Цель:
учащиеся задумаются о роли матери в жизни человека, читая рассказ М. Горького "Мать изменника” (XI из "Сказок об Италии”);
учащиеся будут развивать умение анализировать текст, выделять основную проблему;
Цель:
Повторение и расширение изученного о басне и об И.А.Крылове-баснописце.
Расширить представление учащихся о басне как жанре и о баснописцах.
I. Жизненный опыт Н. С. Лескова — основа его творчества
Слово учителя
Жизнь Николая Семеновича Лескова была интересной и необычной. Мы привыкли к тому, что почти все писатели XIX века — дворяне. Лесков тоже был потомственным дворянином, но в первом поколении. Дед и прадед писателя были священниками в селе Лески Орловской губернии. От названия этого села пошла родовая фамилия — Лесковы.
Цель: изучить основы анализа содержания поэтического текста на основе сопоставления с пейзажами Айвазовского, Куинджи, Щедрина.
Задачи:
познакомить учеников с личностью поэта, почувствовать настроение автора при создании стихотворения «Парус», осознать символическое значение образов в этом стихотворении;
I. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян
Беседа
Беседуем по вопросам учебника к главам, которые было задано прочитать дома.
I. Окрестное дворянство в гостях у Троекурова. Деспотизм хозяина, неуважение к человеческой личности
Глава IX
Урок начинаем с выразительного чтения главы IX. Затем беседуем по вопросам:
I. Композиция. Сюжет
Попросим ученика написать на доске составленный дома план событий глав VIII—XI.
План основных событий глав VIII—ХI
1. Изображение русского барства. Троекуров и князь Верейский. Судьба Марьи Кириловны
Беседа по вопросам учебника
— Каким вы представляете себе князя Верейского? Что роднит его с Троекуровым и в чем их различие?
I. Проверка домашнего задания
Слушаем пересказ статьи о жизни и творчестве Н. А. Некрасова. Несколько учеников читают наизусть первую часть стихотворения. Попросим их определить размер стиха в «Железной дороге» и составить его схему. Ученик на доске рисует схему дактиля. Попутно учитель предлагает вспомнить, как называются другие трехсложные размеры стиха.
I. Проверка домашнего задания
Слушаем выразительное чтение наизусть стихотворений Ф. И. Тютчева, устные ответы на задания рубрики «Совершенствуйте свою речь».
I. Детство и юность М. Ю. Лермонтова
Мы приветствуем учителей, которые творчески оформят начало новой темы, исходя из технических возможностей кабинета и особенностей класса. Подчеркнем, что исключительно важным для детей оказывается личное отношение к поэту самого учителя — искреннюю, без ложного пафоса любовь дети чувствуют и способны проникнуться этой любовью.
Новелла Проспера Мериме «Маттео Фальконе» включена в программу 6 класса. Произведение это при кажущейся простоте восприятия и увлекательности сюжета является чрезвычайно сложным в идейном плане.
В движении к пониманию произведения может помочь вводная статья учебника. Однако ее можно дополнить историей Франции XIX века.
О рождении поэта и о его детстве учащиеся читали в учебнике 5 класса. В учебной статье говорилось об особом укладе семьи Пушкиных, о поэтическом таланте родственников поэта, о роли книг в жизни Александра Пушкина.
I. Проверка домашнего задания
— Расскажите о лицейских годах и о ссылке Пушкина в Кишинев.
— Прочитайте выразительно наизусть стихотворение «Узник».
I. И. И. Дмитриев. Рассказ о поэте
На уроках истории в 5 классе дети изучали Древний мир. В 6 классе им только предстоит начать изучение истории Отечества и истории Средних веков. Они часто совершенно не представляют длительности исторических временных промежутков, и Гомер часто сливается у них с русскими летописями.
В начале урока следует подчеркнуть своеобразие цикла «Маленькая трилогия»:
— Это трилогия о «футлярных людях».
— В ней есть и автор, и рассказчик.
