logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Задания для одаренных учеников предлагаются с выдержками из лучших работ.

Задание 1

Если можете, назовите автора и произведение, из которого взят отрывок. Восстановите имена, замененные буквами X,Y и Z .

Я благополучно миновал прихожую. Продемонстрировал рисунок землемера Иванова. Рассказал о первой ссылке. Затем о второй. … “Единственным по-настоящему близким человеком оказалась крепостная няня...” Все, как положено... “...Была одновременно – снисходительна и ворчлива, простодушно религиозна и чрезвычайно деловита...” Барельеф работы Серякова... “Предлагали вольную – отказалась...”

И наконец:

– Поэт то и дело обращался к Х в стихах. Всем известны такие, например, задушевные строки...

Тут я на секунду забылся. И вздрогнул, услышав собственный голос:

Ты еще жива, моя старушка,
Жив и я, привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой...

Я обмер. Сейчас кто-нибудь выкрикнет:

“Безумец и невежда! Это же Z , – “Письмо к матери”...”

Я продолжал декламировать, лихорадочно соображая:

“Да, товарищи, вы совершенно правы. Конечно же, это Z. И действительно – “Письмо к матери”. Но как близка, заметьте, интонация Y лирике Z! Как органично реализуются в поэтике Z...” И так далее.

Я продолжал декламировать. Где-то в конце угрожающе сиял финский нож... “Тра-та-тита-там в кабацкой драке, тра-та-там под сердце финский нож…” В сантиметре от этого грозно поблескивающего лезвия мне удалось затормозить. В наступившей тишине я ждал бури. Все молчали. Лица были взволнованны и строги. Лишь один пожилой турист со значением выговорил:

– Да, были люди...

<…>В Тригорском и в монастыре экскурсия прошла благополучно. Надо было сделать логичнее переходы из одного зала в другой, продумать так называемые связки. В одном случае мне это долго не удавалось. Между комнатой Зизи и гостиной. Наконец я придумал эту злополучную связку. И в дальнейшем неизменно ею пользовался:

“Друзья мои! Здесь, я вижу, тесновато. Пройдемте в следующий зал!..”

Почему смешон этот отрывок и над чем или над кем смеется его автор?

Где происходит действие? Какие еще вы знаете музеи в домах, квартирах, усадьбах, где жили знаменитые писатели, русские и зарубежные?

Приведенный отрывок из автобиографической повести Сергея Донатовича Довлатова “Заповедник” рассказывает об одной из экскурсий, проведенной автором в Пушкинских горах. Именно здесь он работал в 1970 гг., останавливаясь в одном из домов близлежащей деревни Березино. Многие жители помнят и с удовольствием показывают туристам этот теперь уже полуразвалившийся дом, где некогда снимал комнату Довлатов.

Конечно, нетрудно догадаться, что под буквой Y скрывается А.С.Пушкин, а X – та самая няня Арина Родионовна (некоторые участники даже вспомнили ее фамилию – Яковлева), к которой он часто обращался в стихах. Символом Z обозначен С.А. Есенин, чье знаменитое стихотворение “Письмо матери” (1924) автор нечаянно перепутал с пушкинским “Зимним вечером” (1825). Это, безусловно, делает ситуацию забавной, что и отмечают участники олимпиады: “Отрывок смешон потому, что его автор (герой) иронизирует сам над собой, забыв задушевные строки, посвященные Арине Родионовне, он начинает декламировать “Письмо к матери” Есенина, однако при этом в критической ситуации не теряет способности мыслить и с достоинством выходит из затруднительного положения”.

Задание 2

Авторы приведенных ниже стихотворений – великие русские поэты. Как можно полнее ответьте, чем похожи эти стихотворения (обратите внимание и на содержание, и на форму) и в чем основные различия между ними. Определите автора каждого стихотворения и аргументируйте свой ответ.

