logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

На вопрос о том, думают ли животные, в раз­личные эпохи давались различные ответы, и каждый от­вет, соответственно, характеризовал эпоху.

Предки современных народов тысячелетия тому назад были уверены, что животные думают. Более того, они по­лагали, что животные умнее человека. Древние греки счи­тали змею помощницей бога врачевания Асклепия. По мне­нию древних римлян, птица ибис при помощи своего длинного клюва и длинной шеи умела ставить себе клиз­му, а бегемот после чрезмерного насыщения мог делать себе кровопускание острым тростником; этим лечебным приемам якобы и научились у них люди. Оружие людей, живших в условиях первобытного строя, было слабее естественного оружия животных, звери были сильнее, проворнее и умнее. Животные, таким образом, казались стоящими выше человека, и представления о них в зна­чительной степени расходились с действительностью.

Подробнее...

На вопрос, разумны ли животные, поможет от­ветить следующий пример. Собаке дают кость. Держа ее в зубах, собака бегает в поисках подходящего места, затем она роет лапами ямку, кладет туда кость и забрасывает ее землей. Все это легко воспринять как разумное действие и на основании этого сделать вывод, что собаки думают. Без особого труда можно себе представить подоплеку их действия, а именно: собаки думают о возможности насту­пления плохих дней, а также о соперниках от которых им надо спрятать свои запасы.

Как же объяснить тогда поведение лисиц в неволе? (Лисицы — родственники собак, по народному поверью очень хитрые животные.) Лисица, получив мясо, начина­ет скрести каменный пол, конечно, без всякого результата, а затем ведет себя так, как будто прячет мясо в «ямку». Пока лисица «не спрячет» мясо, она бережет его и не позволяет отнять. Но если лисица «зарыла» мясо, то его можно забрать у нее на виду, она даже на обратит на это внимания. Как же объяснить поведение лисицы с точки зрения разума и здравого смысла?

Подробнее...

Свойства видов современных животных являют­ся результатом развития, продолжительность которого ис­числяется в полтора миллиарда лет. В ходе этого развития каждый вид сохраняет свои основные особенности, но в то же время он несет на себе следы бесчисленного множества изменений. Эти изменения определяют в своей сумме строе­ние тела живущих ныне видов животных и всю их деятель­ность. Мы знаем, что естественный отбор сформировал виды, но мы еще очень далеки от того, чтобы ясно пред­ставлять это во всех деталях. Тем не менее мы можем уже ответить на многие вопросы. Сущность жизни заключается в состоянии подвижного равновесия. Общим свойством всех живых существ является то, что молекулы окружающей среды беспрерывно поступают в их организм, принимают участие в конструировании молекул их организма, и в то же время молекулы, попавшие туда раньше, уходят из организма. Поток материальных частиц безостановочно проходит через живые организмы, а организмы остаются все же постоянными, это можно сравнить с движением волн. Живые существа непрерывно принимают и отдают массы молекул, но в то же время сохраняют относительное постоянство формы, строения и деятельности. Вот почему мы можем говорить о жизни, как о состоянии подвижного равновесия. Поддержание его и соответственно передача по­томкам определяют поведение живых организмов.

Подробнее...

Любители содержать аквариумных рыб хорошо знают водяных блох — дафний, мельчайших животных, которыми питаются рыбы. Водяная блоха — не насеко­мое, как можно было бы предполагать по ее названию, а мельчайший рачок, обитающий во всех лужах. В аква­риумах также можно содержать водяных блох.

Для опыта осветим аквариум сбоку лампочкой. Дафнии не обратят на это никакого внимания; если, однако, в воду добавить углекислоту, поведение их, сразу меняется. Они начинают плыть в направлении источника света, залепля­ют стеклянную стенку аквариума, где расположена лампа, и, наконец, выбившись из сил, падают на дно сосуда.

Что же произошло?

Углекислота изменила поведение этих животных: они стали стремиться к свету. Следовательно, углекислота оказывает воздействие на среду, является таким возбуди­телем, который изменяет поведение рачков.

