logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Задание. Познакомьтесь с дневниковыми записями Л.Толстого. Назовите черты нравственного облика писателя и соотнесите новую информацию с полученной ранее: о каких чертах характера вы узнали?

Из дневниковых записей

1847

17 апреля …Я был бы несчастливейший из людей, ежели бы не нашёл цели для моей жизни — цели общей и полезной…

18 апреля …Первое правило, которое я назначаю, есть следующее: № 1. Исполняй всё то, что ты определил быть исполнену.

1848

1. Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего.

2. Довольствоваться настоящим.

3. Искать случаев делать добро…

Правила исправления. Бойся праздности и беспорядка… Бойся лжи и тщеславия… Запоминать и записывать все полезные сведения и мысли… Не верить мыслям, родившимся в споре… Не повторять чужих мыслей…

1855

18 марта …Вот моё новое правило, кроме тех, которые я давно поставил себе, — быть деятельным, рассудительным и скромным.

21 сентября Моя главная цель в жизни есть добро ближнего и цели условные — слава литературная, основанная на пользе, добре к ближнему…

1878

22 мая Пережил важные и тяжёлые мысли и чувства… Все мерзости моей юности ужасом, болью раскаяния жгли мне сердце. Долго мучился.

1889

7 декабря …Вчера думал, служить людям? Но как, чем служить? Не деньгами, не услугами телесными даже, расчистить каток, сшить сапоги, вымыть бельё, посидеть ночь с больным. Всё это хорошо, может быть, и дурно, и, в сущности, бесполезно. Одно полезно, одно нужно — это научить его жить добро. А как это сделать? Одно средство: самому жить хорошо.

1900

30 августа Во что же я верю? — спросил я. И искренне ответил, что верю в то, что надо быть добрым: смиряться, прощать, любить. В это верю всем существом…

1910

7 января …Нет беспощадной тоски, есть только не перестающий стыд перед народом. Неужели так и кончу жизнь в этом постыдном состоянии?

Итог. Обобщите всю полученную информацию и составьте краткий психологический портрет писателя. Подумайте: наделил ли Толстой кого-либо из героев романа «Война и мир» чертами своего характера, внутреннего мира?

Кроме указанной вначале цели тайно преследую ещё одну: подобным вопросом (включая другие задания, приведённые ниже) на первом уроке можно проверить, прочитан ли роман. На поставленный вопрос не требую пока пространного ответа; называют (Андрея и Пьера) и даже комментируют.

Второй этап урока посвящён кругу интересов Толстого. Кратко рассказываю о созданной Толстым книге «Круг чтения»: о структуре, о том, как и домашние вовлекались в собирание материала. Читаю некоторые высказывания.

В свой «Круг чтения» Толстой включил и стихи, но только избранные. Среди тех поэтов, кого он особенно ценил, были Пушкин, Фет и Тютчев. Представление индивидуального домашнего задания. Ученики читают наизусть Тютчева «Silentium!», Фета «А.Л. Б-ой» и Пушкина «Воспоминание» и отвечают на вопрос: что привлекало Толстого именно в этих стихах, над которым ученики размышляли дома.

Ещё одна сфера интересов писателя — музыка. “Музыка очень трогает меня, до слёз — сердце сжимает. Другие искусства: поэзия, скульптура, живопись — не так”, — признаётся сам Лев Николаевич. Из воспоминаний сына Толстого, С.Л. Толстого, мы узнаём, что любимым композитором отца был Шопен. “Когда хорошее музыкальное произведение нравится, то кажется, что сам его написал”, — замечает однажды Лев Николаевич, прослушав этюд Шопена. Кроме того, он сравнивал Шопена с Пушкиным: “Шопен в музыке — это то же, что Пушкин в поэзии”. Вопрос перед прослушиванием музыки Шопена: что, по-вашему, могло волновать писателя в музыке Шопена? Класс слушает фрагменты вальса и мазурки (“Как хороши мазурки [Шопена], одна лучше другой”). Отметив в обсуждении главное — лиризм и энергию, ученики получают задание ко всему блоку.

