logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

Задание. «Связанные одной цепью» (7 класс)

Дорогие путешественники в историческом пространстве! Наша машина времени будет работать в усиленном режиме. Мы попробуем погрузиться сразу в несколько исторических эпох и обратить внимание на даты известных исторических событий. Составьте из различных дат цепочки по такому принципу: в цепочке последняя цифра предыдущей даты должна быть первой цифрой последующей даты. Не забудьте пояснить, какое историческое событие связано с этой датой.
Например: 1223 – 325 – 511 – 1498 - 800
1223 год – битва на р. Калке; 325 год – Никейский собор; 511 год – смерть Хлодвига, короля франков; 1498 год – открытие Васко да Гамой морского пути в Индию; 800 год– Коронование Карла Великого императорской короной.
Посоревнуемся, у какой команды цепочка окажется длинней?

 

 

Ответ: Вот как выглядит самая длинная цепочка (61 дата):
• 1511 – 1521 – 1561 – 1571 – 1721 – 1701 – 1751 – 1781 – 1791 – 1581 - 1569 – 911 -1381 – 1711 – 1791 – 1801 – 1811 – 1821 – 1831 – 1851 – 1861 – 1871 – 1881 – 1891 – 1901 – 1911 – 1251 (до н. э.) - 146 (до н.э.) – 645 - 594 (до н.э.) – 404 (до н.э.) – 479 (до н.э.) – 988 - 862 - 264 (до н.э.) – 478 (до н.э.) – 882 - 2024 (до н.э.) – 455 – 589 – 967 – 753 (до н.э.) – 386 (до н.э.) – 651 – 1498 – 854 – 476 – 661 – 1453 – 395 – 509 (до н.э.) – 944 – 493 – 378 (до н.э.) – 837 – 741 – 1549 – 969 – 965 – 538 (до н.э.) - 843
1) 1511- Захват Малакки португальцами
2) 1521- Вормсский рейхстаг
3) 1561- родился Френсис Бекон
4) 1571- битва при Лепанто
5) 1721- Ништадский мирный договр
6) 1701- начало войны за испанское наследство в Европе
7) 1751- подготовка «Энциклопедии» к изданию
8) 1781- сражение при Йорктауне
9) 1791- принятие конституции во Франции
10) 1581- начало похода Ермака
11) 1569 - возникновение Речи Посполитой
12) 911- первый договор Руси с Византией
13) 1381- Восстание Уота Тайлера в Англии
14) 1711- учреждение Сена1811та в России
15) 1791- закон ле Шапелье во Франции
16) 1801- мир Франции с Австрией
17) 1811- начало движения Луддитов в Англии
18) 1821- восстание в Греции против турецкого ига
19) 1831- Война Египта с Турцией
20) 1851- государственный переворот во Франции (Луи Наполон Бонапарт провозгласил себя императором)
21) 1861- отмена Крепостного права в России
22) 1871- провозглашение германской империи
23) 1881- убийство Александра II
24) 1891- основание Болгарской социал-демократической партии
25) 1901- создание в Японии социал-демократической партии
26) 1911- II Марокканский кризис
27) 1251 (до н. э.) – завершение похода Рамзеса II
28) 146 (до н.э.) - Разрушение Коринфа
29) 645- «переворот Тайка» в Японии
30) 594 (до н.э.) - реформы Солона в Афинах
31) 404 (до н.э.) - завершение Пелопонесской войны
32) 479 (до н.э.) - битва при Платеях
33) 988 – крещение Руси
34) 862 - упоминание в летописи о призвании варягов на Русь
35) 264 (до н.э.) - начало первой Пунической войны
36) 478 (до н.э.) – создание Афинского морского союза
37) 882 - образование Древнерусского государства
38) 2024 (до н.э.) - вторжение в Двуречье аморейских племён, разгром государства Ур
39) 455 - разграбление Рима вандалами
40) 589 - объединение Китая
41) 967- поход Святослава на Дунай
42) 753 (до н.э.) - основание Рима
43) 386 (до н.э.) – завершение Коринфской войны
44) 651- завоевание Ирана арабами
45) 1498 - открытие морского пути в Индию
46) 854 - первое упоминание Новгорода в летописи
47) 476 - падение Западной Римской Империи
48) 661- Гибель Али, приход к власти Омейядов
49) 1453 - конец Столетней войны
50) 395 - разделение Римской империи на Западную и Восточную
51) 509 (до н.э.) - установление республики в Риме
52) 944 - поход Игоря на Византию
53) 493 – Теодорих возглавил государство остготов в Италии
54) 378 (до н.э.) - образование Второго Афинского морского союза
55) 837 - подавление восстания Бабека в Азербайджане
56) 741- начало правления Пипина Короткого в качестве майордома
57) 1549 - созыв Земского собора Иваном IV
58) 969 - смерть княгини Ольги
59) 965 - поход Святослава на хазар, взятие Саркела
60) 538 (до н.э.) - завоевание Вавилона персами
61) 843 – Верденский раздел империи Франков