Подробнее...

Хорошо известно, что ночью на открытом воз­духе вокруг огня собираются ночные бабочки и, обжигая свои крылья, падают в пламя.

Сначала бабочка летит вовсе не в направлении источ­ника света, а следует по такой прямой, которая состав­ляет постоянный угол с направлением световых лучей. Этот способ поведения, сформировавшийся в течение многих миллионов лет, очень хорошо оправдывает себя в природе: ориентиром, например, может служить луна. Но что значат в сравнении со многими миллионами лет те несколько десятков тысяч лет, которые протекли с момента появления на Земле человека и его искусствен­ных источников света? Естественно, что этот факт не повлиял на поведение ночных бабочек.

Что произойдет, однако, если ночная бабочка возьмет в качестве ориентира своего прямолинейного полета не отдаленную луну, а свет горящей свечи? Ведь направле­ние ее полета, как указывалось, должно составлять оп­ределенный угол с направлением световых лучей. В ре­зультате этого бабочка пролетела бы мимо свечи, но при этом изменился бы угол, который служит ей ориентиром, поэтому она снова «переориентируется».

Подробнее...

Многочисленные данные говорят о том, что клетки организмов и даже некоторые органы обладают определенной склонностью к спонтанной (самопроизволь­ной) деятельности, независимой от внешних раздражений. Так, например, клетки трехнедельного зародыша человека, из которых позже развивается сердце, уже осуществляют ритмичные сокращения, хотя в эту пору в них еще нет нервных клеток.

Чувствительные клетки сетчатой оболочки нашего глаза время от времени возбуждаются. У нервных кле­ток также наблюдается определенная ритмическая дея­тельность, независимая от влияния окружающей среды. Внутренний ритм клеток организма я органов животных, по-видимому, является одним из главных факторов чув­ства времени у различных животных.

Маленькие песчаные кузнечиковые раки (один из видов креветок) живут в зоне морского прилива на мокром от волн песке. Если бросить их в воду, они выплывают на песок. Если вынести их на сухой песок, они возвра­щаются к воде. Как они определяют нужное направле­ние? Почему они возвращаются на соответствующее место?

Подробнее...

Все современные животные организмы, как одноклеточные, так и многоклеточные, возникли в ходе длительного процесса эволюции.

Сложное строение и формы поведения животных произошли благодаря развитию, которое прошли их пред­ки в течение многих миллионов лет. Из огромного коли­чества мельчайших изменений в ходе естественного отбо­ра сохранялись наиболее полезные. Появлялись новые организмы, из которых выделилось множество новых видов, лучше приспособившихся к окружающей их живой и неживой природе.

Термин «приспособление» означает, что в определен­ных условиях возникают виды с «целесообразным» строением и поведением; а «целесообразность» означает, что эти виды имеют многочисленные взаимосвязи с окру­жающей средой и что перемены, происходящие в организ­ме (рост, созревание, изменения обмена веществ), согла­сованы с изменениями окружающей среды.

Подробнее...

Около полутора миллионов видов организмов демонстрирует огромное разнообразие животного мира. Несмотря на это чрезвычайное разнообразие, мы знаем, что среди живых существ можно обнаружить основные закономерности.

Так, например, очень важна закономерность, которая существует между, веществами, составляющими тела животных и растений. Организмы животных и растений состоят из клеток, большую часть которых составляет протоплазма. Все равно, идет ли речь о земляном черве или о че­ловеке, протоплазма их клеток по существу одинакова: она состоит из молекул одних и тех же эле­ментов.

Все это нам известно уже око­ло ста лет. Менее известным фак­том является то, что поведение всех видов животного мира, осо­бенно сухопутных животных (к ним биологически относится и че­ловек!) осуществляется одними и теми же способами.

Подробнее...

Следовательно, поведение животных подчиняет­ся строго определенным законам, основой которых являют­ся соответствующие условия окружающей среды, напри­мер земное притяжение, свет и т. д.

