logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

Цивилизация, к которой все мы – люди рубежа второго-третьего тысячелетия – принадлежим, существует и развивается на Земле уже довольно давно. Конечно, по нашим, человеческим меркам. Значительно старше ее мир Земли: он видел закаты и рассветы, встречал весны и зимы задолго до рождения первого представителя нашего рода. Мы появились, создали свою цивилизацию, особый человеческий мир и назвали себя homo sapience («человек разумный»). Тем самым мы подчеркнули, выделили среди прочих одну из самых ценных для нас, самых ярких и значительных способностей: способность мыслить, познавать, целенаправленно и осознанно строить свою жизнь.

Подробнее...

Мы уже говорили о том, что для постижения внешнего мира человек придумал множество способов. Прежде всего это наука. Биология и химия, физика и география занимаются познанием внешнего мира, разрабатывают основы тех технологий, с помощью которых человек изменяет его свойства (увы, часто поспешно и непродуманно). Но не только наука. Каждый из нас постигает окружающий мир, используя для этого замечательный инструмент – органы чувств.

Подробнее...

А нужно ли вообще задумываться о своем внутреннем мире? Во-первых, многия знания – многия печали, как говаривал царь Соломон. А во-вторых, общеизвестна истина: самокопание до добра не доводит. Хорошо, коли там клад. А коли залежи, так сказать, естественных удобрений? И самому нюхать неприятно, а другим, которым сдуру открылся, – вообще тошно.

Подробнее...

Я думаю, я чувствую, я хочу… Кто или что скрывается под этим таинственным Я? Я – владелец внутреннего мира. При желании мы многое можем узнать о том, как устроено королевство нашего Я и как им грамотно управлять.

Благодаря работе внутреннего мира мы познаем внешний мир: с помощью разума постигаем закономерности его существования и развития, с помощью чувств наделяем его красками, насыщаем нашими личными отношениями и желаниями. У каждого из нас есть своя собственная картина окружающего мира (еще говорят – образ мира).

Подробнее...

Человек – удивительное явление, его жизнь протекает сразу в двух мирах: внешнем и внутреннем. Конечно, эти миры взаимосвязаны, но все же живут и развиваются они по своим собственным законам. Так, человек может жить в невероятно трудных, можно сказать – нечеловеческих, условиях (война, голод, природные катаклизмы), но при этом жить напряженной, яркой и богатой внутренней жизнью. И даже при этом ощущать себя счастливым. Жить, а не существовать. И наоборот, окружающий мир может быть прекрасен, он может благоволить и потакать человеческим желаниям, но сам человек внутренне будет пребывать в мире тоски и безмерной скуки, ощущать свое существование как жалкое, никчемное и бессмысленное.

Подробнее...

Образ Я – это представление человека о себе самом. Оно не всегда выражено словами, чаще – это некоторая внутренняя картинка; в ней присутствуют зрительные, телесные и звуковые образы, чувства, отдельные фразы. Человек вообще редко думает о себе словами. Он себя представляет, ощущает, переживает.

В целом образ Я включает набор некоторых устойчивых характеристик, с помощью которых человек себя самого описывает и дает себе эмоциональную оценку. Эти характеристики очень разнообразны, но так или иначе любая из них относится к одному из трех видов Я-характеристик: социальному, физическому или психологическому. Поговорим об этом подробнее.

Подробнее...

Когда наши предки пытались понять устройство окружающего мира, они опирались на доступные им приспособления познания. Прежде всего – на собственные глаза, на умение наблюдать и делать выводы на основе наблюдаемого. А разве увидишь невооруженным глазом молекулы? Или космические тела? Звуковые волны? Вирусы? Описывая окружающий мир на основе данных непосредственного наблюдения, наши предшественники совершали множество мелких и крупных ошибок. Попытки исправить некоторые из них стоили жизни многим великим умам.

Подробнее...

Окружающий мир существует в пространстве и времени. Внутренний мир – тоже. Пространство, в котором разворачивается жизнь нашего Я, мы рассмотрели. А время? Известно, что время в том трехмерном мире, в котором живет человечество, нельзя остановить, повернуть вспять или ускорить.

Распространяются ли эти законы на психологическое время человека? Конечно, нет, и каждый из нас об этом знает не понаслышке. Это известно каждому человеку из его личного опыта.

Подробнее...

