Историческая проблема.Характеристика молодого государства — России.
Понятийный аппарат: Земский собор, идеология, казачество, Москва — Третий Рим, нестяжатели, иосифляне, приказная система, самодержавие, сословно-представительная монархия.
План урока. 1. Характеристика хозяйства и общества в первой половине XVI в. 2. Присоединение Смоленска, Пскова и Рязани. Личность Василия III. 3. Формирование сословно-представительной монархии. 4. Московская идеология. Нестяжатели и иосифляне.
Ход урока
Первый вариант планирования
В начале урока проводится проверка тезисного плана «Формирование крепостного права в России: причины, этапы, значение» и диаграмм «Россия первой половины XVI в. в зеркале статистики». Далее на основании рабочего листа урока и информации учебника проводится самостоятельная работа. При выборе этого варианта планирования вопросы плана 2—4 школьники изучают дома по учебнику.
Характеристика хозяйства и общества в первой половине XVI в.
Развитие сельского хозяйства. К середине XVI в. из 5—7-миллионного населения России в городах проживало примерно 5%. Россия была крестьянской страной. Ведение крестьянского хозяйства требовало упорства, труда, терпения и смекалки. Суровый климат и не очень плодородные почвы не позволяли собирать большие урожаи. Урожайность главных полевых культур — ржи и овса — была невысокой. Используя орудия труда, появившиеся еще в Киевской Руси, крестьяне отвоевывали у леса новые пах отные земли, на которые все больше распространялось трехполье, хотя все три формы землепользования — подсека, перелог, трехполье — можно было встретить в каждой крестьянской общине. На одну крестьянскую семью (до 10 человек) приходилось 10—15 десятин земли. Земли не было в избытке, потому что часть земель была непригодна для ведения сельского хозяйства. Помимо полевого надела, крестьяне нуждались в лугах и пастбищах. Они разводили скот, занимались промыслами.
Повинности в пользу государства (налоги) и в пользу землевладельцев долго не менялись и вряд ли были особенно обременительными. В среднем крестьянское хозяйство отдавало до 30% производимого. Оставшееся позволяло крестьянам достаточно благополучно жить и вести хозяйство. Крестьяне не стремились к его значительному расширению — большая часть произведенного потреблялась семьей.
Право выхода крестьян в Юрьев день фиксировалось, но не ограничивалось Судебником 1497 г. По Судебнику, крестьянин мог судиться с землевладельцем, свидетельствовать против него в суде.
Тем не менее некоторые историки называют конец XV — первую половину XVI в. «золотым веком русского земледельца».
Вопросы и задания
1. Согласны ли вы с мнением историков о «золотом веке русского земледельца»? Аргументируйте свой ответ.
2. Соотнесите понятие и его объяснение.
Понятия |
Объяснение понятий |
1) Владельческие крестьяне |
A) Крестьяне, проживающие на землях помещиков и вотчинников |
Ответ:
1 |
2 |
3 |
|
|
|
Развитие городов, ремесла и торговли. По подсчетам историков, до 80-х гг. XV в. в Северо-Восточной Руси существовало всего 73 города, из них только 29 были центрами ремесла и торговли (А. М. Сахаров. «Города Северо-Восточной Руси XIV—XV вв.»). Историк А. А. Зимин подсчитал, что в начале XVI в. на территории Московского государства было примерно 140 городов (А. А. Зимин. «Россия на рубеже XV—XVI столетий»).
Задание. Определите экономические и политические факторы быстрого роста городов в составе Московского государства.
Основные сословия
Вопросы и задания
1. На основании материала учебника заполните таблицу.
Сословия |
Причины роста значения в обществе |
Причины падения значения в обществе |
Боярство |
|
|
Дворянство |
|
|
Высшие слои духовенства |
|
|
Посадские люди |
|
|
Крестьяне |
|
|
Казачество |
|
|
2. Почему в XVI в. представители высшего сословия очень хорошо знали свою родословную и должности, которые занимали их предки?
