logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Обучающая – познакомить учащихся с тверской вышивкой, её особенностями; подготовить учащихся к проектной деятельности, совершенствовать умения и навыки при вышивке крестом.

Развивающая – развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимательность.

Мотивационная – пробудить интерес к вышивке крестом.

Воспитательная – воспитывать аккуратность, точность в работе, эстетичность, трудолюбие.

Оборудование: рабочая тетрадь, нитки мулине, канва, пяльцы, игла ручная, ножницы, наперсток, линейка, карандаш «м», готовые вышитые изделия, журналы вышивок, мультимедийный проектор.

План урока

Этап урока

Дидактические задачи

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент (2 мин.).

Настроить учащихся на рабочий лад.

Приветствие класса, выявление дежурных, отсутствующих, подготовка оборудования.

Организация рабочего места.

2. Сообщение темы урока, его цели (5 мин.).

Активизация опорных знаний.

Сообщение темы, цели урока.

Запись темы урока в тетрадь, отвечают на вопросы.

3. Объяснение материала (20 мин.).

Сформировать у учащихся конкретные представления о вышивке крестом в творчестве тверских мастериц.

Беседа (показ слайдов).

Технологии изготовления креста.

4. Практическая работа учащихся (35 мин.).

Зарисовка эскиза, вышивка крестом.

Вводный инструктаж: закрепить приемы вышивки крестом.
Текущий инструктаж: следить за ТБ. 
Заключительный инструктаж: контроль качества стежков.

Упражнения по кресту,

5. Итоги урока (10 мин.).

Систематизация и обобщение приобретенных знаний.

Оценки за урок, демонстрация лучших работ.

Самоконтроль, взаимоконтроль.
Ответы учащихся.

6. Домашнее задание (3 мин.).

На основе выявленных результатов дать домашнее задание.

Подготовить схему, инструменты, материалы, приспособления для вышивки крестом (запись на доске).

Запись домашнего задания в дневник.

7. Уборка рабочих мест (5 мин.).

Привитие хозяйственных качеств личности: трудолюбия, аккуратности.

Занесение оценок в журнал и дневники учащихся.

Уборка рабочих мест, класса.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. 

Приветствие. Выявление дежурных, отсутствующих.

2. Вступительная беседа. 

Учитель. Здравствуйте! Наш сегодняшний урок посвящен тверскому декоративно- прикладному творчеству, и его особенностям.

Учитель. Разговор я бы начала с вопроса: как вы понимаете смысл выражения «народное декоративно - прикладное творчество»?

Ученики. Народное сделано людьми, народом. Прикладное – это изделие используется в жизни. Декоративное – служит украшением.

Учитель. Верно. Что же изготавливали люди, чем они украшали свою одежду, дом?

Ученики. Различными вышивками они украшали занавески, покрывала, наволочки.

Учитель демонстрирует изделия народных промыслов.

Учитель. Что вы знаете о тверской вышивке?

История изучения первобытных древностей в Тверском крае насчитывает уже более двух веков. Еще в 1775 г. первый археолог Твери Диамид Иванович Карманов писал о том, что некоторые городища, расположенные на реке Волге, "опустели еще до Нестора, а сие служит новым доказательством о бытии здесь сильного народа".

Тверская земля особенно интересна тем, что сохранила много самобытных памятников народного искусства XIX века, в которых нашла отражение её сложная история. При огромном внимании исследователей к старине русского Севера не менее своеобразные произведения Тверской земли изучались мало. Однако, и это необычайно важно: древние традиции, уже забытые в других местах, оказались здесь более устойчивыми. В них особенно явственно прослеживаются очень давние черты. Таким образом, сложились основные виды местного народного творчества.

резьба и роспись по дереву;

кованый металл;

плетение;

керамика;

набойка;

одежда;

ткачество;

кружево;

вышивка.

Учитель. Вышивка Тверской земли представляет огромный интерес по своим разнообразным художественно-стилевым признакам. Местные специфические отличия также свидетельствуют о глубокой устойчивости древних традиций. Не случайно самое широкое распространение здесь получают старинные приемы шитья.

Традиционная сквозная одноцветная белая «строчка» является наиболее типичной для древних юго-восточных центров: Старицы, Торжка, Твери, Кашина. Особенно часто применялись ее разновидности:

«плотный настил»;

«косая штопка»;

«стлань».