 

 

Задание «Невод расстилал по берегу студёного моря;
Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!
Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:
Будешь умы уловлять, будешь помощник царям!»

Наша капсула прибыла в 18 век. Просторная комната освещена множеством свечей. За большим столом сидят мужчины в напудренных париках, одетые в яркие расшитые камзолы, дамы в пышных платьях и ведут неспешную беседу:
«А говорят ведь, что он родом из Холмогор, с детства помогал отцу охотиться на морского зверя и ловить рыбу. Взяв с собой «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого, упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними, а через три недели пришёл в Москву. Назвавшись сыном дворянина, стал студентом единственного в России высшего учебного заведения. Сначала он выделялся среди учеников ростом и возрастом, а потом успехами в учении. Через полгода его перевели с первого курса на второй, а ещё через полгода на третий. Жить приходилось трудно – студенты получали десять рублей в год. - « А теперь вот императрица пожаловала ему чин статского советника и назначила жалованье в две тысячи рублей…»

Уважаемые путешественники, вы догадались, о каком знаменитом человеке идёт речь? Какое учебное заведение в России он окончил? Расскажите о трёх наиболее значительных фактах из жизни этого человека.


Ответ: В задании речь идет о великом русском ученом Михаиле Васильевиче Ломоносове, 300 лет со дня рождения которого широко отмечается в нашей стране в текущем. Много значительных фактов было в жизни Ломоносова, можно сказать, что вся его жизнь это и есть замечательный факт в истории человечества.
Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Денисовка недалеко от Холмогор, что в Архангельской губернии. Его отец Василий Дорофеевич был известным в Поморье человеком. Он был одним из самых образованных людей тех мест, поскольку некогда учился в Москве на священника. Известно, что у него была обширная библиотека. Поморы с малых лет развивали в детях ловкость, силу, выносливость - качества, которые были необходимы в будущей жизни. С десяти лет Михаил начал помогать отцу. Ранней весной они отправлялись на промысел и возвращались домой поздней осенью. Они ходили как в дальние плавания - в Северный Ледовитый океан - к Новой Земле и Шпицбергену, так и в ближние - до Соловецких островов.

В 11 - 12 лет юный Ломоносов быстро освоил грамоту. Вскоре он мог уже переписывать церковные книги, а в церкви читал для прихожан "Псалтырь" и "Жития святых". В деревне его считали лучшим чтецом. Известны имена первых учителей Михаила Ломоносова - это сосед Иван Шубный и местный дьяк Семен Никитич Сабельников. В четырнадцать юный помор грамотно и четко писал. Односельчане обращались к молодому грамотею с просьбой написать ту или иную бумагу. Сохранились автографы Ломоносова, в которых нет ни одной орфографической ошибки, хотя почерк не приобрел еще твердости.