14-е декабря 1825 года

Вас развратило самовластье,
И меч его вас поразил, –
И в неподкупном беспристрастье
Сей приговор закон скрепил.
Народ, чуждаясь вероломства,
Поносит ваши имена –
И ваша память от потомства,
Как труп в земле, схоронена.

О жертвы мысли безрассудной,
Вы уповали, может быть,
Что станет вашей крови скудной,
Чтоб вечный полюс растопить.
Едва дымясь, она сверкнула
На вековой громаде льдов,
Зима железная дохнула –
И не осталось и следов.

1826

* * *

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут – и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

1827

*

Оба стихотворения написаны с торжественной интонацией, которая передается и размером (4-стопным ямбом часто писались оды).

*

Эти стихотворения похожи прежде всего темой: они описывают последствия восстания декабристов 1825 г.

*

Конечно же, не составляет никаких трудностей вспомнить то, что первое стихотворение написал Ф.И. Тютчев, а второе – А.С. Пушкин. Но давайте допустим, что это неизвестно, и постараемся найти то, что указывало бы на автора.

Легче начать со второго стихотворения. Оно написано как дружеское послание, а значит, автор скорее всего был знаком с декабристами. Действительно, Пушкин в Царскосельском лицее учился вместе с И. Пущиным и В. Кюхельбекером, которые были осуждены на каторжные работы. Кроме того, переписывался с Рылеевым, которого за год до написания этого стихотворения повесили.

А еще некоторые строки схожи со строками других пушкинских гражданских стихотворений. “Темницы рухнут” перекликается с “обломками самовластья” (“Чаадаеву, 1818 г.), “придет желанная пора” – со словами “товарищ, верь, взойдет она, звезда пленительного счастья” из того же стихотворения; слова “братья” и “дружество” напоминают о тесной лицейской дружбе, которой посвящено, к примеру, стихотворение “Роняет лес багряный свой убор…”, написанное в 1825 году.

Теперь вернемся к первому стихотворению. На то, что оно принадлежит Тютчеву, в явном виде указывает только строфика – две строфы по восемь строк каждая встречаются у него довольно часто. Если этот аргумент покажется недостаточным, то можно обратиться к методу исключения. В 1826 году, когда было написано это стихотворение, Некрасову исполнилось 5 лет, Фету (который тогда был Шеншин) – 6 лет, Лермонтову – 12, и он даже не успел написать своего “Кавказского пленника”, пестрящего заимствованиями из произведений других поэтов. А В.А. Жуковский, как известно, был очень лоялен к самодержавию (слова гимна “Боже, царя храни…” написаны им) и не стал бы называть его “вечным полюсом”. Конечно, исключены пока еще не все великие поэты того времени…

***

Оба произведения написаны после знаменитого восстания “сотни прапорщиков”, декабристов, и оба выражают отношение авторов к восставшим в тот день.

***

Каково это отношение, авторы удачных работ понимают по-разному. Прежде всего в глаза бросается несхожесть, даже противоположность позиций.

***

Стихотворения антонимичны друг другу.

***

В первом стихотворении автор осуждает каторжников: “Народ, чуждаясь вероломства, поносит ваши имена…”. Во втором стихотворении автор возвышает каторжников перед другими, подбадривая их: “Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье…”.

***

Некоторые определяют основную идею стихотворений, опираясь не столько на текст, сколько на известные биографические сведения.

*

Тютчев подходит с позиции дипломата, консерватора, поддерживает самовластье, осуждает декабристов и образами говорит, что это была жалкая попытка, безумие. Пушкин же пишет друзьям и соратникам, которых сослали в сибирские рудники, желая поддержать их, вселить в них надежду. После восстания автор, которого назовут солнцем русской поэзии, признается, что сам был бы тогда на Сенатской площади, если бы не ссылка.

***

Стремление вчитаться в стихотворение Тютчева, осмыслить главные образы, услышать его интонацию, понять, как оно построено, приводит к более сложным выводам.

