logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цели и задачи:     

формирование чувства неприятия насилия;

воспитание доброты, активной жизненной позиции уча­щихся.

Оборудование:     

фотопортреты Тани Савичевой, Сасаки Садако и Саман­ты Смит;

фотографии мемориальных комплексов: Пискаревское кладбище — г. Санкт-Петербург (Россия), мемориально- архитектурный комплекс в поселке Шатки Нижегород­ской области, памятник на могиле Тане Савичевой (Рос­сия), архитектурно-паркОвый символический ансамбль Парк Мира, памятник жертвам Хиросимы (Япония);

фотографии страничек из дневника Тани Савичевой;

фотографии событий в Беслане (1-3 сентября 2004 года);

аудиозаписи песен: «Священная война» (В. Лебедев-Кумач, А. Александров), «Журавлики» (неизвестные авторы), «Са­манта» (В. Суслов, Е. Зарицкий), «Дадим шар земной де­тям!», «Солнечный круг» (Л. Ошанин, А. Островский);

белые бумажные журавлики;

лист формата А1, простые карандаши, цветная бумага, ножницы, клей, маркеры;


шаблоны силуэтов голубей из картона.

□ Xод мероприятия

Учитель: Вот и наступило еще одно 1 сентября в вашей школьной жизни. Вместе с вами сегодня за парты сели сотни тысяч ребят. Наш классный час я хотела бы посвятить теме Мира и Памяти.

Звучит аудиозапись песни «Священная война».

Вставай, страна огромная!

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

Припев:

Пусть ярость благородная Вскипает, как волна!

Идет война народная,

Священная война!

Группа учащихся: Ты помнишь этот день? Нет. Я не помню, я родился в 95-м... Я —в 96-м...

67 лет прошло, как началась Великая Отечественная война...

Война постепенно уходит в прошлое, становится стра­ницей истории.

Почему же мы вновь вспоминаем о ней? Почему она так волнует нас?

От Бреста до Москвы — 1000 километров, от Москвы до Берлина— 1600.

2600 километров... Поездом — четверо суток, самоле­том — четыре часа...

Дорогами войны — четыре года!

Четыре года! 34 тысячи часов! И более 26 миллионов погибших советских людей!

Если по каждому из них объявить минуту молчания, страна будет молчать — 35 лет.

Учащийся 1: В Ленинграде, а ныне Санкт-Петербурге, на Васильевском острове, в доме № 13/6, жила семья Савичевых. Это была большая и дружная семья. Отец — Николай

Родионович работал пекарем, но рано умер, ещё до войны. Мать — Мария Игнатьевна была вышивальщицей. В семье было пять детей: Леонид, или Лёка, как звали его в семье (строгальщик), Евгения (обмотчица), Нина (чертёжница), Михаил (слесарь-сборщик) и Таня (ученица 4 класса). По­могала вести хозяйство бабушка. Все вместе они жили на первом этаже, а на втором жили два брата отца — дядя Лёша и дядя Вася.

Демонстрируется фотопортрет Тани Савичевой.

Учащийся 2: 22 июня 1941 года, ранним воскресным ут­ром, вся страна узнала о вероломстве немецкой армии, о начале войны, которую потом назовут Великой Отечест­венной. Вражеские бомбардировщики сбрасывали на город сотни, тысячи бомб. Горели и рушились здания, но самое главное, уничтожались склады продовольствия. А когда Ленинград был взят в кольцо, наступили тяжелые блокад­ные дни, дневная норма хлеба рабочим составляла 300 граммов, старикам и детям — 150.

Чтобы как-то унять голод, ели хвойные ланки елей, ко­ру дуба, щи из подорожника и крапивы, котлеты из ботвы свеклы. Люди теряли силы и умирали от истощения орга­низма.

Учащийся 3: Первой в семье Савичевых умерла Женя. В этот день Таня сделала первую запись в своем дневнике: «Женя умерла 28 декабря 12.30 утра 1941 г.» Потом умерла бабушка и Таня записала в блокноте-дневнике: «Бабушка умерла 25 января. 3 часа дня 1942 г.» Каждая новая стра­ничка рассказывает и сегодня о горе и смерти в семье Са­вичевых. «Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 г. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г. Дядя Лёша 10 мая в 4 часа дня 1942 г. Мама 13 мая в 7.30 часов угра 1942 г. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Та­ня». Вся семья Тани умерла в дни блокады. Лишь Нина и Михаил, ушедшие на фронт, остались живы.