Ситуация. Прерывистый, электронно-беспощадный звонок будильника бесцеремонно врывается в сновидение, увлекательное, как новый блокбастер, сначала сливаясь со звуками сна, а потом становясь независимым, а потому еще более настойчивым. Приоткрывшиеся глаза видят ненавистный пластмассовый корпус утреннего мучителя и четыре цифры на дисплее. Лишь через несколько секунд приходит осознание: утро, нужно включаться в режим эффективного бодрствования, поскольку через час начинаются уроки. Школу, а особенно сегодня, пропускать нельзя – итоговая контрольная. Взгляд в окно – дождь. Опять сорвется прогулка в парке. Ну да ладно, и завтра будет день.

Подробнее...

Ситуация. Урок алгебры. Пашка отчаянно тянет руку. Конец четверти, и ему позарез надо исправить «тройку», полученную за последнюю контрольную. Макс не суетится. Он спокойно и сосредоточенно решает задачу – и не ту, что, пыжась и краснея, анализирует Вовка у классной доски, а уже следующую.

Подробнее...

Внимание можно уподобить лучу прожектора, при этом в роли прожектора выступает наше сознание. В освещенном круге оказываются далеко не все предметы вокруг нас, а только те, которые нас интересуют. Луч подвижен, каждую новую секунду он может освещать новую область. Луч может быть мощным и сконцентрированным, а может быть рассеянным и слабым. В последнем случае все предметы, которые он пытается осветить, выглядят нечеткими, размытыми.

Подробнее...

Классик французской психологии Пьер Жане сказал: «Память – это преодоление отсутствия». А наш современник российский психолог Г. К. Середа дал такое определение памяти: «Это психический процесс, представляющий собой продукт предшествующего и условие предстоящего действия (процесса, опыта)». Иными словами, память нужна нам для того, чтобы сохранить и в дальнейшем использовать полученный нами опыт.

Подробнее...

В настоящее время различают несколько видов памяти с опорой на разные критерии. Самым распространенным является выделение таких видов памяти, как моторная (двигательная), эмоциональная, образная, логическая.

Моторная памятьявляется эволюционно самым древним видом. Этот вид памяти генетически запрограммирован и отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений: ходьбы, плавания, прыжков… Моторная память очень прочна. Усвоив однажды сложный двигательный навык, например научившись танцевать вальс, ездить на велосипеде или вязать, человек удивительно легко восстанавливает его даже после долгого перерыва.

Подробнее...

Память состоит из трех основных процессов: запоминания, сохранения и последующего воспроизведения информации (кроме них есть еще узнавание, припоминание).

Один из самых первых исследователей памяти Герман Эббингауз (кстати, именно он открыл закон «7 ± 2»), экспериментируя на самом себе, проверял, сколько повторений потребуется для запоминания без специальных приемов набора бессмысленных слогов и насколько прочным будет это запоминание. Он обнаружил, что быстрее всего забывание происходит в течение первого часа после предъявления материала (теряется почти 60 % информации). Потом процесс забывания замедляется. Через шесть дней остается уже не более 20 % от общего объема информации, и эта часть сохраняется в памяти достаточно прочно.

Подробнее...

Почему люди забывают? Одну из причин обосновал и объяснил Зигмунд Фрейд. Он считал, что многие факты забывания связаны с особым психологическим защитным механизмом – вытеснением. Те события, которые настолько неприятны, болезненны, связаны с негативными переживаниями, что могут травмировать нашу психику, как бы выталкиваются из области сознания в область бессознательного. Мы забываем часто именно потому, что хотим нечто забыть. И тогда постоянно вылетает из памяти какой-то номер телефона или адрес. Никак не вспоминается имя человека, который чем-то нам неприятен. Стирается в памяти ситуация, в которой мы вели себя неподобающим образом.

Подробнее...

Память является важнейшим процессом, позволяющим человеку сохранить накопленный им жизненный опыт и использовать его в дальнейшем. По своей сути память направлена в будущее. Знания личности об окружающей среде, о других людях, о себе самой являются важнейшим условием понимания ею своего места в предметном и социальном мире, определяют возможность ее развития и реализации. Получается, что именно память отвечает за то, чтобы пронести через годы представление о себе как об уникальном Я, сохранить идентификацию с самим собой и на этой базе строить свои личностные отношения с людьми.

Подробнее...

Мы уже говорили о том, что человек постоянно познает мир вокруг, людей, самого себя. Этот процесс познания един, неразрывен, слит. Это поток. Но как поток состоит из отдельных струй и капелек, так и получаемая нами информация суммируется из огромного числа отдельных единиц. 

Подробнее...

Ситуация.Едет путник по степи и рассуждает (по цыганскому принципу – что вижу, то пою): «Трава желтая, сухая, местами даже земля потрескалась, а вот целый гектар выгорел. По всей видимости, уже месяц не было дождя, а случайная искра недели две назад вызвала здесь пожар».

Что из этих суждений есть результат восприятия, а что – результат мышления?

