Структура задания
Характеристика задания (информация для учителя) |
Предмет: литература Классы: 5-9 Тема: Басни Крылова. |
Ключевая компетентность и аспект |
Компетентность: коммуникативная Аспект: письменная коммуникация; театральное выступление. |
Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение) |
В школе объявлен конкурс актерского мастерства «Лучшая инсценировка басни Крылова». - Подумайте, какую басню вы бы хотели поставить? Почему? |
Задачная формулировка |
1. Какими, на ваш взгляд, должны быть критерии оценки конкурса? Сформулируйте их. 2. Соберите группу актеров, распределите роли и разыграйте басню, опираясь на критерии оценки конкурса. |
Источник |
Басни И.А. Крылова. |
Модельный ответ
|
Критерии оценки конкурса: выразительное чтение басни; исполнительское мастерство; подбор костюмов, атрибутов, соответствующих содержанию басни. |
Структура задания
Характеристика задания (информация для учителя) |
Предмет: литература Класс: 6 Тема: «Король Артур» |
Ключевая компетентность и аспект |
Компетентность: информационная Аспект: написание последней главы рассказа. |
Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение) |
- Хотите ли вы принять участие в жизни изучаемого произведения? Приходилось ли вам писать прозу? |
Задачная формулировка |
Войдите в роль писателя и напишите продолжение рассказа «Король Артур». Попытайтесь сохранить авторский стиль произведения, используйте лексику описываемой эпохи. |
Инструмент проверки (информация для учителя)
|
Критерии оценки работы: творческий подход, интересное продолжение; сохранение авторского стиля произведения; использование лексики описываемой эпохи; отсутствие грамматических ошибок. |
Структура задания
Характеристика задания (информация для учителя) |
Предмет: литература Класс: 5 Тема: Г.-Х.Андерсен «Дикие лебеди» |
||||||||||||||||||||||||
Ключевая компетентность и аспект |
Компетентность: коммуникативная Аспект: письменная коммуникация |
||||||||||||||||||||||||
Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение) |
Умеете ли вы писать письма? Сегодня вам выдалась возможность написать письмо герою, поделиться мыслями и передать чувства в соответствии с целью письма. |
||||||||||||||||||||||||
Задачная формулировка |
Ролевое письмо (РАФТ). Подумайте, от имени какого героя и кому вы хотели бы написать свое письмо. Напишите письмо, продумав его текст в соответствии с указанной формой и темой.
|
||||||||||||||||||||||||
Инструмент проверки (информация для учителя)
|
Критерии оценки работы: текст письма соответствует выбранной аудитории, форме и теме; умение раскрыть тему; последовательность изложения мыслей; личностный характер творческой работы. |
Структура задания
Характеристика задания (информация для учителя) |
Предмет: литература Класс: 7 Тема: М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова, молодого опричника Кирибеевича…» |
Ключевая компетентность и аспект |
Компетентность: коммуникативная, ценностно-смысловая Аспект: устная коммуникация: публичное выступление, дискуссия. |
Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение) |
В «Песне..» М.Ю.Лермонтова потешное зрелище превратилось в суд чести. Правила кулачного боя запрещали убивать противника по желанию. Значит, царь прав, казнив Калашникова? Почему вся правда так и не открылась царю? |
Задачная формулировка |
Организуйте дискуссию: составьте обвинительную и защитную речи в адрес купца Степана Парамоновича Калашникова |
Инструмент проверки (информация для учителя)
|
Критерии оценки работы: выступающий владеет учебной и дополнит.информацией по теме; речь уверенная, грамотная, последовательная, убедительная; выдвигаемые доводы, умозаключения аргументированы. |
Структура задания
Характеристика задания (информация для учителя) |
Предмет: литература Класс: 7 Тема: Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» |
Ключевая компетентность и аспект |
Компетентность: коммуникативная, ценностно-смысловая Аспект: устная коммуникация: составление клятвы (правил), выступление. |
Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение) |