3. О положении в обществе различных слоев населения можно судить по данным антропонимики — науки об именах людей. Известно, что фамилии появились во второй половине XV в. О чем свидетельствуют следующие изменения имен, упомянутых в источниках?
1) Великокняжеского слугу, который писал завещание Ивана Калиты, звали Кострома; завещание Ивана Ивановича Красного писал в 1358 г. Нестерко; первое завещание Дмитрия Донского — старый слуга его отца дьяк Нестер; завещания великого князя Василия Дмитриевича писали дьяки Тимофей Ачкасов и Алексей Стромилов.
2) К середине XVI в. фамилии были у всех представителей дворянства.
Налогообложение. Современный российский историк А. Д. Горский в своих исследованиях показал, что в конце XV в. резко возросли государственные подати и повинности. В их число (достигавшее 20) входили: дань (основной прямой налог), ям, «писчая белка» (для писцов), обязанность ставить дворы, выполнять городовое дело, служить с подводами, косить сено, кормить государственных посланцев — «ездоков», платить корм наместникам. Значительным было и число торговых пошлин: мыт (проездная пошлина), тамга (торговая), пятно (за клеймение лошадей), явка (за предъявление товара), гостиное. К этому надо прибавить еще и судебные пошлины (Горский А. Д. «Очерки экономического положения крестьян Северо-Восточной Руси XIV—XV вв.»).
Вопрос. Как вы думаете, какие политические изменения оказали влияние на процесс роста податей и повинностей?
Обобщающее задание. Сделайте вывод об изменениях в развитии хозяйства и общества, произошедших в России в первой половине XVI в.
Второй вариант планирования
При выборе этого варианта учитель меняет последовательность изучения пунктов плана урока. В начале урока учащиеся сдают домашнее задание на проверку и сразу переходят к изучению нового материала.
1. Вопрос о присоединении Смоленска, Пскова, Рязани и личности Василия III излагается в форме школьной лекции. При подготовке лекции материал учебника можно дополнить информацией о присоединении Пскова (1510) и Рязани (1521). Перед учащимися ставятся вопросы, на которые они отвечают, прослушав объяснение учителя: какие политические приемы использовал великий князь для превращения псковских и рязанских земель в составную часть Российского государства? Каким из них он научился у своего отца?
Василий III исподволь готовил присоединение вольного Пскова. Туда был назначен такой наместник, который вызвал недовольство во всех слоях общества: «стал судить и распоряжаться без воли веча, рассылал по волостям своих людей, которые грабили и притесняли жителей, да вдобавок отправил великому князю на псковичей донос, будто они держат его нечестно, вступаются в доходы и пошлины, принадлежащие наместнику, и наносят бесчестие его людям». В сентябре 1509 г. государь всея Руси прибыл в Новгород с войском. Псковичи испугались, «что государь замыслил что-то против них». Из Пскова в Новгород отправились челобитчики с жалобами на наместника. Государь приказал прислать в Новгород как можно больше жалобщиков. Когда псковичи — посадники, бояре, купцы и «простые люди» — собрались в Новгороде, Василий III велел переписать их поименно и объявил, что «если они сотворят государеву волю: снять прочь вечевой колокол и более не быть вечам во Пскове, а быть во Пскове и по пригородам и держать суд государевым наместникам... то кровь христианская взыщется на тех, которые презирают государево жалованье и не творят государевой воли». Псковичи покорились и в первый раз назвали себя государевыми холопами.
Когда в Пскове узнали о случившемся, то думали затворить город и выступить против государя, но «12 января 1510 г. приехал в Псков дьяк Третьяк Далматов. Зазвонили на вече. Дьяк взошел на ступени веча и объявил, что государь велит снять вечевой колокол, а иначе у него наготове много силы и начнется кровопролитие над тем, кто не сотворит государевой воли». Псковичи думали один день и решили покориться, при этом «плакали по своей воле; разве только грудной младенец не плакал», — говорит современник. Колокол отвезли к государю в Новгород.
После присоединения Пскова около трехсот семейств было отправлено в Москву. На сборы им дали один день. Земли и имущество изгнанных были розданы москвичам, переведенным в Псков.
