Каждый учитель – словесник, идя на урок литературы, думает о том, как сделать интересным, запоминающимся урок, как мотивировать учащихся на чтение художественной литературы, какие приёмы и методы использовать, чтобы произведение вызвало искреннюю заинтересованность, заставило задуматься о том, что в будничной жизни не часто волнует человека. Кроме того, необходимо решить ещё и практические задачи: научить писать сочинения, развить навыки монологической речи, сформировать умение вести диалог и многие другие, куда входит и умение пользоваться литературоведческими понятиями. Решать эти задачи помогают мне наряду со всем остальным читательские дневники моих учеников.
Читательские дневники – кладезь интересной информации, «срез» по проверке начитанности и речевой грамотности, материал для проблемных ситуаций на уроке, реклама книг, способ формирования самооценки и организации литературного чтения. Ни для кого не секрет, что учащиеся часто допускают фактические ошибки при написании сочинений и анализе произведений, порой существенно искажают авторскую позицию, что в выпускных сочинениях учитывается прежде всего. Одна из причин таких ошибок – отсутствие по-настоящему искренней «включённости» в осмысление текста произведения.
В работе (детей я учу тому же) учитель опирается на совет мудрейшего человека Д.С. Лихачёва: «Прежде всего одно общее замечание. Чтобы научиться ездить на велосипеде, нужно ездить. Чтобы научиться писать, нужно писать. Нельзя обставить себя хорошими рекомендациями, как писать, и сразу начать писать правильно и хорошо: ничего не выйдет. Поэтому пишите…» Следуя прекрасному совету, мы и пишем. С 5 класса читательские дневники. Порой сопровождаем записи чудными иллюстрациями. Ценность записей в читательских дневниках мои выпускники осознали в полной мере во время подготовки к экзаменационному сочинению по русскому языку. Аргументы по той или иной проблеме были «обнаружены» в записях, актуализированы и в дальнейшем использованы в сочинениях.
С этого года выпускники пишут ещё и сочинение по литературе, и важность и многофункциональность читательских дневников нельзя недооценивать. Ведь гораздо легче актуализировать прочитанное, нежели в спешном порядке изучать новые тексты. Формы работы с читательским дневником разнообразны. Ежегодно на первой учебной неделе мы проводим уроки внеклассного чтения «Мой читательский выбор», где каждый рассказывает о книге, вызвавшей какое-либо чувство, даже негативное. В каждом выступлении, кроме того содержится и краткий обзор прочитанного летом. В дневник включаются отзывы не только о рекомендованных учителем книгах, но и тех, что выбрали сами дети или посоветовали родители.
Формы работы с читательскими дневниками
1. Освоение теоретико – литературоведческих понятий. Многие учащиеся неточно указывают жанр: «Василий Тёркин – это стихотворение о простом русском солдате на войне» (Вова М). Задание для учащихся: найдите фактическую ошибку, обоснуйте свой ответ. Такие задания, выполняемые в системе, учат быть точными и внимательными к теории литературы.
2. Наполнение ученических работ содержанием. «Главный герой Василий Тёркин мог справиться с любой трудной ситуацией». Задание для учащихся: перечислите трудные ситуации, в которых оказался герой. Как в этих ситуациях раскрывается характер героя? «Поэма читается легко». Задание: почему поэма читается легко? Так, через уточнение и подтверждение, обоснование утверждений текстом поэмы появляется развёрнутое высказывание, где процесс написания работы происходит «на глазах» участников и совместно с ними . Далее мы обогащаем свои представления о поэме высказываниями самого автора и первых её читателей, солдат. Работа получается полной и интересной. Нужно сказать и о том, что самооценка автора отзыва повышается, ведь его работа становится основой и материалом для анализа всех одноклассников. Это побуждает ученика к дальнейшему чтению и написанию отзывов. При изучении и анализе произведений мы опираемся на работы разных учащихся.