Каждый из живущих ныне видов животных в ходе своего развития, длившегося сотни миллионов лет, при­обрел органы чувств, с помощью которых он воспринимает отдельные изменения окружающей среды. В течение этого длительного периода времени у животных сформи­ровались ответные движения и другие реакции на раз­дражения. Различные факторы окружающей среды приобрели определенное значение для разных животных. Однако нельзя думать, будто из бесконечного многообра­зия факторов окружающей среды каждое животное отбира­ет те, которые замечаем и мы, люди. Часто трудно уста­новить, какие раздражители окружающей среды дают клю­чи к пониманию поведения отдельных животных.

Однако некоторые исследователи с идеалистическим уклоном предполагают, что животные обладают таинст­венными, кажущимися даже сверхъестественными спо­собностями. Их поведение кажется людям непонятным. Однако в действительности это не так. Рано или позд­но всегда удается найти естественнонаучное, материа­листическое объяснение поведению животных, которое прежде казалось поразительным, но для этого надо под­ходить к вопросу с большим терпением и вдумчивостью. Приведем здесь несколько известных примеров.

Подробнее...

Если бы опытному и способному конструктору поручили создать такую машину, самолет или ракету, ко­торые должны двигаться по определенному пути, как бы он приступил к своей задаче?

Он установил бы на своей машине такие приборы, по которым можно было бы определять направление движения. Эти приборы должны указывать по карте путь сле­дования машины. В современном судоходстве и в авиации для определения местонахождения судна или самолета используются радарные лучи, и полученные данные пере­носятся на географическую карту. Таким образом, прибо­ры фиксируют действительное местонахождение машины на географической карте.

Другие приборы должны показывать намеченное на­правление. Самым простым прибором такого рода являет­ся компас. Теперь необходимо, чтобы действовало устрой­ство, которое постоянно сравнивало бы фактические данные с заданными, например фактический курс с намеченным направлением. Это устройство должно так направлять ме­ханизм машины, ее рулевое управление, чтобы в конеч­ном итоге ликвидировать расхождения между фактиче­ским и заданным направлениями. Такие технические зада­чи относительно легко разрешить, и соответствующие при­боры в настоящее время широко применяются.

Подробнее...

Раздражения, поступающие из окружающей сре­ды и достигающие организма, улавливаются органами чувств. Глаза улавливают свет, уши — звуковые колебания, полукружные каналы — ускорения, связанные с вращени­ем, и т. д. Органы чувств воспринимают различные влияния окружающей среды. Их чувствительность означает, что они воспринимают внешние раздражения и превращают их в нервные процессы.

Свет, падающий на человека, воздействует не только на наши глаза, но и на нашу кожу. Однако глаза гораздо бо­лее чувствительны к свету, чем кожа. Чувствительные клетки глаза воспринимают даже самые малые различия интенсивности света. Лучи света, достигающие глаза, вследствие сложной и тонкой работы чувствительных кле­ток (колбочек и палочек) становятся раздражителями нервных клеток, находящихся в глазу. По нерву, связыва­ющему глаз с мозгом, пробегают электрические разря­ды — характерные серии нервных импульсов. В нервное возбуждение превращается и всякое раздражение, дохо­дящее до уха. Соответствующие разряды пробегают и по нервам, идущим от коленного сухожилия к центральной нервной системе, когда при испытании коленных рефлек­сов врач внезапным ударом молоточка напрягает сухо­жилие.

Подробнее...

Существуют такие формы поведения, такие це­пи рефлексов, которые образуются сразу после того, как на животное воздействовали определенными раздражите­лями хотя бы один раз в жизни. С другой стороны, имеют­ся и такие рефлексы, которые появляются лишь на опреде­ленной стадии развития, т. е. нуждаются в созревании.

Известно, что значительная часть животных не сразу достигает половой зрелости, вернее, что их половая деятельность начинает проявляться по прошествии опреде­ленного времени после рождения. В других формах пове­дения животных также имеется ряд явлений, которые проявляются после созревания. В качестве примера мож­но привести поразительный, но общеизвестный факт.