Демонстрируются фотографии страничек из дневника Тани Савичевой.

Учащийся 4: А что же стало с самой Таней?

Умирающую Таню эвакуировали вместе с воспитанни­ками детского дома № 48 в Горьковскую область. Но де­вочка продолжала болеть, теряла зрение, поэтому её пере­вели в инвалидный дом в селе Понетаевка. Умерла Таня 1 июля 1944 года в больнице города Шатки. Там её и похо­ронили. А в мае 1972 года был открыт памятник на её мо­гиле.

Демонстрируются фотографии мемориально-ар­хитектурного комплекса в поселке Шатки Нижего­родской области, и памятника на могиле Тане Са­вичевой.

Учащийся 4: В 1980 году одна из малых планет была на­звана «Таня», в честь ленинградской девочки, чьё имя не­разрывно связано с историей нашей страны, чей дневник хранится в Санкт-Петербурге в мемориальном комплексе на Пискаревском кладбище рядом с боевыми орденами и медалями. Его читали короли и министры, военные и про­стые рабочие из разных уголков мира. Несколько страни­чек маленькой девочки рассказали всем о 470 тысячах жертв блокады.

Демонстрируется фотография мемориального комплекса на Пискаревском кладбище.

Учащийся 4: Таня родилась в 1930 году, и когда началась война, ей было 11 лет. Сегодня ей было бы 78, если бы она осталась жива...

Учащийся 5: Заканчивалась Великая Отечественная вой­на. Ничто не предвещало беды. Но...

6 августа 1945 года по приказу президента США Тру­мэна американским бомбардировщиком была сброшена первая атомная бомба на японский город Хиросима. 9 ав­густа 1945 года американцами была сброшена вторая атом­ная бомба на японский город Нагасаки. Огромный огнен­ный, похожий на большую поганку, ядерный взрыв накрыл города. Рушились дома, чернели деревья, замертво падали люди. Города превратились в выжженную пустыню и вы­мерли. Жертвами бомбардировки в Хиросиме были 140 тысяч человек, в Нагасаки — 75 тысяч. Америка про­демонстрировала своё новое оружие миру. Но никто не ду­мал о последствиях его применения — о выпадении зара­жённых осадков после ядерного взрыва.

Учащийся 6: Жила-была японская девочка Сасаки Садако. Когда на Хиросиму сбросили атомную бомбу, ей было все­го 2 года. Она жила со своими родителями в трех километ­рах от города, а потому не пострадала — ни ожогов, ни ра­нений не было. Прошло 10 лет. Сасаки выросла, училась в 7 классе, занималась спортом... Осадки атомного взрыва за­разили воздух, воду, землю. Они попали в кровь Сасаки, и она заболела тяжелой лучевой болезнью — лейкемией или раком крови.

Демонстрируется фотопортрет Сасаки Садако.

Учащийся 7: Девочка попала в больницу, и доктор, чтобы придать ей силы для борьбы с болезнью, сказал, что если она сама сделает тысячу белых бумажных журавликов, то обязательно поправиться. Журавль — священная птица, живущая очень долго. Сасаки поверила. В палату принесли бумагу и ножницы. Сасаки принялась мастерить. Готовые белые журавлики сначала занимали её кровать, затем пол палаты, поднимались к потолку, садились на подоконник. Одноклассники девочки решили помочь ей. Они сами вы­резали журавликов и привлекали к этому занятию своих друзей. Так весть о японских журавликах разнеслась по всему миру. В Японию со всех уголков земного шара лете­ли белые журавлики. Все стремились помочь выздороветь Сасаки Садако. Вскоре белая журавлиная стая переросла за тысячу, но девочке становилось всё хуже.

Звучит аудиозапись песни «Журавлики».

Вернувшись из Японии, пройдя немало вёрст, Японского журавлика товарищ мне принёс.

И с этим журавлёночком история одна

Про девочку, которая была облучена.

Припев.

Тебе я бумажные крылья расправлю,

Лети, не тревожь этот мир.