3.Создание проблемных ситуаций. Вот два отзыва об одном рассказе «Левша»: «Рассказ мне не понравился, он трудно читается и у него грустный конец. Книга показалась мне скучной и неинтересной, я не совсем хорошо поняла её» (Алиса Р.). А вот другой отзыв «Мне очень понравился этот рассказ, он очень интересный и необычный. Самый интересный эпизод, когда блоху завели и она так забавно шевелила усиками, а ещё как мастера свои имена на гвоздиках выцарапали» (Варя К.). Проводится дискуссия, учащиеся высказывают мнения, а затем обращаем внимание на определение процесса чтения «трудно». Почему рассказ читается трудно? Так мы выйдем на особенности жанра сказа.
Ещё пример. «Рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий» мне было не очень интересно читать, так как там описывается, что тонкий весь съёжился, сгорбился и обращался к толстому с уважением» (Ирина С.). Задание: какое слово в этом высказывании вызвало ваше несогласие и почему? Так мы выходим на характеристику героев и определяем направленность сатиры писателя.
4. Организация чтения учащихся. «Рассказ О.Генри «Последний лист» - интригующая, интересная история о заболевшей девочке по имени Сью, которая решила, что умрёт, когда с плюща за окном упадёт последний лист…» (Игорь Л.). Как вы думаете, чем закончится новелла? Запишите свои предположения. Прочитайте новеллу и скажите, смогли ли вы предугадать конец?
Другой вариант. «Недавно я прочитала интереснейшую, необыкновенную книгу. Впервые книга понравилась мне так, как не нравилась ни одна другая книга. Впервые я читала книгу без перерыва на обед. Обычно в самом начале книги кажутся непонятными, но эту книгу от начала и до конца я читала с интересом» (Алиса Р.). Задание: как вы думаете, о какой книге идёт речь? ( Это отзыв о расказе В.Распутина «Уроки французского».)
5. Предыдущие примеры иллюстрируют ещё одну функцию читательских дневников. Авторы работ учатся обобщать, пересказывая сюжет (а это одно из требований к оформлению отзывов). В нескольких предложениях с элементами анализа учащиеся обозначают главное, учатся избегать пересказа, что является одной из самых распространённых ошибок в сочинениях на литературную тему. Насколько точно и грамотно изложил содержание новеллы «Последний лист» ученик 7 класса.
6. Кроме того, восторженные отзывы о том или ином произведении помогают «выйти» на другие произведения этого же писателя на разных этапах изучения, а впоследствии рассматривать произведения в контексте творчества писателя в целом.
7. Читательские дневники позволяют совершенствовать читательское мастерство и оценивать собственные высказывания – отзывы на новом уровне. «Иван Иванович – прекрасный человек, замечательный. Он ходит в церковь, разговаривает с нищими, у него есть сад» (Маша К.). После выразительного чтения отрывков, обдумывания ответов на вопрос, как и почему он разговаривает с нищими, в классе звучат слова «сатира», «сарказм». Восприятие текста изменяется. Работа заканчивается ответом на вопрос: «Что изменилось в вашем восприятиии повести об Иване Ивановиче и Иване Никифоровиче после урока?»
Такая работа с записями в читательских дневниках позволяет учащимся в дальнейшем избежать типичных ошибок: пересказа текста, фактических ошибок как в использовании терминов, так и в интерпретации художественного текста, искажения авторского замысла. Проанализированные неоднократно книги, сначала самостоятельно, затем на уроке под руководством учителя, остаются в памяти детей. Их легко актуализировать в дальнейшем. А формы работы с работами учащихся бесконечны. Вовлечение авторов работ в дискуссии, высокая оценка их труда, организация диалога формируют и поддерживают интерес к предмету.
Таким образом, дневник – надёжный и верный помощник учителя в воспитании талантливого читателя.
Частные мастера Частные Мастера-Плиточники
Ванная под ключ - https://plitochniki.com.ua
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/