Сюита (франц. suite — последовательность) — циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких контрастных частей или законченных пьес, разнообразных по содержанию и построению и следующих одна за другой по принципу контраста. Первоначально такие контрастные музыкальные пьесы объединялись назначением: это были танцы, все в одной тональности, примерно одной Протяженности.
В народной музыке сюита и существует как последовательность различных танцев. Профессиональная сюита зародилась в XVI веке в Италии как последовательность, объединение двух танцевальных пьес: медленной хороводной и более подвижной гальярды.
Сюрреализм — авангардистское направление в художественной культуре XX века. Теоретически и организационно сюрреализм сложился во Франции к середине двадцатых годов, возникнув первоначально как литературное течение, зародившись на почве дадаизма и постепенно его поглотив. Просуществовал практически на протяжении всего XX века, примерно до семидесятых годов, оказав влияние как на европейскую, так и на американскую культуру. Существует мнение, что вместе с экспрессионизмом и абстрактным искусством он характеризует важнейшие черты художественного мышления столетия.
У всех народов мира с древнейших времен существовали праздники, связанные с различными массовыми действами. Эти праздники и дали жизнь драме и театру. В их основе лежит диалог между хором и запевалой, из которого со временем и выросло драматическое действие. Таким образом, с самых своих истоков театр — искусство народное, возникшее как необходимая часть духовной жизни людей. Поэтому и возник он в разных местах независимо друг от друга.
История европейского театра начинается с Древней Греции. Понятие «античный театр» включает в себя театральное искусство Древней Греции и Древнего Рима. Его история охватывает почти целое тысячелетие — с конца VI в. до н.э. по IV в. н.э. С самого начала античный театр существовал как массовое зрелище, предназначенное для большого количества зрителей.
Театрализованные представления появились в Древней Индии еще в начале второго тысячелетия до нашей эры. Любопытно, что их основные жанры дошли до нас практически в неизмененном виде. В традиционном индийском театре существует два основных жанра — лила и якшагана.
По форме лила ближе всего к музыкально-танцевальной драме, ее представления строились на основе текстов из эпических сказаний «Махабхараты» и «Рамаяны». Эти грандиозные спектакли иногда длилась целыми месяцами. Никаких декораций в этом театре не было. Перед зрителями находились лишь актеры, одетые в яркие костюмы и особые маски. Оформление каждого костюма было строго регламентированным, все детали имели свое значение. Любопытно, что содержание пьес актер передавал не только словами, но и с помощью жестов. Заданные положения рук соответствовали определенным чувствам.
Становление китайского театра относится к XII веку. Это прежде всего традиционный театр цзацзюй. В буквальном переводе с китайского это означает «смешанные представления».
Действительно, для пьес, которые идут на сцене театра цзацзюй, характерно объединение речи и вокала, музыки, танца и даже акробатических упражнений. Спектакль этого театра идет на пустой сцене, и поэтому перед началом действия актеры рассказывают зрителям о том, что должно произойти: называют время и место действия, а также дают краткую характеристику персонажам.
Наиболее древней формой традиционного японского театра является театр но. Его возникновение относится к середине IV века н.э. Однако за полторы тысячи лет его строгая и тщательно, до самых мелочей регламентированная стилистика осталась практически без изменений.
Сцена театра лишена декораций, на ней установлен только большой шелковый задник с изображением сосны на золотистом фоне. Вдоль рампы всегда стоят несколько корзин с композициями из цветов и зеленых веток. Действие спектакля развивается в медленном и торжественном темпе, перебиваемое лишь звуками барабанов, подсказывающих актерам нужный темп движения. Хотя все спектакли этого театра являются пантомимами (представлением, где актеры не произносят слов), сюжеты пьес понятны зрителям, потому что в их основе — древние сказания и легенды, а также истории из жизни Будцы.
Тема (греч. — предмет повествования или обсуждения) — основной круг жизненных вопросов, на которых сосредоточил свое внимание автор произведения. Тема — важнейший элемент его композиции, носитель определенной мысли, идеи, характера, образа героя. Однако в разных видах искусства понятие темы имеет свои особенности. В музыке тема — небольшое, мелодически определенное и завершенное по форме музыкальное построение, обладающее характерными особенностями. В определенном смысле она напоминает персонажа литературного произведения. Естественно задать вопрос: чем тема отличается от другой музыки? Прежде всего яркостью и значительностью интонаций. Кроме того, обычно она никогда не появляется один раз, а повторяется в различном контексте, в новом музыкальном окружении.