Материал для учителя
Содержание раздела «Древнерусская литература» в обновленном учебнике значительно изменено по сравнению с прежней версией: во-первых, авторы-составители убрали «Сказание о кожемяке»; во-вторых, включили обширную статью, посвященную древнерусской литературе в целом.
I. Пословицы и поговорки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность
Работа со статьей учебника «Пословицы и поговорки».
Задачи урока — помочь школьникам, размышляя о героях чеховских рассказов, понять сущность человеческих отношений; разобраться, какими способами изображены герои, в чем своеобразие их жизненной позиции; уяснить, почему писатель разоблачает «теорию малых дел»; объяснить трагическое начало в этих произведениях.
Урок посвящается биографии Лескова и обзору его творчества. Лекция учителя о личности и судьбе писателя и сообщения подготовленных учеников о его главных произведениях подчеркнут, что, стремясь к изображению в литературе праведников, писатель и сам обладал чертами праведника.
В центре урока изучение черт личности главного героя повести Ивана Флягина, очарованного странника, разговор о котором следует организовать в соответствии с композиционными особенностями повести, ее сюжетом, внешней и духовной биографией главного героя. Важно помочь ученикам заметить, что композиция произведения совпадает с динамикой образа Флягина и посвящена эволюции героя от рядового конэсера к «очарованности» и праведности.
Название произведения — это доминанта его смысла, ключ к его пониманию. Первоначально повесть «Очарованный странник» называлась «Русский Телемах», что подчеркивало национальный характер героя и трудности его судьбы. Лесков хотел, вероятно, нарисовать отечественную «Одиссею». В самом деле, где только не побывал Иван Северьянович Флягин!
Урок внеклассного чтения можно начать с чтения по ролям или инсценировки двух фрагментов, относящихся к двум Катеринам: Катерине Кабановой и Катерине Измайловой. Это диалог Катерины Кабановой и Варвары из «Грозы» (действие первое, явление VII) и диалог Катерины Измайловой и Сергея из очерка «Леди Макбет Мценского уезда» (глава третья).
Задачи урока — дать понятие о романе-эпопее, показать, как формировался замысел писателя, определить авторскую позицию.
«Во всем мне хочется дойти до самой сути» — этими словами Б. Л. Пастернака можно начать первый урок о «Войне и мире», потому что именно до самой сути хотел добраться Л. Н. Толстой, задумывая свою грандиозную эпопею.
Задачи уроков — проследить, как формируются характеры любимых героев Толстого, как ищут они истину и находят ее в сближении с народом.
В начале урока можно прочитать отрывок из письма писателя, объясняющий его жизненную позицию: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость» (из письма Толстого от 18 октября 1857 г.).
Задачи урока — работая над текстом, определить отношение автора к женским образам, почему одних можно считать любимыми героинями, а других — нелюбимыми, за что автор одних героинь ценит, а других презирает. Поэт Николай Заболоцкий сказал об этой проблеме так:
В самом названии романа выделены две силы: «отцы» и «дети». Это главная проблема романа, которая раскрывается в социальном и общечеловеческом плане. Задачи урока — рассмотреть оба аспекта проблемы «отцов» и «детей» и определить, какой из двух для Тургенева важнее.
Задача урока — рассмотреть четыре любовных сюжета, четыре взгляда на эту проблему: любовь Павла Петровича к княгине Р., любовь Базарова к Одинцовой, любовь Аркадия к Кате и любовь Николая Петровича к Фенечке. Целесообразнее работать на уроке в группах.
Двойственное отношение Тургенева к главному герою романа навлекло на писателя упреки современников. Бранили и Базарова.
Заключительный урок можно провести в форме диспута.
Задачи урока — выяснить, какие впечатления стали источником создания пьесы; работая с текстом, определить смысл заглавия, своеобразие системы образов; ответить на вопросы, как раскрываются характеры героев и в чем своеобразие конфликта пьесы.
На уроке может быть использована групповая форма учебной работы.