Знаете ли вы, что значит верный товарищ? Прочитайте «Речь о товариществе» Тараса Бульбы. Больше четырех столетий отделяет нас от событий повести и более века прошло с тех пор, как были написаны Гоголем эти бессмертные слова. Изменилось ли наше мнение по этому вопросу? |
Задачная формулировка |
1. На основе данной речи сформулируйте правила (клятву) настоящего товарища. 2. Прокомментируйте речь Бульбы со своей позиции, с позиции современного человека. |
Инструмент проверки (информация для учителя)
|
Критерии оценки правил товарища: правила вытекают из речи героя; сформулированы грамотно и ясно; соответствуют общепринятым эстетическим нормам поведения настоящего товарища; имеют личностный характер, индивидуальный стиль; творческое оформление. |
Структура задания
Характеристика задания (информация для учителя) |
Предмет: литература Класс: ... Тема: А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери» |
Ключевая компетентность и аспект |
Компетентность: коммуникативная, ценностно-смысловая Аспект: устная и письменная коммуникации: составление памятки советов, написание эссе. |
Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение) |
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, к чему может привести человека зависть? Как губителен может быть её яд? Сальери совершил преступление во имя самого же искусства и общества, по его мнению, однако данная «миссия» не только не принесла ему облегчения, но отравила оставшуюся жизнь. |
Задачная формулировка |
1. Составить памятку советов: Как противостоять зависти? 2. Написать эссе на тему «Как зависть душу разъедает» |
Инструмент проверки (информация для учителя)
|
Критерии оценки памятки: памятка оформлена в виде советов; советы раскрывают заданную тему; сформулированы грамотно и ясно; творческое оформление работы.
Критерии оценки эссе: написано в форме размышления, рассуждения; тема, проблема раскрыта; личностный характер работы. |
Структура задания
Характеристика задания (информация для учителя) |
Предмет: литература Класс: 7 Тема: А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери» |
Ключевая компетентность и аспект |
Компетентность: коммуникативная, ценностно-смысловая Аспект: устная коммуникация: дискуссия, открытое обсуждение |
Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение) |
Между героями трагедии разгорается спор о гении и злодействе. Кто из героев прав в споре, на ваш взгляд? |
Задачная формулировка |
Организуйте дискуссию на тему «Гений и злодейство – две вещи несовместимые!?» (Спор должен решаться однозначно: прав Моцарт, утверждающий, что гений и злодейство – две вещи несовместимые. Гений тот, чьи творения входят в мировую сокровищницу искусства, неся радость и эстетическое наслаждение, чьи поступки совершены во благо человечества и отдельной личности.) |
Инструмент проверки (информация для учителя)
|
Критерии оценки выступления: речь уверенная, грамотная, последовательная; выдвигаемые доводы, умозаключения аргументированы (возможно привлечение дополнительной информации в качестве аргументов (факты из истории, искусства, словесности, жизни); возможная ссылка на критическую литературу; использование цитат; личная оценка, отношение по поводу дискутируемого вопроса. |
Структура задания
Характеристика задания (информация для учителя) |
Предмет: литература Класс: 7 Тема: Эволюция естественного пейзажа в произведениях Д.Дефо «Робинзон Крузо», Ю.О.Домбровского «Хранитель древностей», А. и Б.Стругацких «Пикник на обочине» (2-ой час) |
Ключевая компетентность и аспект |
Компетентность: коммуникативная, ценностно-смысловая Аспект: письменная и устная коммуникации: публичное выступление, составление научной статьи и статьи в газету, написание эссе. |
Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение) |
Экологическая катастрофа на нашей планете может достичь апогея. Авторы рассказа бьют тревогу, нещадно обнажая масштабы экологической обстановки на планете Земля. Рассказ является предостережением для человечества. |
Задачная формулировка Класс делится на группы: художники, писатели, ученые и журналисты.