Журавлик, журавлик, японский журавлик —

Ты вечно живой сувенир.

«Когда увижу солнышко?» — спросила у врача

И вытянулась тоненько, как на ветру свеча.

И врач ответил коротко: «Когда пройдет зима

И тысячу журавликов ты сделаешь сама!»

Но девочка не выжила и вскоре умерла,

И тысячу журавликов не сделала она.

Последний журавлёночек упал из мёртвых рук,

И умерла та девочка, как многие вокруг.

Учащийся 8: Белые журавлики не смогли победить страшную болезнь, не смогли спасти жизнь Сасаки Садако. Она умерла 25 октября 1955 года. В этом году ей бы ис­полнилось 50 лет.

Демонстрируются фотографии архитектурно-паркового символического ансамбля Парк Мира и памятник жертвам Хиросимы в Японии.

Учащийся 8: Японские школьники и их родители в память о тех, кто погиб от страшного оружия, впервые применён­ного над их городом, собрали деньги и построили архитектурно-парковый символический ансамбль Парк Мира.

И сегодня сюда приносят белых бумажных журавликов со всех уголков нашей Земли. Иногда ветерок подхватывает их и кружит над планетой, словно напоминает о той траге­дии, которая произошла 60 лет назад. А журавли курлычут и призывают: «Дети! Помните Садако! Она так хотела, чтобы в мире не было войн, чтобы все были здоровы, весе­лы и счастливы!»

Демонстрируется фотопортрет Саманты Смит.

Учащийся 9: Из далекой Японии перенесёмся в не менее далекую Америку.

И опять минули годы. Шёл 1983 год. В одноэтажном домике на окраине города Манчестера (штат Мэн) вместе с родителями жила-была американская 10-летняя девочка Саманта Смит. Девочка как девочка, ничем не отличалась от своих подруг. Но однажды она узнала про то, что если на ее город упадет атомная бомба, то все погибнет вокруг, а жизнь остановится. И такая угроза исходит из СССР. Ей стало страшно. Ее мучил вопрос: «Почему русские хотят напасть на Америку?» Об этом она не раз слышала по те­левизору и радио.

Немного подумав, она села за стол, взяла ручку и тет­радь и начала свое письмо.

«Мистер Советский Президент!

Мне 10 лет. Я обеспокоена, будет ли война...

Вы за войну или нет? Если вы против, пожалуйста, на­пишите, как вы собираетесь недопустить войну?»

Идею Саманты поддержали её родители, хотя сами мало верили, что их дочь получит ответ из Москвы. Письмо от­правилось за океан.

Учащийся 10: Саманта ждала, и ответ пришел. Не веря своим глазам, она начала читать:

«Здравствуй, дорогая Саманта!..

Мне кажется, что ты смелая и честная девочка, похожая на Беки, подружку Тома Сойера.

Твой вопрос — самый главный. Отвечу на него честно и серьёзно. Советские дети хорошо знают, сколь ужасна и разрушительна война...

У Америки и у нас есть ядерное оружие — страшное оружие, которое может в один миг погубить миллионы людей. Но мы не хотим, чтобы оно было пущено в ход. Мы предлагаем прекратить его дальнейшее производство и приступить к уничтожению всех его запасов на земле.

Мы хотим мира для себя и для всех народов планеты. Для своих детей и для тебя, Саманта».

 Учащийся 11: А еще советский президент пригласил Са­манту вместе с её родителями в гости в Россию. Они прие­хали и побывали в Москве, в Санкт-Петербурге, в детском лагере «Артек», на берегу Чёрного моря. Везде ей были ра­ды, везде её встречали как родную. Саманта теперь точно знала, что нашил люди не хотят войны. Так весь мир узнал об американской девочке.

Саманта была очень любознательной девочкой, и она хотела узнать о войне с фашистами. Её с родителями при­везли в мемориальный комплекс на Пискаревском кладби­ще в Санкт-Петербурге и показали пожелтевшие странички из дневника Тани Савичевой. Переводчик прочитал их на английском языке. Тогда Саманта поняла, как ужасна вой­на, что люди, пережившие такое, никогда не начнут её пер­выми.

Уезжая домой, Саманта сказала: «Люди здесь кажутся мне такими же, как мои соседи. Они похожи на меня боль­ше, чем я думала. Это самое важное, что я поняла».

