logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ЛИТЕРАТУРА

Урок биологии

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Лексика является важнейшей номинативной стороной языка. Без лексики не было бы и языка. Номинативный фонд языка попол­няют также и фразеологизмы. Лексика пронизывает язык во всех направлениях: звуки, морфемы рассматриваются в слове, так как вне слов они не существуют; морфологические категории рассмат­риваются только в слове; предложения тогда становятся коммуни­кативно значимыми, когда они наполнены словами. Без слов не может быть никакой научной информации. Следователь­но, изучение лексики и фразеологии в школе чрезвычайно важно.

Изучение лексики и фразеологии в школе имеет как познава­тельные (образовательные), так и практические цели.

Познавательные цели работы по лексике и фразеологии предполагают формирование у школьников научного мировоззрения, вооружение их основами знаний о лексике и фразеологии русского языка, развитие у учащихся языкового эстетического идеала. При формировании у детей научного мировоззрения знания по лексике и фразеологии играют существенную роль в процессе раскрытия функций языка в обществе (общения, передачи и хранения информации), связи языка с жизнью общества, изменений, происхо­дящих в языке, роли русского языка в современном мире.

Человеческий язык — это язык слов. Слова служат названия­ми всего того, что люди выделили из окружающей действительнос­ти в процессе ее познания: предметов, вещей, явлений, живых су­ществ, растений, недр земли, общественных отношений, чувств лю­дей, их идей и т. д., признаков, действий, количеств.

В лексике наиболее наглядно проявляется связь языка с жизнью общества: появление нового требует слова для его обозначения, уход из употребления какого-либо предмета, явления влечет за со­бой постепенное забывание слова, служившего его названием.

Изучение лексики и фразеологии существенно пополняет зна­ния школьников о русском языке. Учащиеся познакомятся с одной из основных единиц языка — словом (наряду со звуком и предложени­ем), а также фразеологизмом, обладающим лексическими и грамма­тическими значениями, а также с тем, что слово и фразеологизм раз­ными отношениями связаны с другими единицами языка. Школьники узнают об источниках пополнения словарного и фразеологического запаса языка, о членении лексики по территориальному и социально­му признакам. Ученики получат сведения о том, что слова и фразео­логизмы в языке не изолированы друг от друга, а объединены в группы. Изучение лексики и фразеологии показывает богатство словарного и фразеологического запаса русского языка.

Особое внимание в работе по лексике имеет развитие у школь­ников лексико-семантического взгляда на слово [Баранов 1978]. Лексико-семантический взгляд на слово проявляется в умении учащихся выделять в слове лексическое значение (в противоположность граммати­ческим значениям) и устанавливать семантические (смысловые) связи данного слова с другими словами. Эти умения специально формируются при изучении лексики и закрепляются при изучении не­лексического материала, а также на уроках развития связной речи учащихся.

Реализация познавательно-эстетической задачи во многом так­же опирается на знание школьниками свойств слов и фразеоло­гизмов, способных иметь, наряду с номинативными, добавочные значения и обладающих функционально-стилистическими особеннос­тями.

Изучение лексики в значительной мере способствует патрио­тическому и интернациональному воспитанию учащихся, обеспечи­вает условия для развития их мышления, воспитывает у школьников любовь к родному языку, формирует у детей стремление овладеть словарным богатством русского языка.

Практические цели изучения лексики и фразеологии — формирование учебно-языковых лексикологических и фразеологичес­ких умений — способствуют созданию предпосылок для работы по русскому языку в различных направлениях: по орфографии и грамма­тике, по обогащению словарного запаса учащихся.

Овладение орфографическими умениями тесно связано с усво­ением ряда сведении о слове. Так, знание того, что слово, в от­личие от свободного сочетания слов, непроницаемо для других слов, позволяет учащимся не допускать ошибок на раздельное написание приставок (особенно это касается глаголов с приставками). Пони­мание структурной и семантической близости слов дает опору для подбора проверочных написаний. Знакомство с синонимами и антонимами облегчает работу по формированию навыков слитного и раздельного написания не и ни с именными частями речи и наре­чиями. Изучение слов и фразеологизмов способствует также лучшему осознанию других языковых единиц путем сопоставления их функ­ций и значений (если оно имеется у сопоставляемых единиц) и зависимости функционирования единиц словообразования, морфоло­гии и синтаксиса от специфики лексического значения слов. Так, отмечается связь сочетания словообразовательных морфем (частей слова) со значением производящей (мотивирующей) основы при производстве новых слов, образования словоформ с лексичес­ким значением многозначного слова (зуб: зубы и зубья), а также взаимосвязь сочетающихся слов с их лексическими значениями при создании словосочетаний (например, коричневое платье, коричне­вые глаза, но: карие глаза).

Знакомство с лексическими и фразеологическими явлениями создает базу для работы по развитию речи учащихся — по обога­щению их словарного и фразеологического запаса и овладению лексико-стилистическими нормами, по формированию монологической речи.

Обогащение запаса слов и фразеологизмов опирается на зна­ние школьниками лексического значения слова и фразеологизма, способов толкования семантики слов и фразеологизмов, синонимов и слов с переносным значением, а также на умение пользоваться толковым словарем. Овладение лексико-стилистическими нормами связано со знанием сочетаемости слов и фразеологизмов в зависи­мости от их семантики. Выбор слов и фразеологизмов при созда­нии текста определяется, наряду с другими причинами, их стилис­тическими свойствами, способностью слов к возможному замещению друг другом в сходном лексическом окружении.

Знание учащимися лексикологических и фразеологических по­нятий обеспечивает условия для ознакомления детей с языковыми особенностями изучаемых литературных произведений.

 

Ищите интересные материалы к урокам по теме "Лексика" в высыпающемся меню.

 

 

Частные мастера Частные Мастера-Плиточники

Ванная под ключ - https://plitochniki.com.ua

Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/

Поиск

МАТЕМАТИКА

 

Тетрадкин Град

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2023 High School Rights Reserved.