Рязанская земля во все царствование Ивана III была покорна московскому государю. В начале царствования Василия там управляла тетка его Агриппина именем своего малолетнего сына Ивана. Но когда вырос этот князь, по имени Иван Иванович, то вспомнил о прежней независимости своих предков и стал тяготиться зависимостью от Москвы. Донесли московскому государю, что рязанский князь сходится с татарами и хочет жениться на дочери крымского хана Махмет-Гирея. Московский князь позвал его к себе и посадил под стражу, а его мать — в монастырь. Рязань утратила свою отдельность и была присоединена к Москве... Оттуда было выселено множество жителей, а вместо них переведены были в Рязань на жительство московские люди. Несколько лет спустя (в 1521 г.) рязанскому князю удалось убежать в Литву (Н. И. Костомаров. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей»).
Василий III не только продолжил дело Ивана III. Историки отмечают сходство характеров великих князей. Н. И. Костомаров в очерке «Московский государь великий князь Василий Иванович» оценил черты характера государя так:
«Если при Иване именовались все «государевыми холопами» и приближенные раболепно сдерживали дыхание в его присутствии, то современники Василия, сравнивая сына с отцом, находили, что отец все-таки советовался с боярами и позволял иногда высказывать мнение, несогласное с его собственным, а сын не любил против себя «встречи», был жесток и немилостив к людям, не советовался с боярами и старыми людьми, допускал к себе только дьяков, которых сам возвышал, приблизивши к себе, и которых во всякое время мог обратить в прежнее ничтожество.
Он не терпел ни малейшего противоречия; все должны были безмолвно соглашаться с тем, что он скажет; все были полными рабами и считали волю государя волею самого Бога, называли государя «ключником и постельничим Божиим»; все, что ни делал государь, по их понятию, все это делал сам Бог; и если говорилось о чем-нибудь сомнительном, то прибавлялось в виде пословицы: «об этом ведает Бог да государь». Никто не смел осуждать поступков государя. Жизнь и имущество всех подданных находились в его распоряжении».
2. Учащиеся самостоятельно читают соответствующий материал учебника. В итоговой беседе они отвечают на вопрос: какие изменения в развитии хозяйства и общества произошли в России в первой половине XVI в.? Определите причины этих перемен.
3. Учащимся дается задание на основании информации учебника составить схему «Управление страной в первой четверти XVI в.». Один из учеников выполняет задание на доске. При обсуждении результатов учащиеся отвечают на вопрос: «Чем сословно-представительная монархия в России отличалась от сословно-представительных монархий в Западной Европе?»
Дополнительный материал для учителя
В. О. Ключевский. Курс русской истории
(извлечение)
По мере того как государственное хозяйство становилось сложнее, административные задачи делались разнообразнее, развивалось и письменное делопроизводство. Тогда боярину введенному понадобилась особая канцелярия с дьяком и подьячим, секретарем и подсекретарями, иногда еще и товарищ для совместного ведения дел. Как скоро в ведомстве складывался такой штат, с той минуты и возникал приказ как постоянное учреждение. Так, ведомство удельного дворецкого превратилось в приказ Большого дворца, ведомство боярина конюшего — в Конюшенный приказ и т. д.