|
Задание для художников: нарисовать рисунок к произведению (на листе А-4) или просто по рассматриваемой теме. Задание для ученых: написать научную статью по данной проблеме (состояние проблемы, статистика, факты, цифры). Задание для журналистов (корреспонденты): написать статью в газету на тему «Не губи планету, человек!» Задание для писателей: эссе на тему «Кем желает видеть планета Земля Человека: гостем или хозяином?» |
Инструмент проверки (информация для учителя)
|
Критерии оценки работы: раскрытие темы, проблемы; последовательность изложения мыслей; грамотная связная, аргументированная речь; личностный характер работы, индивидуальный стиль. |
Структура задания
Характеристика задания (информация для учителя) |
Предмет: русская литература Класс: 7 Тема: Н. А. Некрасов. «Русские женщины». |
||
Ключевая компетентность |
Компетентность: коммуникативная, информационная Аспект: заполнение сопоставительной таблицы, обсуждение. |
||
Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение) |
Приходилось ли вам спорить с одноклассниками по вопросам изучаемых произведений? Знаете ли вы, как правильно вести спор? Нужно просто уметь убеждать оппонента и строго придерживаться своей позиции в рассматриваемом вопросе. |
||
Задачная формулировка |
1.Работа с текстом. Рассмотрите словесный поединок княгини Трубецкой с генерал-губернатором (Часть 2). Какие доводы приводит генерал, чтобы вернуть княгиню домой? Как ему парирует героиня? Заполните таблицу в сопоставлении.
2.Организация спора. Как известно, Н.А.Некрасов заменил первоначальное название «Декабристки» на «Русские женщины». Организуйте спор по данному вопросу. Чем объяснить выбор автора в пользу второго названия? Или в замене, на ваш взгляд, не было необходимости? |
||
Инструмент проверки (информация для учителя)
|
Критерии оценки спора: речь уверенная, грамотная, последовательная; выдвигаемые доводы, умозаключения аргументированы; возможная ссылка на критическую литературу; использование цитат. |
Структура задания
Характеристика задания (информация для учителя) |
Предмет: русская литература Класс: 7 Тема: М.Шолохов «Судьба человека» |
||||||||||||||||||||
Ключевая компетентность и аспект |
Компетентность: информационная Аспект: заполнение таблицы-характеристики |
||||||||||||||||||||
Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение) |
Вы понимаете значение всех слов, определяющих характер человека? Умеете правильно характеризовать окружающих через поведение, поступки? Когда эти знания могут быть востребованными? |
||||||||||||||||||||
Задачная формулировка |
Заполните таблицу. Подтвердите наличие у героя всех приведенных качеств через его поведение, поступки. По желанию дополнить.
|
||||||||||||||||||||
Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деят-ти уч-ся) |
Рассказ М.Шолохова «Судьба человека»
|
||||||||||||||||||||
Инструмент проверки (информация для учителя) |
Чтение, обсуждение классом. |
Структура задания
Характеристика задания (информация для учителя) |
Предмет: русская литература Класс: 7 Тема: М.Шолохов «Судьба человека» |
Ключевая компетентность и аспект |
Компетентность: коммуникативная, ценностно-смысловая Аспект: письменная коммуникация: статья в газету |
Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение) |
«Глаза, словно присыпанные пеплом, наполнены такой неизбывной смертельной тоской, что в них трудно смотреть…» С какой целью ввел автор данную психологическую деталь портрета? Как она раскрывается в продолжение рассказа? - А может стоит посоветовать сегодня нашим ребятам посмотреть в глаза фронтовику. Зачем? Решите сами. |
Задачная формулировка |
Напишите статью в газету на тему «Посмотри в глаза фронтовику…» |
Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деят-ти уч-ся по выполнению задания) |
Рассказ М.Шолохова «Судьба человека» Информация по теме «Публицистический стиль и его признаки»
Критерии оценивания: написание статьи в публицистическом стиле; обозначение проблем и их раскрытие, аргументированность; композиционная стройность; логичность и последовательность изложения материала; выразительность, речевое своеобразие; личностная работа, индивидуальный стиль. |
Инструмент проверки (информация для учителя) |
Продукт письменной деятельности в соответствии с критериями. Чтение, обсуждение классом. |
Структура задания
Характеристика задания (информация для учителя) |
Предмет: русская литература Класс: 9 Тема: Н.Гоголь «Мертвые души» |
Ключевая компетентность и аспект |
Компетентность: коммуникативная, ценностно-смысловая Аспект: устная коммуникация, диспут |
Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение) |