В первом стихотворении автор как будто проклинает восставших и в тот же момент жалеет их.

*

С первого взгляда может показаться, что Тютчев осуждает декабристов. На самом же деле его позиция сложна и многозначна. Уже в первой строке историческая вина возложена на самовластье, которое в завершающей строфе предстает в предельно мрачных тонах: вечный полюс, вековая громада льдов, зима железная.

*

Нельзя сказать, что автор на стороне власти, иначе он не сравнивал бы ее со льдом и зимой. По мнению автора, власть холодна… Но в то же время автор считает, что жертва декабристов была бессмысленна… В словах автора осуждение и даже чуть-чуть жалости по отношению к людям, ослепленным мыслью безрассудной.

*

В первой части следуют жестокие упреки, во второй – автор будто бы пытается оправдать людей, которым адресовано данное стихотворение.

*

После первого прочтения стихотворения Тютчева кажется, что Ф.И. на стороне правительства, но на самом деле позиция его многозначна. Он говорит, что идея восстания заведомо обречена, что о декабристах все забудут. Но вместе с тем он запечатлел мужество, самоотверженный и “безрассудный” героизм декабристов.

*

Эпитеты скудный и безрассудный вносят оттенок обвинения, непонимания, палитра стихотворения более темная, в ней преимущественно заметны серые оттенки железной зимы, белые вечного полюса, громады льдов, земля черная, замерзшая, в ней, как труп, схоронена память.

*

В его (Тютчева) стихах есть ощущение… беспомощности декабристов перед “зимой железной”. Через прилагательное “железный” передается ощущение этой внешней силы, которая не дала им “вечный полюс растопить”.

***

Произведение Ф.Тютчева разделено на две строфы (по восемь строк в каждой), в которых часто встречаются длинные сложные слова (самовластье, беспристрастье и др.) и архаизмы (уповали, сей, поносит и др.), что придает стихотворению возвышенность и торжественность.

У Пушкина четыре строфы (по катрену в каждой), в строках которых используются развернутые сравнения (как в ваши каторжные норы доходит мой свободный глас) и олицетворения (свобода вас примет радостно у входа, … несчастью верная сестра, надежда… разбудит бодрость и веселье), что делает стихотворение мелодичней, легче и мягче.

***

Композиционно эти стихотворения отличаются. Композиция тютчевского стихотворения двухчастна. Одна посвящена отношению народа к событиям. А вторая – осмыслению того, что произошло.

Стихотворение Пушкина состоит из четырех строф, каждая из которых усиливает уверенность лирического героя, что “не пропадет… скорбный труд”.

В обоих стихотворениях можно явно увидеть аллитерацию на звонкие согласные (р, д, в, б). В первом: развратило, поразил, беспристрастье, приговор; во втором: Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье... Аллитерация помогает настроить читателя на нужный, серьезный, строгий лад.

Задание 3

Ниже приводятся фрагменты стихотворения современного поэта Тимура Кибирова “Вступительный центон”.

С необщим выраженьем рожи
Я скромно кланяюсь прохожим.
Но сложное понятней им.
А мы… Ничем мы не блестим.

Мораль из моды вышла ныне…
………………………………

Пристойней тайное злорадство,
Что нам Врага не одолеть,
И что исчезнул, как туман,
Нас возвышающий обман,

Что совести и смысла нету,
А низких истин – тьмы и тьмы,
И что достойно есть поэту
Восславить царствие Чумы.
…………………………..

Такая уж досталась доля,
Такой закон поэту дан –
Он эпатирует мещан
Враждебным словом отрицанья,
Не принимая во вниманье,
Пропал он нынче или пан!

Вот почему нравоученья
И катехизиса азы
Во вдохновенном исступленье
Лепечет грешный мой язык.

Какие цитаты из произведений русской поэзии (укажите, если можете, названия и авторов) здесь встречаются?

Что такое “центон”?