15 января 1731 году он был «записан» в число учеников Спасских школ, как в просторечье называли Славяно-греко-латинскую академию, первое высшее общеобразовательное учебное заведение в Москве, созданное в 1687 году. Указ Святейшего Синода от 7 июня 1723 года строжайше запрещал принимать крестьянских детей в академию, но Ломоносов назвался дворянским сыном и его зачислили учеником с жалованьем 10 рублей в год. Однажды один вельможа указал Михайле Ломоносову на дырку в его кафтане, вопросив с издёвкой: "Что это у вас, уважаемый академик, ум из кафтана выглядывает?" "Нет, - отвечал Ломоносов, - это глупость туда заглядывает". Много горечи и обид пришлось испытать гордому помору в первые годы учения. Позже он вспоминал: «Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван лет в двадцать пришел латыне учиться!» К концу первого года он окончил курс трех младших классов и перешёл в четвертый. Жажда знаний у юного помора была поразительной. Он научился читать и писать по латыни, изучил славянскую грамматику, начала истории, географии и арифметику. Он читал летописи, богословские, философские и математические книги, увлекался латинской и русской поэзией. Ломоносов за короткий срок добился больших успехов и стал первым по всем предметам. Этому помогли его способности, трудолюбие и необыкновенная настойчивость, которую не смогли сломить ни тяжелые материальные условия, ни огромная учебная нагрузка.

В 1734 г Ломоносов отправляется в Киево-Могилянскую академию. Но на следующий год его отзывают в Петербург в Петербургскую Российскую Императорскую Академию Наук. Через полгода Ломоносова направляют в Германию, где он пробыл с 1736 по 1741 год. В Марбургском университете Ломоносов 3 года обучался естественным и гуманитарным наукам. Наряду с изучением немецкого языка Ломоносов стал брать уроки французского, рисования, танцев и фехтования, по собственной инициативе приступил к занятиям итальянским. В период обучения в Марбургском университете Ломоносов начал собирать свою первую библиотеку, потратив значительную часть выдававшихся денег. В 1739 отправился во Фрайбург, где изучал химию и горное дело в Горной академии. К этому времени относятся его первые поэтические и литературно-теоретические опыты.

В июне 1741г. Ломоносов, полный сил и энергии, возвращается в Россию и приступает к работе в Академии наук. Он проработал в ней свыше 20 лет. В 1745г. Ломоносов был определен в звании профессора химии. Его открытия обогатили много отраслей знания. Идеи Ломоносова опережали науку того времени. Ломоносов был великим физиком, химиком и астрономом. Он сформулировал главные принципы одного из основных законов физики — закон сохранения материи и движения. М.В. Ломоносов выявил закон о том, что материальная основа живой и неживой природы едина и «во всех ее царствах действует одни и т же законы». Ключом к пониманию электрических явлений он считал атмосферное электричество. Сделал открытие, что электрические разряды существуют в отсутствие грозы. Для работы «Испытание причин северных сияний», Ломоносов приготовил массу рисунков; из них 48 были награвированы на медных досках, сохранившихся до настоящего времени: эти рисунки поражают тщательностью своей отделки.

В 1756 – 1758 годах Ломоносов изобретает «ночезрительную трубу», которая позволяет различать предметы в сумерки. В 1761 году Ломоносов следил за прохождением Венеры между Землей и Солнцем. Это очень редкое явление наблюдали ученые многих стран. Такие наблюдения Венеры давали возможность уточнить величину расстояния от Земли до Солнца. Но только Ломоносов, у себя дома в Петербурге, наблюдая в небольшую трубу, сделал великое открытие, что на Венере есть атмосфера, по-видимому, более плотная, чем атмосфера Земли. Одного этого открытия было бы достаточно, чтобы имя Ломоносова сохранилось в веках.