Звучит аудиозапись песни «Саманта».

Над крышей ласточка летала,

И в добром солнечном тепле

О счастье девочка мечтала

Для всех ребят на всей земле.

О счастье девочка мечтала,

А в море шел за валом вал...

Но море нас не разделяло,

И океан не разделял.

Припев:

Ты с нами, Саманта, ты с нами! Друзья остаются друзьями.

Мы дружбе навеки верны,

А дружба сильнее войны!

О счастье девочка мечтала,

О мирном небе на земле,

Без смертоносного металла

И воя бомб над головой.

Пускай в садах цветут пионы!

Под светом радуги-дуги! Друзей у мира миллионы,

Но есть и лютые враги.

Припев.

Мечту Саманта не таила,

Дарила всем её она.

Жила в душе такая сила, Что всем врагам была страшна. Войне опасны даже дети,

И рухнул с неба самолет...

Но всё равно на всей планете Саманта, девочка, живет.

Припев.

Учащийся 11: К сожалению, Саманта трагически погибла. Но её до сих пор помнят в России как маленького амери­канского посла мира.

Учащиеся:

Нам нужен мир — тебе, и мне, и всем на свете детям,

И должен мирным быть рассвет, который завтра встретим.

Нам нужен мир, траве в росе, улыбчивое детство,

Нам нужен мир, прекрасный мир, полученный в наследство.

Я буду рад, ты будешь рад, и все мы будем рады...

Когда исчезнут на земле все пули и снаряды!

«Нет!» — заявляем мы войне, всем злым и чёрным силам...

Должна трава зелёной быть, а небо синим-синим!

Ты слышишь, друг, звенят ручьи, поют на ветках птицы,

На замечательной земле нам повезло родиться.

Так пусть она цветёт всегда, пускай шумит садами,

Пусть люди смотрят на неё влюбленными глазами!

Учитель: На этом наш экскурс в историю можно было бы и закончить. Вы узнали о трёх таких разных девочках из разных уголков планеты, ваших сверстницах, о их желании жить в мире без войн на земле. Но...

Сегодня нельзя не сказать, нельзя не вспомнить о тех страшных событиях, которые произошли в городе Беслане.

Было ясное сентябрьское утро. Дети в парадной форме с цветами и их близкие собрались на традиционные линейки, посвящённые началу нового учебного года. В это время на территорию школы № 1 въехала на трёх машинах воору­женная банда из 32 человек. Захватив в заложники более 1300 взрослых и детей, они усадили их на пол в спортивном зале и заминировали школу. С 1 по 3 сентября люди не по­лучали ни воду, ни питание. В их адрес раздавались посто­янные угрозы. Они понимали, что это террористический акт , но свято верили, что их спасут, что все они останутся живы.

Случилось по-иному. Днём 3 сентября в школе про­гремел взрыв. Началась паника, многие из заложников пытались бежать, боевики открыли по убегавшим огонь. На их защиту встали альфовцы, войска спецназа. Своими телами они закрывали детей и взрослых от пуль, сами по­гибая при этом. На сегодняшний день огромны жертвы этого теракта, установлено 394 человека. А тем, кому уда­лось выжить, пришлось проходить лечение в больницах

России — Москвы, Ростова-на-Дону и Санкт-Петербурга. Детей для восстановления здоровья принимали лагеря «Орлёнок» в Туапсе, «Артек», санаторий в Гурзуфе.

Русская пословица гласит: «Чужой беды не бывает». 24 страны мира откликнулись на эту трагедию. Из Италии, США, Франции, Норвегии, Греции, Австрии, Германии, Польши, Болгарии, Китая, ЮАР, Швеции, Венгрии, Ни­дерландов, Монголии, Сербии и Черногории, Турции, Ве­ликобритании, Египта, Чехии, Испании, Армении, Азер­байджана, Украины, Киргизии, Белоруссии, Молдовы, Узбекистана и Эстонии были доставлены медикаменты, медицинское оборудование, машины «скорой помощи», перевязочные материалы, донорская кровь, продукты, тёп­лая одежда и обувь, игрушки и канцтовары.