*     *     *

Задание. Подумайте, каким образом интересы, увлечения Толстого могли сказаться в работе над романом. Отметьте эпизоды и кратко прокомментируйте. (Пока выполняется задание, тихо продолжает звучать Шопен.)

Когда группы определяются с выбором эпизода, учитель (для быстроты выполнения задания) подсказывает номера глав, частей и томов. Назвали следующие эпизоды: «Пение Наташи после проигрыша Николая», «Сон Пети», описание святочной ночи, игру дядюшки на балалайке. После кратких комментариев пришли к мысли, что “интересы” Толстого помогли ему, “наверное”, глубоко передать чувства и переживания героев (особо привлёк учеников эпизод пения Наташи). Пусть так, шаг в нужном направлении сделан. Затем на уроках по изучению романа они узнают, например, что музыка действительно органично входит в мир героев и даже послужит неким критерием их оценки (“Борис в музыке не смыслит”…).

На третьем этапе погружаемся в творческую лабораторию художника слова. Ученики должны получить представление (исследовать и понимать они будут на дальнейших уроках) о том, как Толстой работал над созданием художественных и исторических образов. По две группы получают одинаковые задания и впоследствии спрашиваются по очереди. Выполняя задания этого и последующего блока, ученики как раз должны суметь “прочитать” разные виды информации, сопоставить её, обобщить и сделать вывод. При этом они должны обязательно обращаться к тексту романа. При подготовке группы № 1 учитель, если ученики правильно определили образ персонажа, вновь подсказывает им нужные страницы.

*     *     *

Задание для группы № 1

Перед вами портреты родственников и близких писателю людей. Познакомьтесь с информацией, выделите ключевые её элементы и на их основе определите, чьими прототипами послужили “натуры”. Сформулируйте выводы о том, что более всего интересовало писателя в людях. Как вы понимаете его признание “пишу с натуры”?

“Дед считался строгим хозяином, но я никогда не слыхал рассказов об его жестокостях и наказаниях, столь обычных в то время. Я думаю, что они были, но восторженное уважение к его важности и разумности было так велико в дворовых и крестьянах его времени, которых я часто расспрашивал про него… Был свеж для своих лет, голова его была напудрена, частая борода синелась, гладко выбрита. Он держался прямо, высоко нёс голову, и чёрные глаза из-под густых, широких, чёрных бровей смотрели гордо и спокойно над загнутым сухим носом. Тонкие губы были сложены твёрдо”.

“Ваша матушка… была добрая-предобрая барыня. Никого она в свою жизнь не обижала, не оскорбляла и не унижала. Со всеми жила не как барыня, а как равный тебе по существу человек...” Толстой со слов тёток (портреты матери не сохранились) говорит, что мать его была нехороша собой, некрасива и неграциозна, однако всегда отмечал, что отчасти даже рад тому, что не сохранились портреты, “потому что в представлении моём о ней есть только её духовный облик, и всё, что знаю о ней, всё прекрасно”, “…она — высшее моё представление о чистой любви, но не холодной божеской, а земной, тёплой, материнской”.

“Как я его понимал, — писал Толстой о деде по отцовской линии И.А. Толстом, — человек ограниченный, очень мягкий, весёлый и не только щедрый, но и бестолково-мотоватый, а главное, доверчивый… У него было очень добродушное, толстое лицо. Про него папа рассказывал, по преданиям, что он посылал стирать бельё в Голландию. Он был страшный хлебосол, весёлый и щедрый…”

Т.А. Ергольская, троюродная тётка. В молодости хороша собой: коса тёмная, толстая, ниже пояса, агатово-чёрные глаза, всегда весёлые, в них светится живая энергия. По воспоминаниям Толстого: “замечательная по нравственным качествам женщина”, человек “твёрдого, решительного, энергичного и вместе с тем самоотверженного характера”. Любила детей и учила их, по словам Толстого, “духовному наслаждению любви”, “счастью любви”.