Учитель. При сходных приемах шитья они не едины по манере исполнения, выделяются разнообразной фактурой, орнаментальным заполнением фигур, оригинально сочетаются со сквозными и глухими швами.

Особенно часто среди старинных глухих счетных швов применяется:

 «роспись», характерный для всех центров северной части Тверской области;

«крест»;

«счетная гладь»;

«набор».

Большой интерес представляет колористическое разнообразие вышивки. По древней традиции старинные изобразительные мотивы выполняются строго одноцветно-белыми и разными оттенками ниток красного цвета. Изредка встречается зеленый и синий. Выполнялись вышивки шерстяными и реже шелковыми нитками.

Сюжеты тверской вышивки, семантически связаны с верованиями народа, который отражает, прежде всего, культ солнца.

Широкое распространение получило известное представление солнца в виде скачущего коня с всадником, часто сопровождающимся женской фигурой (1), олицетворяющей богиню земли, или в виде изображения коня с причудливо процветшим хвостом с необычными атрибутами седока (2).

Весеннее солнце воссоздается также по-разному: то в виде фантастической жар птицы с золотыми перьями, расположенной по сторонам жертвенника или цветущего куста; то в виде «златорукой» мужской фигуры с крюкообразно загнутыми вверх и вниз руками, окруженной жертвенниками, то в виде золотого кольца, доставляемого на землю птицами (3).

С культом огня связаны сюжеты с изображениями двуглавой птицы – орла, олицетворявшей бога-громовника и фантастического огненного змея или дракона (4).

Особый интерес представляют сюжетные вышивки: обряды, посвященные сельскохозяйственным работам; торжественные встречи весны; праздники хороводов, совершавшихся на «красной горке» (5); девичьего праздника с «завиванием березки» (6); крещение кукушки, связанный с уборкой урожая (7).

Узоры образуют простой ряд из ритмически повторяющихся или чередующихся фигур, а широких прошвах располагаются друг над другом, в два или несколько рядов.

Учитель: Сейчас мы познакомились с особенностями тверской вышивки. Многие из вас могут выбрать ее темой творческого проекта и сегодняшний материал использовать для правильного его оформления. Один из видов счетных швов, которые использовали тверские мастерицы мы сейчас назвали, а какие вы из них знаете?

Ученик : Знаем роспись и крест.

– Какие материалы, инструменты и приспособления используют для вышивки?

Ученик. Для вышивки используют ножницы, иглы, пяльцы, канву, линейку или сантиметровую ленту, карандаш (простой), карандаши цветные, кальку.

Учитель. Вышивка крестом выполняется на плотной ткани с полотняным переплетением или на канве. Что такое канва?

Ученик. Канва – это специальная ткань, ее структура представляет собой мелкие клеточки, предназначенные для проколов иглы.

Учитель. Вышивать можно натуральными, искусственными, синтетическими и смешанными нитками. Нитки должны быть крепкими, равномерно и прочно окрашенными, устойчивыми к свету и воде. Лучше всего использовать хлопчатобумажное мулине. Прочность окраски ниток можно проверить, если нитку вложить в белую ткань, смочить и пропарить утюгом. Если на ткани останется след, нитки линяют. Краску можно закрепить уксусом (одна столовая ложка уксуса на стакан воды, на 5 минут).

Учитель. Какие инструменты и приспособления вам будут нужны и как их использовать?

Ученики: Самыми необходимыми инструментами и приспособлениями считают пяльцы, иглы. Пяльцы бывают круглой или прямоугольной формы, пластмассовые или деревянные. Лучше иметь пяльцы деревянные круглые с винтом для регулирования натяжения ткани. Основное назначение пялец – это держать ткань в натянутом виде и предотвращать стягивание вышитого узора. Иглы можно использовать № 2–5, ушко иглы должно быть овальным, с гладкими краями, чтобы при работе не перетиралась нитка, и достаточно большим, чтобы нитки вдевались без труда . Рабочее место для выполнения вышивальных работ должно быть удобным. Стол со всеми инструментами и приспособлениями должен стоять так, чтобы свет на работу падал с левой стороны или спереди. Инструменты и приспособления удобно располагать в правой части стола, а материалы – в левой. Во время работы большое значение имеет правильная постановка рук вышивальщицы: левая рука держит пяльцы, а правая – выполняет вышивку.

Учитель. Давайте вспомним как выполняется вышивка крестом.