Тембр — понятие многозначное. С одной стороны, оно обозначает окраску звука. Даже звук одной и той же силы и длительности, но производимый разными инструментами, звучит по-разному, потому что различен тембр. Силу и высоту звука мы можем измерить специальными приборами, а тембр измерить нельзя.
Тембр музыкального инструмента определяется множеством факторов: это и материал, из которого сделан инструмент, и форма звучащего тела, и объем резонатора, и акустика помещения.
Темп (итал. tempo — время) — скорость исполнения и характер движения в музыкальном произведении. Темп обычно обозначается итальянскими словами: очень медленно — ларго (largo), медленно — адажио (adagio), спокойно, плавно — анданте (andante), умеренно быстро — модерато (moderato), быстро — аллегро (allegro), очень быстро — престо (presto). Иногда темп определяется ссылкой на общеизвестный характер движения: «в темпе вальса», «в темпе марша».
Темпера (итал.— смешивать краски) — живопись красками, связующим веществом в которых являются эмульсии из воды и яичного желтка, а также из разведенного на воде растительного или животного клея, смешанного с маслом (или с маслом и лаком). Темпера, известная уже в Древнем Египте, стала основной техникой иконописи и станковой живописи, а иногда использовалась и для росписи зданий.
Тенор (лат. tеnеге — держать, направлять) — высокий мужской голос. Различают лирический тенор — мягкий, как, например, в партии Ленского в опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин», и драматический — для него написаны партии Германна в «Пиковой даме» и Хозе в опере Ж.Бизе «Кармен».
В оперной практике встречается также характерный тенор. Такому голосу поручаются небольшие, часто эпизодические оперные партии, содержащие ряд остро-выразительных, характерных штрихов: Трике в опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин», Скула в опере А.П.Бородина «Князь Игорь». По характеру тембра к этой разновидности примыкает тенор-альтино — самый высокий из теноров. Для этого голоса написана партия Звездочета в опере Н.А.Римского- Корсакова «Золотой петушок».
Терракота (итал. terra — земля, глина и cotta — обожженная) — керамические неглазурованные изделия с цветным пористым черепком, имеющие художественное и утилитарное значение (посуда, вазы, скульптура, игрушки, изразцы, облицовочные плитки и архитектурные детали).
После обжига терракота приобретает характерный цвет (от светло-кремового до красно-коричневого и черного) и фактуру (от грубозернистой до тонкой, со сплошной или частичной полировкой).
Техника (греч. — искусная и искусство, мастерство) — в области искусства: совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. Понятию техники в узком смысле слова обычно соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом, умение использовать художественные возможности этого материала; в более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера — передачу вещественности предметов, лепку объемной формы, моделировку пространственных отношений. Все без исключения технические средства должны приводить к известному, хотя бы и скромному художественному результату; способы и приемы, не отвечающие этому требованию, относятся лишь к чисто технологической стороне искусства, к особенностям материальной, физической структуры художественного произведения.
Зрители, сидящие в зале и смотрящие спектакль, обычно не думают о том, сколько разнообразной техники применяется во время действия. Когда раскрывается занавес, то мы видим лишь небольшую часть сцены — сценическую площадку, на которой происходит действие. Она составляет лишь часть всего комплекса сцены, а всего сцена современного театра имеет три этажа. Первый этаж, или трюм, расположен ниже уровня зрительного зала и всегда скрыт от зрителя. Обычно в нем хранятся декорации и размещаются различные механизмы. Иногда часть пола сцены делается подъемной, чтобы быстрее подавать декорации на сцену.
Ткани художественные — текстильные тканые изделия, художественно орнаментированные и имеющие декоративное назначение. Употребляются для занавесей, драпировок, обивки мебели и т.д. Узор художественных тканей, как правило сплошь заполняющий их поверхность, создается или в самом процессе ткачества системой переплетения цветных нитей (к наиболее художественным ценным тканям такого рода относятся гобелены и шпалеры), или отпечатывается на готовой ткани (набивка). Иногда узор наносится на ткань красками от руки (батик) иди вышивается. Художественные ткани могут изготовляться из любых текстильных материалов — льняных, шерстяных, шелковых, хлопчатобумажных.