Считается, что первый том «Мертвых душ» строится по одному принципу. Этот принцип А. Белый формулировал так: «Каждый последующий помещик, с которым судьба сталкивала Чичикова, «более мертв, чем предыдущий». А. Воронский писал: «Герои все более делаются мертвыми душами, чтобы потом почти совсем окаменеть в Плюшкине». |
Задачная формулировка |
Организация диспута:«Живая» душа Чичиков или «мертвая»? |
Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности уч-ся по выполнению задания) |
Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души» Обсуждение правил ведения диспута на лит.тему (записываются на доске). Основные вопросы, которые помогут активизировать ход диспута: - Какими чертами наделил своего героя Гоголь? - Почему деятельность Чичикова не была и не могла быть созидательной? - При каких условиях могла появиться такая личность? - Насколько интересен этот герой современному читателю? - Мертвые души сегодня... При обсуждении вопросов во время диспута обязательным является использование текста, цитирование, ссылки на мнение автора. |
Инструмент проверки (информация для учителя) |
Выступление с соблюдением критерий оценивания продукта. Открытое обсуждение. |
Структура задания
Характеристика задания (информация для учителя) |
Предмет: русская литература Класс: 8 Тема: А.С.Пушкин «Капитанская дочка» |
Ключевая компетентность и аспект |
Компетентность: информационная Аспект: работа с текстом, исследование |
Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение) |
- Задумывались ли вы о том, как формируется характер человека? Какую роль при этом играет семья, внешние события и окружающие люди? - Можете ли объяснить причины наличия или отсутствия сложившихся качеств характера у человека? Можете ли предугадать его поведение в определенных ситуациях? Как в жизни вам могут понадобиться эти умения? |
Задачная формулировка |
Проследите становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений» по плану: Детство и юность, среда, воспитавшая героя. Отношение к окружающим в период мирной жизни в Белогорской крепости. История любви к Маше. «Благие» потрясения. История отношений с Пугачевым. |
Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности уч-ся по выполнению задания) |
Текст романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» |
Инструмент проверки (информация для учителя) |
Выступление с рассказом аналитического содержания по предложенному плану. Открытое обсуждение.
|
Структура задания
Характеристика задания (информация для учителя) |
Предмет: русская литература Класс: 7 Тема: Ч.Т.Айтматов «Белый пароход» |
Ключевая компетентность и аспект |
Компетентность: коммуникативная, ценностно-смысловая Аспект: письменная и устная коммуникации, выступление, обсуждение |
Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение) |
Работа с иллюстрацией. - Почему мальчик изображён в виде рыбы? Что символизирует данный образ по итогам прочтения повести? |
Задачная формулировка |
Задания по группам: Писатели: написать эссе на тему«Одетской совести в человеке» Журналисты: написать заметку в газету «Пройдёмте по миру, как дети…»(М.Волошина) Психологи: анализ ситуации. Почему ребенок не желает больше оставаться на кордоне? Кто виноват в случившейся трагедии? Социологи: Как остановить детский суицид сегодня? |
Источник (содержит информа-цию, необходимую для успешной деятельности уч-ся по выполнению задания) |
Повесть Ч.Т.Айтматова «Белый пароход» |
Инструмент проверки (информация для учителя) |
Выступления групп. Содержание работы соответствует роли. Приветствуется творческий подход. |
Структура задания
Характеристика задания (информация для учителя) |
Предмет: русская литература Класс: 5 Тема: Открытие мира фольклора писателями 19 в. Фольклорные образы. |
Ключевая компетентность и аспект |
Компетентность: информационная, учебно-познавательная Аспект: сравнительный анализ текстов, исследование |
Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение) |
- Вы знаете о том, что подлинное открытие мира фольклора началось русскими писателями в 19 веке? Многие фольклорные тексты в то время стали опорой для создания литературных произведений. - Предлагаем поработать исследователями. |
Задачная формулировка |
Прочитайте «Пролог» («У лукоморья дуб зеленый…») к поэме-сказке «Руслан и Людмила» и сравните первые 6 строк и с 14 по 18 строку с отрывком из записи Пушкина народной сказки: «…вот так чудо…». - Как изменил Пушкин фольклорный текст? Какие он добавляет эпитеты, как он характеризует героев? О каких сказках он упоминает в остальных строчках вступления? |
Инструмент проверки (информация для учителя) |
Самопроверка по таблице (см. Методическое руководство к учебнику). |