Татьяна Берс, младшая свояченица. Характеристики Берс из дневников и писем Толстого: “прелесть наивности эгоизма и чутья”; “милая, беснующаяся, энергическая натура”; “прелестная натура и сердце”; “не только любовался её весёлостью, но и чувствовал в ней прекрасную душу”.

Комментарии. Не узнали мои ученики Соню в портрете Ергольской — и не нужно пока, я не называю, но на уроке, где будет обсуждаться вопрос о том, что делает красивыми любимых героев Толстого, обязательно вернусь к этому заданию. Сейчас важно было услышать, что, отталкиваясь от судьбы реального человека, Толстой создаёт сложные человеческие характеры. Эти наблюдения пригодятся ученикам, когда мы будем говорить о главных героях — Андрее Болконском и Пьере Безухове.

Задание для группы № 2

1. Перед вами исторические портреты русского полководца Кутузова (подбираются учителем). Отметьте, какие качества его личности отразили художники. Прочтите описание личности Кутузова, данное в исторических документах; совпадают ли мнения художников и историков?

“М.И. Кутузов — талантливый сын великого русского народа, выдающийся полководец и военный теоретик. Отличался умением проявлять инициативу, смелостью и находчивостью, обладал невероятной энергией. Профессиональный военный, вся жизнь которого прошла в непрерывных походах и сражениях, генерал, пользовавшийся огромнейшим авторитетом в народе и армии и в то же время нередко попадавший в немилость царского правительства. Кутузов стоял у истоков зарождения стратегии массовых армий и был творцом многих её принципов”.

2. В критической литературе о «Войне и мире» неоднократно, ещё при жизни Толстого, высказывалось мнение, что Кутузов в романе не вполне соответствует Кутузову историческому, что писатель принизил его талант полководца. Между тем сам автор романа писал: “Везде, где в моём романе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалами, из которых у меня во время моей работы образовалась целая библиотека книг…”

Познакомьтесь с характеристиками образа Кутузова, данными в романе. Подумайте, как решить спор между историками и художником?

“Кутузов прошёл по рядам, изредка останавливаясь и говоря по нескольку ласковых слов офицерам, которых он знал по турецкой войне, а иногда и солдатам. Поглядывая на обувь, он несколько раз грустно покачивал головой и указывал на неё австрийскому генералу с таким выражением, что как бы не упрекал в этом никого, но не мог не видеть, как это плохо”.

“Кутузов шёл медленно и вяло мимо тысячи глаз…”

“Кутузов сидел, понурив седую голову и опустившись тяжёлым телом, на покрытой ковром лавке, на том самом месте, на котором утром его видел Пьер. Он не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему”.

“Общее выражение лица Кутузова было сосредоточенное, спокойное внимание и напряжение, едва превозмогавшее усталость слабого и старого тела”.

“Вольцоген приехал от Барклая с донесением о ходе дел на левом фланге… Кутузов с трудом жевал жареную курицу и сузившимися, повеселевшими глазами взглянул на Вольцогена”.

Комментарии. Личность Кутузова хорошо известна ученикам, ибо войны с Наполеоном изучаются достаточно подробно. Однако у каждого художника свои цели в создании исторического образа, свои “идеи”, которые они хотят через этот образ передать. Хотелось, чтобы на этом первом уроке ученики встали на сторону художника. И как же они решили “спор”? Вновь я слышу ключевые слова: не нужно, дескать, опираться на мнения историков, Толстой, вероятно, хотел показать Кутузова-человека. Открываю роман и читаю: “И только это чувство поставило на ту высшую человеческую высоту, с которой он… направлял свои силы не на то, чтобы убивать и истреблять людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их!” Как он будет “спасать и жалеть” — тема одного из следующих уроков.

Заключительный этап урока посвящён центральному историческому событию романа — Бородинской битве. Работу по представленному ниже материалу выполняем все вместе последовательно. Работаем с историческими атласами или с картой, взятой из учебника по истории для 8-го класса.

При выполнении задания № 1 важно, чтобы ученики “прочитали” знаки, которые хотя и говорят о преимуществе французской армии, но указывают и на боевые возможности русской.