Попробуйте сочинить свой центон.

Поток сознания – поток цитат
У тех, кто с детства с книгой дружен
И пил ее и ел на ужин.

Анна Герасимова

Приводим список цитат и отсылок.

С необщим выраженьем рожи – см. стихотворение Е.А. Баратынского “Не ослеплен я музою моею…”: Но поражен бывает мельком свет // Ее лица необщим выраженьем…

…скромно кланяюсь прохожим – стихотворение Е.А. Баратынского “Безнадежность”.

Но сложное понятней им – Б.Л. Пастернак, “Волны”.

А мы… Ничем мы не блестим. – А.С. Пушкин, “Евгений Онегин”, глава 3.

Мораль из моды вышла ныне… – см. “Евгений Онегин”, глава 1 (Латынь из моды вышла ныне).

…исчезнул, как туман – см. “Чаадаеву” (Исчезли юные забавы // Как сон, как утренний туман).

Нас возвышающий обман… А низких истин – тьмы и тьмы – А.С. Пушкин, “Герой” (Тьмы низких истин мне дороже // Нас возвышающий обман), а также см. А.А. Блок, “Скифы” (Нас тьмы, и тьмы, и тьмы).

Что совести и смысла нету – см. “Евгений Онегин”, глава 1 (В том совести, в том смысла нет…).

Восславить царствие Чумы – А.С. Пушкин, “Пир во время чумы”.

Такая уж досталась доля – см. М.Ю. Лермонтов, “Бородино” (Плохая им досталась доля…).

Он эпатирует мещан – см. из воспоминаний о М.Волошине: “Пур эпате ле буржуа (“Эпатировать мещан (буржуа)” (франц.) было выражением, которое в его устах звучало почти программно” – Э.Миндлин, “Необыкновенные собеседники”).

Враждебным словом отрицанья – Н.А. Некрасов, “На смерть Гоголя”.

Во вдохновенном исступленье – источник неясен; возможно, М.Волошин, “Война” (И тысячи людей // Кидались с вдохновенным исступленьем // И радостью под обода колес).

…грешный мой язык – А.С. Пушкин, “Пророк”.

“Центон (от лат. cento – одеяло из разноцветных лоскутов) – стихотворение, составленное из строк других стихотворений.” (Краткая литературная энциклопедия)

“Строки должны быть подобраны таким образом, чтобы все “лоскутное” стихотворение было объединено каким-то общим смыслом или, по крайней мере, стройностью синтаксического построения, придающего ему вид законченного произведения <…> Греческие или латинские Ц. составлять было не так уж трудно, поскольку античные стихи не рифмовались. Гораздо труднее подобрать для Ц. стихи рифмованные. Являясь стихотворной шуткой, Ц. всегда бывают тем комичней, чем лучше знаком читатель со стихотворениями, из которых взяты нужные строки”. (А.П. Квятковский. Поэтический словарь)

О значении термина можно было догадаться, даже никогда не встречаясь с ним прежде. Об этом, не сумев сочинить собственный центон, сообщила в шутливых стихах одна из участниц конкурса:

Однако я имею мненье,
Что центон – лишь стихотворенье,
Стихотворенье из цитат,
То есть легальный плагиат.

Анна Матвеева,
10-й класс, школа № 1547, г. Москва

Публикуем самые удачные из центонов, сочиненных на турнире (иногда вместе с комментариями авторов).

1.

Я к Вам пишу, чего же боле?
И знаю точно: в Вашей воле
Мне балл прибавить иль убрать,
А может, вовсе обругать. –
Такая уж досталась доля…

Полина Сусликова,
11-й класс, Лицей, г. Новомосковск,
Тульская область

2.