Как начинают летать молодые голуби? Совершенно яс­но, что для того чтобы у молодых голубей в полете появи­лось унаследованное рефлекторное движение крыльев, не­обходимо определенное время для их развития. Вначале молодые голуби очень неловки в полете, но затем они на­чинают летать все лучше и лучше.

Подробнее...

Многие думают, что обучаться способны лишь животные высокоорганизованные. Чтобы рассеять это предвзятое мнение, приведем пример с инфузориями-ту­фельками.

Сосуд, в который были помещены инфузории, вслед­ствие их быстрого размножения вскоре стал им настолько тесен, что стало трудно передвигаться. Инфузории были вынуждены при движении лавировать и поворачиваться. Было измерено время, требующееся туфельке, чтобы по­вернуться. Выяснилось, что с течением времени инфузо­рии стали поворачиваться быстрее.

Здесь мы имеем дело с таким явлением, в котором ос­новную роль сыграло обучение. Инфузории-туфельки сохраняли умение быстрее поворачиваться еще некоторое время в тех случаях, когда их из тесного сосуда переме­щали в более просторный, где они имели возможность передвигаться совершенно свободно. Способность обучать­ся, приспосабливаться к изменяющимся условиям можно, следовательно, наблюдать уже у одноклеточных животных.

Подробнее...

Свойства, появляющиеся в процессе созрева­ния, как это уже было показано, человек готов рассматри­вать как способность, которая приобретается обучением. Созревание, однако, необходимо отличать от обучения. Точно так же необходимо отличать обучение от другого процесса, идентичного на первый взгляд с обучением. Речь идет о запечатлении.

Запечатление — поразительное явление.

Имеются животные (в большинстве случаев птицы и млекопитающие), которые вскоре после рождения стано­вятся самостоятельными. Только родившиеся или выве­денные из яйца, эти животные сразу начинают свободно бегать. Самостоятельность их, однако, неполная. Кто не наблюдал, как неотрывно цыплята следуют за наседкой?

Сколько же в поведении цыплят унаследованного и сколько чего-то другого?

Подробнее...

Ученые, в первую очередь философы, уже ты­сячи лет занимались вопросом о закономерностях мышле­ния. В результате этого логика оформилась как наука. Одна из важнейших проблем логики — отношение между частным и общим. Общее выделяется из индивидуальных явлений как единство определенных черт.

Общая форма множества собак, которых видит человек, существует лишь как логическая отвлеченность. Собака, взятая в общем смысле, есть лишь понятие, в то время как наша собака, собака соседа является живой действи­тельностью. Отношение между действительностью и по­нятием, отношение между конкретным и абстрактным в течение длительного времени было отвлеченной пробле­мой логики.

В результате развития естественных наук в наше вре­мя в каждом вопросе обнаруживаются широкие связи с естествознанием. По логической проблеме обобщения и различения выяснилось, что та деятельность нервной си­стемы, которая ведет к возникновению условных рефлек­сов, к так называемому различительному, или дифференцировочному, торможению, вместе с тем приводит к прак­тике обобщения и различения.

Подробнее...

Одной из наиболее интересных черт челове­ческого мышления является способность выражать дей­ствительность упрощенными знаками, символами. Для примера можно привести географическую карту. На плоском листе карты можно точно обозначить горы и долины, леса, характер лесов, населенные пункты и т.д. Для человека, читающего карту, знаки оживляют кар­тину края. Человек, как с птичьего полета, видит перед собой весь пейзаж.