Привлекая информацию из задания № 2, ученики определяют интерес историков к событию, который, собственно, отражён и на карте (только в другом виде). И наконец — взгляд художника. Не думаю, что, читая роман (с лета), ученики “анализировали” эпизоды, но сейчас они безошибочно определяют, что на битву “смотрит непрофессиональный военный” и поэтому замечает “оживлённого” офицера, что его “волнует” судьба солдат, “он чувствует, а не только видит”…

*     *     *

Задание № 1. Рассмотрите карту «Бородинская битва» и определите, преимущество какой армии на ней отражено? Как это схематически изображено?

Задание № 2. Познакомьтесь с документальным свидетельством о начале битвы и, соединив эту информацию с той, которую вы получили в задании № 1, составьте историческую справку об одной из ключевых позиций Бородинской битвы.

“26 августа 1812 года в половине шестого утра началось Бородинское сражение. Основной удар Наполеон обрушил на Багратионовы флеши. Их штурм продолжался почти непрерывно в течение 6 часов. Багратион получил тяжёлое ранение, и командование флангом перешло к генерал-лейтенанту П.Коновницыну. Около полудня, ценой огромных потерь, французы овладели укреплениями. В это же время были отбиты 2 атаки французов на батарею Раевского. Третья, решающая атака на батарею была предпринята около 2 час. дня. Схватка длилась более полутора часов. Под напором превосходящих сил русские были вынуждены отойти. Наполеон бросил им вслед кавалерию. Но русская кавалерия ответила контратакой, и французы были остановлены. Вклинившись в оборону русских войск, они не смогли добиться прорыва. День закончился под грохот артиллерии. С наступлением темноты Наполеон приказал оставить ряд захваченных пунктов, в том числе батарею Раевского.

В боях 24–26 августа Наполеон потерял 58,5 тыс. солдат и офицеров. Потери русской армии были не намного меньше — 44 тыс. Это объяснялось тем, что по ходу боя армии неоднократно менялись ролями — русские выбивали французов с захваченных ими позиций…”

Задание № 3. Подумайте, что задании № 2 может заинтересовать писателя? Обоснуйте своё мнение.

Задание № 4. Перед вами наброски описания картины Бородинского сражения, сделанные Толстым после посещения им Бородинского поля.

1) “Пьер видит: 1. — оживление, потом 2. — твёрдость, потом 3. — усталость, потом 4. — омерзение и 5. — отчаяние”.

2) “Пьер: Едет из Псарёва направо, берёт дорогу влево на Раевского батарею в Горки [и смотрит с кургана налево]. Видит раненых неужели не устоим? И нападает на [бегство егерей из Бородина]. Стрельба на мосту Колочи. Бородино занято. Оживлённый офицер. Мы отобьём. Неужели не устоим. Раненые. Не устоим. Тоже на волоске… И вот все стоят”.

Определите основные элементы информации: что волновало писателя при осмотре Бородинскго поля и как он это отразил в плане? Сопоставьте полученную информацию со своими выводами, сделанными при выполнении заданий № 2–3. Сформулируйте выводы о том, какие задачи может поставить перед собой художник, описывая историческое событие. Выскажите предположение о том, будет ли взгляд художника противоречить мнению историка.

Когда материал к этому уроку уже был готов, волновало: успею ли всё задуманное воплотить. Осталось 10 минут до звонка — и хватило времени ответить на основной вопрос и поделиться впечатлениями. Однако можно и по-другому закончить урок: выдать ученикам распечатанные основные тезисы по теме и попросить вписать выводы или обобщения. Листы сдать на проверку, а затем вернуть — это и будет конспект урока, так как вести записи по ходу такого урока почти невозможно.

На последующих уроках вижу, что усилия потрачены не зря: анализируя главы первого тома, мои десятиклассники внимательны к деталям. Что касается биографии, именно на уроках по изучению романа использую всегда “эпизоды из жизни” рода Толстых, и фамильные предания, сведения, воспоминания оживают, а граф Толстой не выглядит “памятником”.

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.