Но рядом с приказами, которые развивались из прежних дворцовых ведомств, возникали приказы новые, для которых не было соответственных частей при удельном дворце. Эти приказы вызывались новыми потребностями государственной жизни. Теперь, с одной стороны, возникали такие правительственные задачи, которые не укладывались в тесные рамки дворцового хозяйства, с другой — все сильнее чувствовалась потребность стянуть к центру такие правительственные дела, которые прежде находились в безотчетном распоряжении областных правителей. Так в центре накоплялось много новых правительственных дел и задач. По мере их накопления и возникали один за другим новые приказы в продолжение XV и XVI вв. В удельное время князь в несложных внешних своих сношениях обходился без особого лица, для них назначенного: каждый вопрос внешней политики разрешался самим князем с боярами введенными. Когда внешние отношения Московского государства усложнились, в Москве появился приказ, их ведавший, — Посольская изба, министерство иностранных дел. В удельное время военно-служебные дела служилых людей по своей простоте также не требовали особого ведомства. В XV и XVI вв., когда служилый класс разрастался все более, а войны учащались, военным делом и классом стало заведовать особое место, получившее название Разряда, или Разрядного приказа. С развитием служилого землевладения, поместного и вотчинного, возник Поместный приказ. Таков один ряд новых приказов, вызванных усложнением центрального управления. Другой ряд возникал вследствие правительственной централизации. В удельное время много правительственных дел отдано было в бесконтрольное распоряжение областных правителей; теперь интересы государственного порядка потребовали установления известного надзора за действиями кормленщиков. Удельные наместники и волостели ведали все уголовные дела; теперь важнейшие преступления изъяты были из их компетенции, и для решения таких дел создан был особый приказ — Разбойный. Удельные областные правители ведали все дела о холопах; теперь эти дела подчинены были особому центральному учреждению — Холопьему приказу. Так мозаически пристраивались новые приказы к старым, и к концу XVI в. они образовали сложное здание московской приказной администрации, в которой считалось не менее 30 особых учреждений.
4. Для изучения вопроса о нестяжателях и иосифлянах используется рабочий лист урока, включающий фрагменты источников, вопросы и задания.
Задание 1.
Проанализируйте отрывки из источников и определите, какие представления о происхождении и сущности государственной власти они выражают.
Источник 1
Мы божьей милостью Государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей. А поставление имеем мы от Бога, как наши прародители, так и мы (ответ Ивана III послу императора Священной Римской империи).
Источник 2
Кесарь римский, обладатель всей вселенной, когда стал изнемогать, разделил вселенную между братьями и сродниками своими и брата своего Пруса посадил на берегах Вислы-реки по реку, называемую Неман... а от Пруса четырнадцатое колено — великий государь Рюрик (Сказание о великих князьях Владимирских).
Источник 3
Так пусть знает твоя державность, благочестивый царь, что все православные царства христианской веры сошлись в едином твоем царстве: один ты во всей поднебесной христианам царь. И следует тебе, царь, это блюсти со страхом божьим (Филофей. Послание Василию III).
Источник 4
Владимир Мономах, вокняжившись в Киеве, послал воевод своих на Царьград. Византийский царь Константин Мономах, стремясь прекратить войну, отправил в Киев крест из животворящего древа и царский венец со своей головы — шапку Мономаха. Греческий митрополит, передавая дары, именем своего царя просил у князя киевского мира и любви, чтобы все православие в покое пребывало «под общею властью нашего царства и твоего великого самодержавства Великие Руси». Владимир был венчан этим венцом и стал зваться Мономахом, боговенчанным царем Великой Руси. «Оттоле тем царским венцом венчаются все великие князи Владимирские» (по Сказанию о великих князьях Владимирских).
Источник 5
Старого Рима церковь пала по неверию ереси Аполлинария, второго же Рима, Константинова-града, церковные двери внуки агарян секирами и оскордами рассекли. И вот теперь Третьего, нового Рима, державного твоего царства святая соборная апостольская церковь во всех концах вселенной в православной христианской вере по всей поднебесной больше солнца светится (Филофей. Послание Василию III).
Задание 2.
Важнейшей частью церковно-политической жизни в XVI в. стала борьба нестяжателей и иосифлян.
1. Сравните противоборствующие религиозные направления второй половины XV в. Чьи идеи ближе вашему мировоззрению? Аргументируйте свой ответ.
Позиции для сравнения |
Нестяжатели |
Иосифляне |
Главные представители |
Нил Сорский (1433— 1508), монах Кирилло-Белозерского монастыря |
Иосиф Волоцкий (1439—1515), игумен Волоколамского монастыря |
Отношение к церковной собственности |
|
|
Отношение к наказанию еретиков |
|
|
Отношение к государственной власти |
|
|
Судьба |
|
|
2. Определите, кому принадлежит каждое высказывание — нестяжателям или иосифлянам.
1) Царь естеством подобен есть всем человекам, властию же подобен вышнему Богу.
