logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Пройдемся медленно, в раздумье по пяти ступенькам. Первая: нам, оказывается, надо понять, что позиция слабая.

Вы помните: звуки в слабой позиции не какие-нибудь особенные. В слове репа и в слове репка один и тот же согласный [п]. Но в одном случае он в сильной, а в другом — в слабой позиции. Вслушиваясь в сам звук, не решишь, в какую позицию он попал.

Что же делать? Самое простое: запомнить, какие позиции сильные, а какие слабые. Это нетрудно. Гласные под ударением — в сильной позиции. Здесь все они друг от друга отличаются. Без ударения — в слабой. Здесь многие из гласных фонем друг с другом совпадают. (Только [у], как мы помним, всегда в сильной позиции).

Бывает неясно, писать п или б, с или з, ж или ш — показывать звонкую или глухую согласную фонему. Запомним: для звонких и глухих согласных парных сильная позиция — перед гласными и сонорными. Поэтому в слове репка — для <п> слабая позиция: не перед гласным, не перед сонорным, а в слове репа — сильная.

Любопытные, может быть, захотят узнать: а какие слабые для <п> и <б>, для всех парных звонких и глухих? Ответить можно и так: все, кроме сильных, а сильные вы уже знаете.

Но можно и более обстоятельно их перечислить:

на конце слова (рот и род),

перед шумными глухими (ножки и ушки),

перед шумными звонкими (косьба и резьба).

Идет диктант. Учитель диктует первую фразу: Здесь живет Семен Иванович Курнат… Фамилия такая.

Вы поднимаете руку и говорите:

— Напишите, пожалуйста, Курнат на доске.

Учитель послушно идет к доске и пишет. Потому что здесь [т] — в слабой позиции. Ученик преспокойно напишет Курнад — и вины его в том не будет. Надо ему показать, как пишется это слово.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.