logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Возникновение проблемы

При изучении обучающимися раздела "Электрооборудование автомобиля” предмета "Устройство автомобиля” у них должны сформироваться знания и навыки по устройству и принципу действия элементов электрооборудования автомобиля, в том числе и системы зажигания.

В результате низкого уровня знаний у обучающихся соответствующих разделов физики, формируется боязнь непонимания устройства и принципа действия электрических цепей автомобиля.

Выпускник, обучавшийся по профессии "Автомеханик”, должен уметь выявлять простейшие неисправности в электрооборудовании автомобиля и устранять их.

Цель разработки

Создание простого по конструкции, малогабаритного, универсального стенда, с помощью которого было бы возможно изучение устройства и принципа работы, как простейших электрических схем, так и более сложных, к которым в частности относится система зажигания автомобиля, по принципу "от простого к сложному” путем последовательной замены одних съемных модулей другими.

Задачи проекта

Изучение справочной литературы и материалов сети Интернет.

Анализ собственного опыта преподавания по предмету "Устройство автомобиля”.

Изучение различных конструкций стендов аналогичного назначения в учебных заведениях НПО и ВПО.

Эскизная проработка возможных вариантов реализации.

Определение необходимых материалов и комплектующих для изготовления стенда.

Определения технологической последовательности изготовления стенда.

Банк идей

Изображение на доске простейшей электрической цепи и подробный разбор принципа действия схемы.

Сборка простейшей электрической цепи из реальных элементов методом навесного монтажа и анализ работы схемы.

Изготовление стенда по системе зажигания с постоянно закрепленными деталями, соединенными в соответствии со схемой.

Изготовление универсального стенда, конструкция которого должна отличаться простотой и в то же время многофункциональностью.

Анализ идей

1 идея:Изображение на доске простейшей электрической цепи и подробный разбор принципа действия схемы

Достоинство: Простота реализации. Не требуются дополнительные комплектующие и расходные материалы. Возможно проведение урока в любом кабинете, где имеется школьная доска.

Недостаток: Низкая наглядность, т.к. элементы схемы изображаются с помощью условных графических обозначений, что вызывает трудности у обучающихся при работе с реальными узлами электросхем автомобиля.

2 идея: Сборка простейшей электрической цепи из реальных элементов методом навесного монтажа и анализ работы схемы.

Достоинство: Относительная простота реализации.

Недостаток: Возможность ошибочных соединений при сборке схемы. Необходимо наличие свободного места на столе учителя. Каждый раз заново приходится выполнять соединения, на что тратится время урока.

3 идея:: Изготовление стенда по системе зажигания с постоянно закрепленными деталями, соединенными в соответствии со схемой.

Достоинство: Все приборы системы зажигания закреплены на стенде и соединены между собой. Стенд закреплен на стене в учебном кабинете.

Недостаток: Невозможность реализации принципа обучения "от простого к сложному”. На основании стенда нельзя собрать другую электрическую цепь.

4 идея: Изготовление универсального стенда, конструкция которого должна отличаться простотой и в то же время многофункциональностью.

Достоинство: Возможность реализации принципа обучения "от простого к сложному”. Оперативность изменения схемы заменой модулей. Возможность сборки электросхем различных потребителей на автомобиле.

Недостаток: Необходимость наличия набора соответствующих модулей для сборки конкретных электрических схем автомобиля.

Проведя анализ идей, было принято решение о разработке конструкции и изготовлении универсального многофункционального стенда.

Этапы реализации идеи

Эскизная проработка компоновки стенда.

Подбор материалов и комплектующих для изготовления стенда.

Изготовление стенда.

Подбор материалов и комплектующих для изготовления съемных модулей.

Изготовление съемных модулей.

Проверка работоспособности отдельных модулей и стенда в целом.

Испытание эффективности использования стенда при проведении уроков.

Изготовление стенда

Изготовление основания стенда выполняется из деревянных брусков и листа фанеры по технологической карте (Таблица 1).

Таблица 1

Технологическая карта на изготовление стенда

Операция

Материалы

Кол-во

1

Изготовление основы стенда.

Деревянные бруски 30х30 и фанера s=4

L=2м

600х500

2

Окраска стенда.

Эмаль серого цвета

0,4 кг

3

Разметка и сверление отверстий под приборные зажимы, установка зажимов.

Приборные зажимы

8 шт.

4

Соединение зажимов с обратной стороны в соответствии со схемой.

Провод медный луженый Ø1 мм.

L=2м

5

Разметка и нанесение разноцветных линий соединения зажимов на лицевой стороне. Нанесение названия стенда.

Маркеры синего и красного цвета.

2 шт.

Основа стенда

Основа стенда изготовлена из деревянных брусков. Сверху основа закрыта фанерой.

По эскизной проработке просверлены отверстия и установлены приборные зажимы, соединенные с обратной стороны проводниками.

Съёмные модули стенда.

Модуль "лампа накаливания” – 1 шт.

Модуль "предохранитель” – 1 шт.

Модуль "включатель” – 2 шт.

Модуль "замок зажигания” – 1 шт.

Модуль "прерыватель-распределитель” – 1 шт.

Модуль "катушка зажигания” – 1 шт.

Со стендом можно использовать и другие (дополнительно изготовленные) модули с элементами электрооборудования автомобиля.

Изготовление модуля

Изготовление модуля стенда выполняется из листового текстолита путем закрепления на основе комплектующих будущей схемы и соединением их с контактными пластинами с помощью заклепок и навесным монтажом проводниками по технологической карте (Таблица 2).

Таблица 2

Технологическая карта на изготовление модуля

Операция

Материалы

Кол-во

1

Изготовление основы модуля.

Текстолит листовой s=6

600х500 – 1 шт

2

Разметка и сверление отверстий для крепления элементов на модуле и модуля на зажимах.

Станок сверлильный, сверла Ø3 мм, Ø8 мм.

 

3

Установка и закрепление элементов на модуле, соединение их с контактными пластинами.

Заклепки Ø3 мм. Лист стальной s=0,7 мм (полосы шириной 12 мм.)

28 шт.

200х300

4

Выполнение навесных соединений на модулях.

Провод медный многожильный Ø75 мм², провод высоковольтный

L=0,1м L=0,2м

Работа со стендом

1 этап: Сборка простейшей электрической цепи, состоящей из источника тока, предохранителя, выключателя и лампочки.

2 этап: Сборка электрической цепи, состоящей из источника тока, двух выключателей и лампочки.

3 этап: Замена верхнего модуля с включателем на модуль с замком зажигания.

4 этап: Замена нижнего модуля с включателем на модуль с прерывателем-распределителем.

5 этап: Замена модуля с лампой накаливания на модуль с катушкой зажигания и свечой.

Анализ разработки

Созданный универсальный стенд позволил реализовать принцип обучения "от простого к сложному” при изучении устройства и принципа работы как простейших электрических схем, так и более сложных, к которым в частности относится система зажигания автомобиля.

Цель разработки проекта достигнута.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.