2) По скончании же жизни сей что происходит? Утверди свою мысль в сказанном. Если кто славу, и честь, и богатство имел, не все ли они обратились в ничто? Как тень мимо прошли и как дым исчезли...
3) Стяжание от чужих трудов несть нам на пользу.
4) Избегай обычных своих собеседников, рассуждающих о мирском и пребывающих в иных мирских попечениях, таких, как преумножение монастырского богатства и стяжание имений. Ибо кажется им, что творят они сие во имя благодати, но, по незнанию Божественных писаний или в соответствии со своими пристрастиями, представляют, что они живут добродетельно.
5) Разузнайте и подумайте, кто и когда из воссиявших в святости и заботящихся о сооружении монастырей стремился присоединить села к своему монастырю, когда обращался он к царю и князьям с просьбой о льготах или с жалобой на обиды подвластных ему селян.
6) Храни же себя и старайся не укорять и не осуждать никого ни в чем, даже если и увидишь что-либо не благоугодное. Но вини во всем самого себя, грешного и непотребного.
7) Следуя этим божественным пророческим и апостольским текстам и преданию, благочестивые и православные цари... отправляли в заключение и подвергали жестоким казням вероотступников и еретиков.
3. Какие последствия для жизни общества, для развития культуры имела победа иосифлян над нестяжателями?
Выполнив задание 1, учащиеся делают вывод, что к началу XVI в. представление о верховной власти в Российском государстве зиждилось на трех основаниях: божественное происхождение власти, российский государь — защитник всех православных на земле, преемственность власти через Византию от Древнего Рима. В московской летописи появляется новое родословие русских князей, ведущее их род прямо от императора римского.
Учитель напоминает, что церковно-политические теории были важнейшим инструментом политической жизни. Учащимся предлагается вопрос: «Каких действий внутри России и за ее пределами требовала от российского государя теория «Москва — Третий Рим»: «все христианские царства сошлись в одно твое... два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать»?»
Подводя итоги урока, учитель просит определить особенности политической жизни, социального развития, экономики и идеологии, проявившиеся в России в первой трети XVI в.
Дополнительный материал для учителя
П. Н. Милюков. Очерки по истории русской культуры
(извлечение)
[После падения Константинополя] страшная ответственность свалилась на представителей русской церкви. Они отвечали теперь не только за свои души; они отвечали за судьбу православия во всем мире... Под этим впечатлением сложилась знаменитая теория о всемирно-исторической роли Московского государства — о «Москве — Третьем Риме»... Таким образом, русский царь должен был соблюсти единственный сохранившийся в мире остаток истинного православия — нерушимым до второго пришествия Христова.
С этой теорией должно было явиться впервые и сознание духовной самостоятельности русской церкви.<...> Прежде, в домонгольское и даже в удельное время, русская церковь довольствовалась и даже гордилась своим происхождением от греческой церкви. Теперь для национальной русской церкви такое происхождение казалось уже недостаточно почетно. Надо было вывести начало русского христианства прямо от апостолов, минуя греческое посредничество. Как русский великий князь начал вести свою родословную непосредственно от Пруса, «брата императора Августа», так и русская вера должна была идти непосредственно от апостола Андрея, «брата апостола Петра».
Эта эмансипация была совершена при прямом содействии государственной власти, в прямых интересах великого князя московского. Национальное возвеличение русской церкви было делом столько же духовным, сколько и политическим; может быть, даже более политическим, чем духовным. Недаром московская теория выдвигала «единого во всем мире царя православного» над всеми другими. Таким путем московский государь получал религиозное освящение... Московские князья поспешили воспользоваться этим новым средством для окончательного установления самодержавия.
Покровительствуемая государством, национальная русская церковь воздала ему равносильными услугами за это покровительство. Делаясь национальной, она в то же время становилась государственной: она признавала над собой верховенство государственной власти и входила в рамки московских правительственных учреждений.
Домашнее задание: подготовиться к уроку «Суд над Иваном Грозным».
Частные мастера Частные Мастера-Плиточники
Ванная под ключ - https://plitochniki.com.ua
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/