Токката — музыкальная пьеса с характерным ударным звукоизвлечением, написанная в быстром темпе, с четкой «ударной» техникой. Токкаты пишутся преимущественно для клавишных инструментов, но встречаются эпизоды токкатного характера и в оркестровой литературе.
Название «токката» происходит от итальянского слова tоссаге — касаться, ударять. Известны токкаты для фортепиано Р.Шумана, М.Равеля, С.С.Прокофьева, А. И.Хачатуряна.
Цветовой тон — одна из основных характеристик цвета (наряду с цветонасыщенностью), определяющая его оттенок по отношению к основному цвету спектра и выражающаяся словами «голубой, лиловый, коричневый» и т.д.
Различия в названиях красок указывают в первую очередь на цветовой тон (например, «изумрудная зелень», «лимонная желтая»).
Триптих (греч. — втрое сложенный) — произведение живописи (изредка — графики или скульптуры в виде рельефа), состоящее из трех самостоятельных частей на общую тему. Средняя часть триптиха обычно выделяется большей значительностью содержания и размерами. В виде исключения триптих может быть выполнен на одном полотне, но его составные части и в этом случае разъединяются обрамлением.
В западноевропейском искусстве прошлого триптихом называли трехчастный складень с рельефными или живописными изображениями. Он был особенно распространен в ХIV-ХVI вв. и часто устанавливался в храмах как надалтарная композиция. При этом триптих мог достигать значительных размеров.
Трубадуры впервые появились на юге Франции, в Провансе, в конце XII — начале XIII века. Само слово происходит от провансальского — сочинять, изобретать. Трубадуры слагали и сами исполняли лирические стихи, аккомпанируя себе на скрипке или виоле. Они прославляли радости земной жизни, красоту мира. Но главная тема их лирики — прославление всепобеждающей любви. Стихи трубадуров могли посвящаться и замужним женщинам, потому что главным для них был культ служения даме своего сердца, поклонение ей.
В технологии рисунка тушью называется черная краска. Обычно она состоит из специально приготовленной сажи и клеящих веществ. Тушь бывает сухая (в виде плиток или столбиков) и жидкая. Лучший сорт черной туши — китайская.
В Китае и Японии тушь использовали не только для рисования, но и для письма. Сложились даже особые традиции рисунка тушью, Например, для изображения того или иного предмета следовало брать тушь строго определенного состава. От степени разведения ее водой зависела густота тона. Что же касается цветов, то в Китае и Японии применяли только красную и черную тушь. Цветная тушь возникла гораздо позже и почти не употребляется художниками.
Уголь — широко распространенный материал для рисования в виде тонких палочек, приготовленных обжиганием дерева определенных сортов или же сформированных из специальной угольной массы. Прессованный уголь приготовляется из угольного порошка, скрепленного растительным клеем. Такой карандаш получил распространение в XIX веке.
Второе значение связано с обозначением техники рисунка, выполненного углем (рисунков и подготовительных набросков). Подобные произведения обладают бархатистым тоном, лишенным интенсивной черноты, возможностью сочетать линию и тональные эффекты. Тон штриха, нанесенного прессованным углем, более глубокий. Правда, рисунки углем требуют обязательного закрепления.
Ударные инструменты — группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается посредством удара. Полагают, что первыми ударными инструментами были деревянные инструменты. Уже во время празднеств в честь Диониса и Кибелы звучали кастаньеты, цимбалы (металлические тарелки) и тимпаны (барабаны).
В эпоху эллинизма и Римской империи ударные использовались и в домашней музыке. Египетские систры (трещотки) сопровождали культ Исиды, ножные трещотки звучали во время представлений мимов и пантомимы. «Звучащим телом» у этих инструментов служила натянутая кожа, металл, дерево.
Узорочье — явление яркое, многоцветное, связанное с народным искусством и в то же время с христианской символикой, проявившееся особенно явно во второй половине XVII в.