На берегу пустынных волн
Проказница мартышка,
Осел, козел да косолапый мишка
Затеяли сыграть квартет.
– О чем шумите вы, народные витии?
– Шумим, братец, шумим!
– Прочь споры, зависть, злость,
И волчью вашу я давно натуру знаю.
Обычай мой такой,
Подписано, так с плеч долой!
И тяжки словеса пустые…
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

Андрей Поваров,
6-й класс, школа № 1569, г. Москва

3.

Чистой воды центон составить трудно, но я написала вариацию на тему.

Выхожу один я на дорогу,
Так беспомощно грудь холодит,
Петь в церковном хоре я буду,
Коль какой серафим мне велит.

И сегодня особенно тонки
Твои руки, пятнист твой наряд.
Петь в церковном хоре я буду
О корабликах в озере Чад.

Мария Антипова,
11-й класс, школа № 1506, г. Москва

4.

Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Хожу я в школу? Там бывало
И будет много разных бед.
Но жив ведь я... Привет тебе, привет!
Там все мои друзья, подружки...
Ну, ладно. Выпьем. Где же кружка?

Екатерина Степанянц,
9-й класс, школа № 1531, г. Москва

5.

Касаясь трех великих океанов…
Страна великая, в ней радость есть и грусть.
Страна пророков, тайн, загадок и обманов –
И в тайне этой ты почиешь, Русь.

Ольга Давыдова,
10-й класс, Сергиево-Посадская гимназия

6.

Вчерашний день, часу в шестом,
В тумане моря голубом
Я сам с собой веду беседу
Под лаской плюшевого пледа,
Держа кувшин над головой:
“Нет, я не Байрон, я другой,
Под гнетом власти роковой
Люблю грозу в начале мая
И смело ей себя вверяю”.

Ольга Фуфаева,
11-й класс, школа № 19, г. Самара

7.

Едва дымясь, она сверкнула
В пустыне чахлой и скупой
И силу нежную вдохнула –
Не победит ее рассудок мой.

Поникнув гордой головой,
Передо мной явилась ты.
Твоя любовь закрыта тьмой,
Завяли нежные цветы.

Как хороши, как свежи были розы!
Их нет! К чему теперь рыданья,
И ночи, и лобзания, и слезы,
И горький вкус воспоминанья...

Но человека человек
Любил так сильно, безнадежно…
В великих истин темный век
Не каждый мог любить так нежно.

Ульяна Овчеренко,
10-й класс, школа № 60, г. Астана

8.

Вы помните, вы все, конечно, помните…Есенин
Сейчас сижу все так же у окна. Бродский
Мой крик: “Не выходи из комнаты!” Бродский
И ваш: “Любовь – одна!” Гиппиус

Маргарита Вирова,
11-й класс, школа № 18, г. Алексин,
Тульская область

9.

Был летний день. Был солнцем полон сад. Горели
На юных вишнях спелые плоды.
Уже проснулась тучка золотая. Рдели
Там, на востоке, грозных гор гряды.

Одним толчком согнать ладью живую!
Волнуйся подо мной, угрюмый океан!
Взглянуть на тучку в небе золотую!
Вдохнуть соленый, ласковый туман!

О, как прекрасен парус белый, яркий!
Весло, о как легко ты под рукой!
О, как поют над синим морем чайки,
Как будто в этом море есть покой.

Елизавета Левина,
11-й класс, школа № 1514, г. Москва

10.

Опять стою на перепутье,
И, хоть и холодно в груди,
До истины, до самой сути,
Пожалуй, хочется дойти.

И невозможное возможно,
Пусть стерта старая джинса,
– Перелистаю осторожно
Дверей забытых имена.

И с бредом шелестящих листьев
Опять тоскуют ковыли,
А тьма и горечь низких истин,
Как прежде, кличут издали.

Но гул затих. И на подмостки
По лестнице протекших дней
Взошел век новый, сняв с повозки
Народы, царства и царей.

И снова провода под током
Друг к другу тянутся сильней,
Забыв про злой глагол пророка,
Что жжет огнем сердца людей.

