Цель урока: на конкретном материале показать перемены и бедствия в жизни европейцев в ХIV—ХV вв., выяснить их причины, показать воздействие «Черной смерти» и Столетней войны на экономику и общество, проявившееся, в частности, в крестьянских восстаниях. Продолжать развивать у учащихся общеучебные умения.
Цель урока: показать причины широкого распространения ересей и роль Католической церкви в сдерживании свободомыслия в средневековом обществе; сформировать представление о причинах этой позиции Церкви. Продолжать формирование общеучебных и предметных умений.
Цель урока: сформировать образное представление о высоком уровне и своеобразии европейской культуры ХI—ХIII вв. На основе знаний о предыдущем периоде Средневековья систематизировать вновь приобретенные знания, развивать общеучебные умения классификации (группировка, соотнесение, сравнение, сопоставление, аргументация) и обобщения на основе владения умениями наблюдения, слушания и осмысленного чтения.
Цель урока: показать на конкретных фактах, с одной стороны, стремление германских императоров к единству страны, централизации власти, ослаблению позиций папства; с другой — неуклонное усиление раздробленности.
Новые понятия: Ломбардская лига городов, поморские и полабские славяне, немецкие колонисты, курфюрсты.
Цель урока: показать этапы развития Англии и обстоятельства, способствовавшие сначала укреплению королевской власти, а затем объединению общества против короля, образованию парламента. Показать историческую роль Великой хартии вольностей и образования парламента. Развивать умения соотнесения, группировки, сравнения, обобщения.
Цель урока: сформировать представление у учащихся о складывании экономических, политических и социальных предпосылок объединения Франции; содействовать пониманию причин и особенностей учреждения Генеральных штатов. Продолжить работу по формированию умений группировки, сравнения, аргументации, обобщения и самоконтроля.
Цель урока: сформировать целостное представление о военно-религиозном движении — Крестовых походах; в процессе объяснения выявить причины, условия, основные этапы и последствия крестоносного движения.
Новые понятия: Крестовые походы, крестоносцы, духовно-рыцарские ордены.
Цель урока: сформировать представление у учащихся об условиях усиления Католической церкви, определить причины этого процесса, установить причинно-следственные связи; продолжить работу по формированию общеучебных умений посредством вопросов и заданий.
Цель урока: сформировать обобщенное представление об образе жизни средневекового крестьянина, его роли в обществе. Продолжать развивать общеучебные умения слушания, осмысленного чтения, классификации и обобщения. Формировать умение самоконтроля.
Цель урока: сформировать у учащихся представление о причинах и условиях возникновения городов в период Средневековья. Продолжить работу по формированию общеучебных интеллектуальных умений: наблюдения, слушания, чтения, классификации, обобщения и самоконтроля.
Новые понятия: бюргеры, буржуа, патрициат, магистрат, бургомистр, мэр, городская республика.
Цель урока: сформировать представление об образе жизни рыцарства как одного из господствующих сословий средневековой Европы, показать его взаимоотношения с другими сословиями.
Новые понятия: рыцарь, «Божий мир», турнир, герб, средневековый замок, рыцарская культура, кодекс рыцарской чести, куртуазность.
Тип урока — практикум, форма — групповая работа. Этот вариант планирования рассчитан на подготовленный к аналитической групповой работе класс. Особенности урока заключаются в том, что этап обобщения фактического материала проходит на уровне группы, поэтому задача учителя заключается в том, чтобы помочь главному специалисту каждой группы организовать работу команды и провести необходимое обобщение.
План изучения новой темы
1. Общее и особенное в развитии государств Северной Европы.
2. Общее и особенное в развитии государств Южной Европы.
Вариант I.
Форма урока — групповая работа. Делим класс на 6 групп, специалист из каждой группы входит в экспертный совет класса. В процессе работы член экспертного совета является рядовым участником группы, свои обязанности эксперты начинают выполнять после окончания занятия. В качестве задания для групповой работы используем текст учебника.
Цель урока: сформировать представление о складывании новых отношений, ценностей в городских условиях. Продолжить работу над формированием понятийного мышления.
Цель урока: сформировать понимание причин и следствий образования первой империи у германских народов Европы; показать связь военной реформы Карла Мартелла и изменений в обществе; рассмотреть условия расцвета империи, причины и следствия ее распада. Развивать понятийное мышление.
Новые понятия: усобицы, магнат, бенефиций, феод.
План изучения новой темы
1. Создание основ тоталитарных режимов. Приход к власти коммунистических партий.
2. Общие черты развития стран «народной демократии».
План изучения новой темы
1. Причины краха социалистической модели в Восточной Европе.
2. Особенности демократических революций.
Форма урока — лабораторно-практическая работа.
Задача урока: на основании информации учебника, политической карты, статистического материала определить особенности и значение ликвидации колониальной системы.
Цель урока: раскрыть причины и условия формирования основных слоев феодального общества, показать их роль, выделить социально-экономические основы складывания отношений между феодалами и крестьянами в ходе урока.
Новые понятия: сословия, сеньор, вассал, зависимые крестьяне, феодализм, феодальное общество, феодальное государство, феодальная лестница, пэр.
Цель урока: сформировать обобщенное представление о внешних условиях разрушения Западной Римской империи; об огромной значимости для варваров могущественной цивилизации и ее культуры; об образовании германских королевств, и особенно королевства франков. Формировать у учащихся умения сравнения, построения аналогий, обобщения и систематизации учебных сведений.
План изучения новой темы
1. Типология развивающихся стран.
2. Проблемы развития стран «третьего» мира.
Предлагаемый вариант планирования предусматривает выделить как отдельную тему вопрос о развитии стран Латинской Америки. При отсутствии времени или по желанию учителя изучать историю латиноамериканских государств можно так, как предлагается в учебнике.
План изучения новой темы
1. Роль технологических революций в истории.
2. Характеристика постиндустриального общества.
Цель урока: понять, какие изменения произошли у арабов с принятием ислама, уяснить, в чем причины появления ислама. Продолжить формирование навыков работы с историческими картами.
Новые понятия: бедуин, хиджра, ислам, мечеть, минарет, Коран, Сунна, шариат.
Цель урока: сформировать обобщенное представление о значительном влиянии внешних угроз на внутреннее развитие государств Западной Европы, в данном случае — на процессы феодализации. Развивать у учащихся общеучебные умения классификации, обобщения, самоконтроля в сочетании с умениями наблюдения, слушания, осмысленного чтения.
План изучения новой темы
1. Международные отношения во второй половине 50-х гг. — 1969 г.
2. Международные отношения в 1970—1977 гг.
План изучения новой темы
1. Важнейшие территориальные изменения после Второй мировой войны.
2. Особенности Второй мировой войны.
План изучения новой темы
1. Общая характеристика «холодной войны».
2. Создание системы блоков. НАТО и Организация Варшавского Договора.
План изучения новой темы
1. Внешнеполитические интересы и деятельность государств накануне Второй мировой войны.
2. Начало войны. Военные действия Германии против Польши.