Богатое и разнообразное убранство фасадов русских сооружений XVII в. — яркие краски, использование цветных изразцов, фигурной кладки кирпича, сочетание красного кирпича различных оттенков и белого камня, резные наличники окон, колонки, карнизы, арочки, ниши, а также яркое и многоцветное внутреннее убранство — все это обычно обобщают термином «стиль узорочья». Наиболее типичные памятники этого стиля — храм Василия Блаженного, церкви Троицы в Никитниках в Москве, Ильи Пророка в Ярославле (XVII в.).
Укийё-э (в переводе с японского — «образы проходящего мира») — направление в японской живописи и графике XVII- XIX веков.
Развитие жанровой живописи было связано с оживлением хозяйственной и культурной жизни Японии после окончания междоусобных войн, с развитием торговли, демократизацией общества, ростом благосостояния средних слоев, получивших возможность украшать свои дома недорогими изделиями. Героинями жанра «бидзин-га» («изображения красавиц») стали обитательницы «веселых кварталов». Их фигуры были показаны укрупненно, максимально приближенно к зрителю, во всю величину крупноформатных ширм и свитков. Точность внешней характеристики соединялась с чертами условной декоративности.
Урбанизм (франц. urbanisme, от лат. — urbanus — городской, urbs — город) — направление в градостроительстве XX века. Эти идеи нашли отражение и в поэзии рубежа XIX-XX веков (творчество Э.Верхарна и В.Брюсова).
Рост городов, развитие буржуазной цивилизации привели к воплощению главенства городов в современной цивилизации. Отсюда идет проектирование новых форм жилища, рассчитанных на массовое поселение людей.
Как специфический вид архитектурного ансамбля усадьба появилась еще в пору русского средневековья в вотчинах, то есть на землях, составлявших личную собственность владельцев и передававшихся по наследству. В то время усадьба состояла из жилого дома, флигелей для гостей и хозяйственных построек.
В поместьях же, которые жаловали, то есть передавали в награду за службу, постройки носили несколько иной характер, поскольку их владельцы могли меняться. Усадебные дома во многом походили на рядовые постройки, нередко отличаясь от крестьянских изб лишь декоративными деталями и стекольчатыми окнами. Обычно владельцы проживали в своих усадьбах только часть года, поскольку дворяне обязаны были нести военную или гражданскую службу.
Фарфор — посуда, статуэтки и другие художественные изделия из белой обожженной глины со специальными примесями, отличающиеся непористым строением и просвечивающие в тонком слое. Обычно их покрывали прозрачной глазурью.
Слово «фарфор» происходит от тюркского «фарфур», как называли эти изделия еще в VII веке н.э. купцы, привозившие их в Европу из Средней Азии и Переднего Востока.
Фаянс, как и фарфор, появился в Китае в IV-V веках н.э. Само же название, происходящее от итальянского города Фаэнца, относится к началу XVI века.
Сырьем для производства фарфора и фаянса является особым образом приготовленная белая глина, называвшаяся в Китае каолином. После обжига при высокой температуре из нее получались белые звонкие полупрозрачные изделия. Фаянсовые изделия, обжиг которых происходит при более низкой температуре, непрозрачны, отличаются мелкопористой структурой и меньшей прочностью.
Фестиваль (лат. — веселый, праздничный) — цикл концертов или спектаклей, посвященных какому-либо значительному событию, музыке определенной эпохи, творчеству отдельного композитора. Проводятся и кинофестивали.
Часто фестивали организуются как музыкальные празднества, в которых принимают участие выдающиеся исполнители и коллективы. Такие фестивали ведут свое начало от Олимпийских игр Древней Греции, состязаний средневековых трубадуров и миннезингеров. В средневековье представления устраивались на площадях, а в эпоху Возрождения получают распространение карнавалы. Все эти массовые представления и являются предшественниками современных фестивалей.
Филармония — организации и общества, занимающиеся ведением концертной деятельности. Основная цель — организация концертов симфонической, хоровой, камерной и эстрадной музыки с участием собственных и приезжих музыкантов. Наряду с музыкой филармония пропагандирует иногда также различные виды эстрадного искусства (балет, художественное чтение).
В состав филармонии обычно входят крупные исполнительские коллективы (симфонические оркестры, хоры, ансамбли песни и пляски), камерные ансамбли (трио, струнные квартеты) и солисты.