Так будет до скончанья века –
Тоскливый лязг и шорох снов,
Ночь, улица, фонарь, аптека
И шепот истин и основ...

(Пастернак, Блок, Пушкин, Державин,
Макаревич, Шевчук, Городницкий)
Анна Семина,
11-й класс, школа № 81, г. Москва

11.

Я сделал необычный центон, с гордостью скажу. Его можно охарактеризовать как центон содержания. Поэтому-то, кроме стихотворения, это еще и содержание какого-нибудь сборника стихов.

Я
Утро
Следующий день
Порт
Театры
Четырехэтажная халтура
Из улицы в улицу
За женщиной
По мостовой
ЭЙ!
Здравствуйте
Лиличка
Послушайте
Несколько слов обо мне
Несколько слов о моей маме
Кое-что про Петербург
Тоже мне
Любовь
Мечта поэта
Сволочи
Ничего не понимают
Ко всему
Адище города
Фабрика мертвых душ
А все-таки
Радоваться рано
Революция
Никчемное самоутешение
России
За что боролись?
Еду в авто
Война объявлена
Вывескам
Мама и убитый немцами вечер
Мое к этому отношение
Надоело
Гимн судье
Гимн взятке
Гимн обеду
Гимн здоровью
Гимн ученому
Гимн критику
Вот так я сделался собакой
А вы могли бы
Братья писатели
Последняя петербургская сказка
Интернациональная басня
Дешевая распродажа
Чудеса!
………………………………
Две культуры
Кино и вино
На что жалуетесь
Мы отдыхаем
Ночь
Исчерпывающая картина весны
Себе любимому посвящает эти строчки автор
С товарищеским приветом
Маяковский

Ростислав Амелин,
11-й класс, школа № 179, г. Москва

Задание 4

Перед вами отрывки из трех произведений русских писателей XX века (имена персонажей заменены значком NN).

1.

Всегда NN по подъему вставал, а сегодня не встал. Еще с вечера ему было не по себе, не то знобило, не то ломало. И ночью не угрелся. Сквозь сон чудилось – то вроде совсем заболел, то отходил маленько. Все не хотелось, чтобы утро.

Но утро пришло своим чередом.

Да и где тут угреешься – на окне наледи наметано, и на стенах вдоль стыка с потолком по всему бараку – здоровый барак! – паутинка белая. Иней.

2.

Некоторое время он стоял у окна: небо было простоквашей; изредка в том месте, где плыло слепое солнце, появлялись опаловые ямы, и тогда внизу, на серой кругловатой крыше фургона, страшно скоро стремились к бытию, но, недовоплотившись, растворялись тонкие тени липовых ветвей. Дом насупротив был наполовину в лесах, а по здоровой части кирпичного фасада оброс плющом, лезшим в окна. В глубине прохода, разделявшего палисадник, чернелась вывеска подвальной угольни.

Само по себе все это было видом, как и комната была сама по себе; но нашелся посредник, и теперь этот вид становился видом из этой именно комнаты.

3.

Дальше город прекращался – там была лишь пивная для отходников и низкооплачиваемых категорий, стоявшая, как учреждение, без всякого двора, а за пивной возвышался глиняный бугор, и старое дерево росло на нем одно среди светлой погоды. NN добрел до пивной и вошел туда на искренние человеческие голоса. Здесь были невыдержанные люди, предававшиеся забвению своего несчастья, и NN стало глуше и легче среди них. Он присутствовал в пивной до вечера, пока не зашумел ветер меняющейся погоды; тогда NN подошел к открытому окну, чтобы заметить начало ночи, и увидел дерево на глинистом бугре – оно качалось от непогоды, и с тайным стыдом заворачивались его листья.

Если можете, назовите произведения и их авторов. (Подсказка: в этом году отмечается 110-летие со дня рождения двоих из этих писателей).

Когда и где разворачивается действие каждого произведения?