Подробнее...

Как далеко ушли мы в своих приспособительных возможностях от животных? Действительно ли наши мыслительные способности выделяют нас из общего природного ряда живых существ, или дело в чем-то ином?

Проведем несколько мысленных опытов. Начнем с инфузории. Туфельки. Она обладает одним важным свойством. На умном языке оно называется «положительный фототропизм».

Подробнее...

Как и любую другую, познавательную задачу можно решать с различной эффективностью: хорошо и не очень, глубоко и поверхностно, с огромным непомерным усилием и свободно. Знание психологии – человека вообще и своей собственной – позволяет каждому из нас решать стоящие перед нами познавательные задачи наиболее продуктивно. Вот некоторые общие советы. Они естественным образом вытекают из того текста, с которым вы уже познакомились.

Подробнее...

Ситуация.Обычное утро буднего дня в городском многоквартирном доме. Дверь подъезда редкую минуту остается закрытой: один за другим жильцы покидают свои квартиры, спеша по делам, на работу, в школу. Впереди у них – насыщенный день, позади ночь. У кого-то она прошла спокойно, человек отдохнул и набрался сил. У кого-то ночь была беспокойной, и отдохнуть не удалось. Одни ждут грядущего дня с интересом, другие – с тревогой, третьи и вовсе начинают его в унынии. Открыв дверь подъезда, все они в один миг попадают из полумрака парадной в светлое утро, все они видят один и тот же кусочек двора…

Подробнее...

Человек, привыкший наблюдать за собой и анализировать свои переживания, несомненно, заметит, насколько разнообразными и удивительными бывают переживаемые им эмоциональные состояния. В психологии, обобщившей такие наблюдения, принято выделять несколько видов эмоциональных состояний человека: эмоции, чувства, настроения, аффекты, страсти, стрессы. О том, в чем их своеобразие и отличие друг от друга, мы и поговорим.

Подробнее...

Эмоции – это пристрастные оценки, которые мы как бы выставляем тем или иным жизненным ситуациям, другим людям или самим себе в конкретный момент. Это временные, преходящие переживания, которые возникают в ответ на определенную ситуацию, они постоянные спутники нашей жизни. Ситуации разнообразны, и столь же разнообразны эмоции, которые мы можем испытывать. У любой эмоции есть определенный «знак», в каждой из них можно выделить положительные и отрицательные состояния.

Подробнее...

Какие эмоции может испытывать человек? Для обозначения их в русском языке традиционно используются следующие слова: «радость (удовольствие)», «интерес», «удивление», «горе (страдание)», «гнев (ярость)», «отвращение», «презрение», «страх», «стыд», «вина», «застенчивость».

Подробнее...

Чувство – это переживание человеком своего отношения к самому себе и к тому, что его окружает и занимает: к миру предметов и явлений, миру человеческой культуры. Переживание устойчивое, длительное, сопровождающее нас порой долгие годы. Способность чувствовать – это один из величайших даров, сделанных миром человеку.

Подробнее...

Настроение – это общий эмоциональный настрой человека в данный момент его жизни. Это некоторый разлитый по всем его поступкам, намерениям, мнениям фон, который придает им общее звучание. Попробуйте произнести про себя: «радостный день», «пасмурное состояние души», «упадок духа», «тихая грусть», «состояние ласковой неги». Все это – про настроение.

Подробнее...

Есть эмоциональные переживания, обладающие огромной силой, иногда благой, иногда разрушительной для человека. Мы уже дали им имена: аффект, страсть, стресс.

Аффекты – сильные кратковременные переживания. Это бурная вспышка чувств. Часто изнутри самим человеком она воспринимается как неподвластная его контролю лавина.

Подробнее...

Психологические особенности человека проявляются в его действиях и поступках. Темперамент, характер, способности человека можно оценить, наблюдая за теми способами, которыми он взаимодействует с миром и другими людьми. То, как он строит отношения с окружающим, каким образом преобразует это окружающее, раскрывает своеобразие, уникальность этого человека.

Подробнее...

Известный российский психолог В. С. Мерлин создал таблицу, в которой обобщены самые важные психологические проявления темперамента. Предлагаем эту таблицу с некоторыми сокращениями.

Подробнее...

Классическая типология темпераментов не является единственной. В науке известны подходы к объяснению темперамента, которые сильно отличаются от привычной точки зрения. Особенно интересен, пожалуй, подход Э. Кречмера, который в своей книге «Строение тела и характер» утверждал, что определенной телесной конституции соответствует определенный психологический склад человека (под телесной конституцией понимают морфологию и анатомию человеческого тела).

Подробнее...

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2020 High School Rights Reserved.