Ученики: Крест выполняется двумя перекрещивающими диагональными стежками. Все верхние стежки должны лежать в одном направлении. Правильно выполненный крест на изнаночной стороне образует ровные полосы в одном направлении: по вертикали или по горизонтали. На изнаночной стороне работы допустимы протяжки ниток в пределах трех клеток. Выполняя швом «крест» декоративные изделия, необходимо помнить, что эстетичность вида изделий зависит от чистоты работы. Крест можно вышивать снизу вверх, сверху вниз, по вертикали, по горизонтали, по диагонали.

Учитель: Сейчас я вам предлагаю выполнить фрагмент тверской вышивки в технике вышивки крестом.

4. Практическая работа учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Во время вышивания следует помнить о правилах техники безопасности при работе с ножницами, иглами, булавками, утюгом и четко их соблюдать. Вспомним их.

1. Ответ учащихся: 
1.1. Хранить иголки в специально отведенном для этого месте: подушечке, игольнице.
2.1. Не шить ржавой иглой. 
3.1. Шить с наперстком, чтобы не уколоть палец. 
4.1. Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе. 
5.1. Передавать ножницы кольцами вперед. 
6.1. Включать и выключать утюг сухими руками, берясь за корпус вилки. 
7.1. Ставить утюг на подставку. 
8.1. Следить за положением терморегулятора в зависимости от вида ткани. 
9.1. Не оставлять без присмотра включенный утюг.

2. Запяливание – заправка ткани в пяльцы.

2.1. Положите меньший обруч пялец на стол, накройте его канвой.
2.2. Прижмите большим обручем канву к меньшему.
2.3. Подтяните винт.
2.4. Натяните канву.

2. Выполняют запяливание.

3. Раскрыть пасму мулине, разрезать в том месте, где узелок. Для ускорения процесса вышивки очень важно правильно подобрать длину нити. Короткую нить часто приходится менять, а длинная спутывается или на ней образуются узелки.
Приемлемая длина нити – 50–60 см. Возьмите нить в руку, перебросьте ее через локоть, снимите и отрежьте ножницами.
В другом случае конец нити взять в руку и отмерить расстояние до подбородка. Пучок состоит из 6 нитей. Отделите 2 нити.

3. Отмеряют длину нити, отделяют от пучка две нити.

4. Чтобы нитку легко вдеть в иголку, ее следует подрезать под углом.
Возьмите иглу в левую руку, ушко направьте в освещенную сторону и вденьте нить.

4. Подрезают нить под углом, вдевают нить в иглу в два сложения.

5. В вышивке на рабочей нити никогда не делают узелки. Изнаночная сторона вышитого изделия должна быть аккуратной и чистой. Нить закрепляется на лицевой стороне ткани в том месте, где будет располагаться вышивка.
Выполните небольшой стежок в начале работы, протяните нить, оставляя на лицевой поверхности кончик в виде петельки, в которую введите иглу и затяните нить.

5. Закрепляют нить на канве.

6. Эскизы тверской вышивки.
Обратите внимание на цвет, используемых ниток.

6. Выполняют простой крест по горизонтали снизу вверх.

7. Работают красными, желтыми, синими, зелеными.

7. Особенностью новой образовательной области «технология» является то, что учащиеся выполняют различные творческие проекты.
Результатом выполнения творческого проекта должно быть реальное изделие, выполненное на достаточно высоком технологическом уровне, способное стать конкурентоспособным товаром на рынке.
Вот некоторые готовые вышитые крестом изделия, выполненные ученицами после изучения темы.

12. Просмотр готовых изделий.

5. Итоги урока.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Чему вы научились на уроке?

1. Узнали особенности тверской вышивки.

2. Вышивать простым крестом.

2. Каким образом выполняют простой крест?

3. По горизонтали – сверху вниз, снизу вверх. По диагонали. По вертикали – отдельными рядами: сверху вниз, снизу вверх.

4. Что было трудно?

4. Из множества рисунков выбрать свой и успеть его вышить.

5. Что интересного было на уроке?

5. Показ слайдов, узнали историю родного края.

6. Зачем вам нужен этот урок?

6. Можно выбрать «тверскую вышивку» темой творческого проекта, и мы посмотрели по слайдам его оформление.

6. Запись домашнего задания. Оценки за урок.

7. Уборка рабочих мест.

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.