от лица автора, а характеристика обстановки, портрет, пейзаж — от лица героя. Объективность повествования, сдержанного внешне |
«Хамелеон», |
5. Богатый диапазон лексики, широкое использование речевых стилей |
«Хамелеон» |
6. Представление трагедии как будничного явления. Трагикомедия, соединяющая улыбку, иронию, печаль |
«Ну, публика», |
7. Индивидуализация речи героев. Речь — отражение характера |
«Хамелеон», |
8. Большая роль детали |
«Хамелеон», |
9. «Скрытость» автора, проявление его позиции в недоговоренности |
«Хамелеон» |
10. Зрелый Чехов — отсутствие напряженного действия |
«Невеста» |
11. Говорящие фамилии |
«Смерть чиновника», «Хамелеон» |
12. Главный смысл не называется открыто. Внешнее и внутреннее повествование, двуплановость, трагикомичность. Внешне — смешно, внутренне — грустно |
«Хамелеон», |
13. Малая форма и глубокое содержание |
«Смерть чиновника» |
14. Краткое, сжатое, скупое описание человека, природы и интерьера |
«Кухарка женится», «Толстый и тонкий» |
15. Существенная роль диалога или монолога. Человек раскрывается сам, через монолог или диалог |
«Не в духе» |
16. Мастерство сюжета и композиции. Часто действие развивается путем повторения, достигая абсурда |
«Ну, публика!», «Смерть чиновника» |
17. Три единства: места, времени, действия |
«Не в духе» |
18. Зримость рассказов-сценок |
«Толстый и тонкий» |
Урок может быть проведен и по одному рассказу, например «Не в духе», «Кухарка женится», «Ну, публика!». Анализируя его, нужно найти, какие из особенностей чеховского стиля в нем есть и какова их функция в рассказе.
Итог урока. Пожалуй, определение чеховского стиля укладывается во фразу «краткость — сестра таланта». Его небольшие рассказы и повести глубоки и многоплановы, даже самые маленькие. Все приемы направлены на то, чтобы читатель сам думал.
Частные мастера Частные Мастера-Плиточники
Ванная под ключ - https://plitochniki.com.ua
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/