Общей болью и скорбью отозвалась в каждом сердце гибель невинных жертв. Каждый человек стремился по­мочь горю Беслана.

Кто-то участвовал в концертах, выставках, благотвори­тельных аукционах, чтобы перечислить заработанные сред­ства для пострадавших. Кто-то организовывал экскурсии по городам страны, чтобы немного отвлечь детей от страшных воспоминаний. Кто-то писал стихи и сочинял песни, чтобы рассказать миру о трагедии в Осетии. В память о школьни­ках, погибших при освобождении заложников, в Саранске посадили 100 каштанов, во Флоренции назвали площадь.

3 сентября в Северной Осетии объявлен Днем памяти. Прошёл год после этой трагедии. Говорят, время лечит. Боль отступает, но не уходит... У нас нет возможности исправить прошлое. Мы можем только бороться за наше будущее.

За год в Беслане построены две новые школы с бассей­нами, больница, реабилитационный центр, художественная школа, два детских сада, школа-интернат.

Из Петербурга в Беслан была доставлена икона Вифле­емских младенцев-мучеников. Она стала первой святыней православного храма, который планируется построить на месте бывшей школы № 1.

Уже утвержден проект памятника «Дерево скорби» жертвам бесланской трагедии. Его скульптор — Заурбек Дзангов. Памятник представляет собой стоящих спиной друг к другу трёх женщин, над которыми в небо улетают ангелы, символизирующие погибших детей.

Много задач стоит перед людьми. Но главная задача — сохранить мир на земле. Сберечь для потомков нашу ма­ленькую по масштабам Вселенной планету, которая из кос­моса выглядит голубым и прекрасным шаром.

Звучит стихотворение «Я голосую за мир» И. Зуева.

Я голосую за мир голосом миллионов.

Я голосую за мир — воля моя законна!

Я голосую за мир сердцем всего народа.

Я голосую за мир равенства и свободы.

Я голосую за мир памятью всех Хатыней.

Я голосую за мир, чтобы земля в пустыню

Не превратилась вдруг, чтобы на целом свете

Лишь с добротою рук были знакомы дети.

Разве нужны земле шрамы войны на теле?

Дайте ей журавлей — тех, что взлететь не успели.

Дайте ей синеву моря и чистого неба.

Чтобы не во сне — наяву люди наелись хлеба.

Чтобы цвела заря добрым и ясным светом.

Мир тебе, мать-земля!

Я голосую за это!

Учитель: Дети и сейчас гибнут под бомбами. Умирают от голода и болезней. Не знают, что такое тёплый дом, мами­на ласка, умная книга. Таких обездоленных маленьких жи­телей планеты ещё много. Дети смотрят леденящие душу кадры кинофильмов, где убивают, взрывают, уничтожают жизнь. Они протестуют, как умеют. Рисуют плакаты и кар­тины, пишут стихи и поют песни, собирают подписи под воззваниями за мир, вместе со взрослыми выходят на де­монстрации и митинги протеста против войны.

Я предлагаю сегодня и вам внести свой вклад в дело борьбы за мир. Все вместе мы можем создать плакат о ми­ре. Давайте разделимся на четыре группы, и каждая группа получит свое задание.

На цветной бумаге обводить свои ладошки, а затем их

вырезать.

На белой бумаге обводить шаблоны голубей, а затем их

вырезать.

Придумывать и подписывать пожелания.

Раскрасить лист (формата А1) голубым цветом в тон неба.

Звучит фонограмма песни «Дадим шар земной де­тям».

Учащиеся выполняют задания, разделившись на группы.

После того как задания выполнены, все вместе приклеивают на плакат сначала ладошки, а затем в каждую ладошку приклеивают голубей, на крыльях и туловище которых дети написали свои пожелания.

Пусть все дети растут в мире!

Пусть все дети будут счастливы!

Пусть все дети ходят в школу!

Пусть все дети будут всегда сытыми, обутыми и одетыми!

Пусть у каждого будут свои книжки и игрушки!

Пусть у всех детей всегда будет крыша над головой!

Пусть каждому ребёнку вовремя будет оказана меди­цинская помощь!

Пусть у всех будут друзья на всей планете!

Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет небо!

Пусть всегда будет мама!

Пусть всегда будем мы.

Все поют песню «Солнечный круг».

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.