Современная картография — исключительно сложная наука, использующая большое количество приборов и вспомогательных технических средств. Можно подумать, что ничто не может быть так далеко от животного мира, как использование обозначений при составлении геогра­фических карт, например обозначения ориентации карт (верхняя часть всякой карты соответствует северному направлению), или масштаба и т. д. Однако мы можем наблюдать, что члены пчелиной семьи способны воздей­ствовать друг на друга: при обнаружении пчелой бога­того источника пищи все остальные пчелы без проводни­ка находят это место. Уже упоминалось, что пчелы выполняют эту задачу с помощью «танца». Пчела, воз­вратившаяся в улей, «танцует» на вертикальной стенке сот, и в результате ее танца остальные пчелы находят место обильной пищи. Значение танца в настоящее вре­мя уже известно настолько, что человек по танцу пчелы может определить, где находится источник обильного питания, указанный пчелой.

Подробнее...

В 1906 г. широкую известность получила ло­шадь немецкого землевладельца фон Остена по имени Ганс. Эта лошадь решала арифметические задачи, задан­ные ей в устной форме. Она могла складывать, вычитать, умножать, делить, извлекать корень, выстукивая копы­том окончательный результат. Однако в итоге тщатель­ных исследований выяснилось, что на самом деле эта лошадь не умела считать. А происходило все так: лошадь начинала бить копытом, наблюдая при этом за хозяином. Она прекращала удары, когда улавливала почти незамет­ное движение хозяина.

Подобным же секретом обладала другая лошадь, ко­торая узнавала показываемые ей буквы (буквы определя­лись количеством ударов). Точно так же объяснилась и аналогичная «способность» одной собаки.

После таких разочарований можно было бы думать, что не имеет смысла заниматься этим вопросом. Но тем не менее все больше накапливается данных, доказыва­ющих, что птицы до определенного предела способны считать. Были проведены тщательные эксперименты с полным исключением возможности присутствия челове­ка, чтобы никак не мог повториться случай с «умным Гансом». Результаты были зафиксированы автоматиче­скими киносъемочными аппаратами.

Подробнее...

Мы могли бы начать с величины животных, поскольку размеры сами по себе также много значат. Опыт показывает, что животные с большим размером тела и, следовательно, обладающие большей по размеру нервной системой, более восприимчивы, а умственные спо­собности их выше, чем у маленьких животных. Не слу­чайно, что «слон не забывает». Конечно, центральная нервная система человека (его мозг) меньше мозга только двух млекопитающих — кита и слона, однако пропорции также свидетельствуют о многом: у слона, который в 46 раз тяжелее человека, мозг всего лишь в 4 раза превосходит по весу мозг человека. Мозг кита, весящего 74 000 кило­граммов, всего лишь в 5 раз тяжелее мозга человека.

Человек обладает не только очень большой, но и чрез­вычайно сложной по строению нервной системой. Эта сложность нашей нервной системы обеспечивает превос­ходство поведения человека над поведением животных. Что означает это превосходство? Вернемся к тому экспе­рименту, о котором уже шла речь выше. Подопытное жи­вотное помещается в коридоре неподалеку от решетки, по другую сторону которой ставится пища. Чтобы добраться до пищи, животное должно повернуться, пойти назад и, выйдя через открытый конец коридора, обойти по двору его боковую стенку.

Подробнее...

Из чего мы исходили вначале?

Мы начали с того, что ответ на любой вопрос как бы характеризует ту эпоху, в которую живет отвечающий. Ответ в современную эпоху определяется результатами экспериментов современного естествознания. На нашей эпохе лежит отпечаток развития современных наук и тех­ники, добившихся фантастических успехов; но эта эпоха противоречива: во многом еще сказывается влияние преж­них эпох. Сто лет — небольшой срок в жизни человече­ства, но сто лет тому назад большинство ученых считало сильным преувеличением мнение, что человек происходит из животного мира.

Теперь нам уже известны пути происхождения челове­ческого рода. Прекратились дискуссии, которые были вы­званы сомнениями: научные достижения развеяли леген­ды о происхождении человека. Наука уже доказала все­общее родство, царящее в животном мире, и его общее происхождение. Мы уже хорошо знаем родственные связи человеческого рода. В основных чертах ясно встает перед нами каждый этап в эволюции человека, длившейся мно­гие миллионы лет.

Подробнее...

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.