Вы, наверное, почувствовали, что в этих отрывках есть общее: повествование ведется от третьего лица, но таким образом, что строй речи позволяет проникнуть в сознание главного героя. Какие особенности языка отличают каждый отрывок от других? Что вы узнали (или можете предположить) о главных героях произведений по тому, что и как о них сказано?

Какому из трех произведений принадлежит следующий отрывок? Почему вы так считаете?

4. После ветра опять настала тишина, и ее покрыл еще более тихий мрак. NN сел у окна, чтобы наблюдать нежную тьму ночи, слушать разные грустные звуки и мучиться сердцем, окруженным жесткими каменистыми костями.

Назовите другие произведения, в которых повествование устроено подобным образом, т.е. все события показаны через призму сознания главного героя.

А как еще может строиться повествование? Расскажите об этом на конкретных примерах.

Произведения и авторы: 1. “Один день Ивана Денисовича” А.Солженицына (1918–2009). 2. “Дар” В.Набокова (1899–1977). 3. “Котлован” А.Платонова (1899–1951).

Действие первого произведения происходит в одном из северных исправительно-трудовых лагерей после Великой Отечественной войны.

В 1-м тексте часто употребление жаргонизмов, для него характерен разговорный стиль. Ясно, что живет в специализированном заведении по режиму и что условия этого проживания не самые идеальные (“на окне наледи наметано, и на стенах...”).

В 1-м фрагменте мы встречаем простонародную лексику (“не то знобило, не то ломало”, “угреться”), уменьшительные формы слов (“маленько”), лексические повторы (“всегда вставал, а сегодня не встал”, “по всему бараку – здоровый барак”, “не угрелся – где тут угреешься”). <…> Герой, видимо, не отличается большой образованностью и старше 30 лет. Из всего этого можно заключить, что герой принадлежит к разряду так называемых “маленьких людей”.

Особенность языка Солженицына – его “обыкновенность”. Солженицын крайне редко использует формальные средства выразительности – эпитеты, метафоры и проч.

В первом <отрывке> – предложения “рубленые”, много тире, используются просторечия, например, “угрелся”.

Особенности языка первого текста – антитеза: “вставал – сегодня не встал”; “Все не хотелось, чтобы утро – но утро пришло своим чередом”; “не то знобило – не то ломало”.

“Один день…” отличает просторечие, переносящее нас в среду заключенных, но вместе с тем показывающее характер Шухова – человека спокойного, неглупого, мыслящего.

Действие второго отрывка разворачивается в городе, причем, как можно заметить, не российском – об этом говорят такие детали, как плющ по кирпичному фасаду на городской улице или стоящий под окнами фургон. (В романе “Дар” герой, русский эмигрант, живет в Берлине).

Во втором <отрывке> – длинные предложения, описывается многими словами окружающая действительность. Необычные ходы речевые, вроде сравнения неба с простоквашей. Используется устарелое насупротив, разговорное усиление страшно. Всеобщая поэтичность текста за счет определений и философских переходов.

Особенности языка второго отрывка – неожиданно яркие эпитеты (слепое солнце, опаловые ямы), сравнения (небо – простокваша, колебание теней – как их стремление к бытию).

Второй отрывок по-набоковски изобилует сложносочиненными предложениями, стремлением воплотить реальность в философские и метафизические образы, высоким стилем языка.

Второй текст отличается большой образностью, обильно используются метафоры. По-философски красивое и неожиданно лиричное описание быта дает основание предположить, что герой очень тонко воспринимает мир, что в его душе есть место красоте и восхищению.

В третьем отрывке герой выходит из своего маленького провинциального городка. Действие происходит в 20-е годы.

Для Платонова характерны странные, неправильные обороты, как будто его герой на ходу учится говорить и сам придумывает слова для обозначения предметов и действий (росло среди светлой непогоды, вошел на голоса).

От этого даже возникает предположение, впрочем, ошибочное, что “главный герой идет по незнакомому городу”.

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.