В 1745 г. Ломоносов выступил инициатором создания русского университета, который бы располагался в Москве. М. В. Ломоносов мечтал о том, чтобы в университете могли учиться не только дети дворян, но и выходцы из других сословий. «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды», — говорил он. Московский университет был открыт в 1755 году. Главным сочинением Ломоносова по русскому языку была Российская грамматика, написанная в 1755 и выдержавшая 14 изданий. Это была первая получившая широкую известность грамматика русского языка, созданная в России. Ломоносов приблизил литературный язык к разговорному. Автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, фундаментальных филологических трудов и научной грамматики русского языка Ломоносов разделил слова на три группы, разделил жанры произведений на три «штиля». Увидев мозаичную картину «Плачущий апостол Петр» Ломоносов живо заинтересовался мозаичной работа итальянских мастеров. Мозаика была известна еще в Киевской Руси, и он решил возродить это древнее искусство в нашей стране, снабдив его новым материалом – смальтой из искусственно окрашенных стекол. Первым был образ Богоматери, на который пошло более 4000 кусков стекла, поднесенный 4 сентября 1752 года императрице Елизавете». В 1762—1764 гг. мастерская Ломоносова выполнила по его указаниям мозаичную картину «Полтавская баталия» для украшения внутренних стен Петропавловского собора. Картина находится в главном здании Академии наук.

В своей Химической лаборатории М. В. Ломоносов в 1752—1753 годах впервые за всю историю науки читал курс физической химии студентам академического университета. А разрешение на строительство этой лаборатории он смог получить только после трёхлетних усилий — это была первая научно-исследовательская и учебная лаборатория в России. В июне 1764 года Екатерина II посетила дом Ломоносова и в течение двух часов смотрела «работы мозаичного художества, новоизобретенные Ломоносовым физические инструменты и некоторые физические и химические опыты». При отъезде императрицы Ломоносов подал ей стихи. Отрабатывая отдельные разделы «Российской истории», Ломоносов составляет «Краткий российский летописец с родословием». Здесь в сжатой форме излагались все основные события русской истории с 862 по 1725 г. Эта книга облегчала пользование летописями и другими историческими документами, давала краткий, но содержательный свод исторических фактов. Кроме того, еще при жизни Ломоносова «Летописец» был переведен на немецкий язык, а затем дважды, в 1767 и 1771 гг., переиздавался. В 1767 г. вышел его английский перевод. 4 апреля 1765 г Ломоносов скончался от воспаления лёгких в собственном доме на Мойке в Петербурге. 8 апреля 1765 г он был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. В.Г.Белинский писал: “Ломоносову воздвигнут памятник – и он вполне достоин этого; он – великий характер, примечательный человек; юноши с особенным вниманием и особенной любовью должны изучать его жизнь, носить в душе своей его великий образ”.

 

3адание «Путаница» (5 класс)

Встретились как-то Кот Матроскин из Простоквашино, Бурёнка из Маслёнкино и Джин из лампы Алладина. Джин стал рассказывать: «Пролетаю я как-то над Месопотамией, а там Великая Китайская стена – большая такая, а за ней дворец из красного кирпича. Во дворце сидит фараон Хаммураппи и читает жалобы своих подданных, написанные клинописью. Неприкасаемые машут на него опахалом, живые убитые подают свежевыжатый сок в красивом стеклянном сосуде, изготовленном в Нубии. А один вельможа говорит «Я завещал своему сыну деревянную дверь и железо обрамлённое золотом».
«Стоп, стоп! – закричал Кот Матроскин – Какие живые убитые? Какое железо? Это же было в Египте»
Бурёнка из Маслёнкино воскликнула: «Батюшки-светы! У меня голова кругом пошла! Тут всё напутано. Когда это было-то?» «В третьем или втором тысячелетии до нашей эры» - сказал Джин и со вздохом добавил: «Может, действительно что-то перепутал, ведь столько лет на свете живу...» А Кот Матроскин промурлыкал: «Да-а, Джин, давай разбираться»
Ребята, помогите Джину разобраться, какие ошибки содержатся в его рассказе?

 

 

Ответ:
Месопотамия – это Среднее и Южное Междуречье (Двуречье), поэтому даже 4000-километровая Великая стена из Китая не могла туда дотянуться. Ее строительство началось только в 213 году до н.э. Стена строилась как оборонительное укрепление и большая её часть находится на севере Китая, только небольшой участок стены находится недалеко от Пекина, но дворцы не могли располагаться сразу за ней, т.к. они строились в наиболее безопасных местах. Природные материалы, пригодные для строительства (камень, дерево), в Междуречье отсутствовали. Была изобретена рамка для кирпича-сырца, который не обжигали, а сушили на солнце. Джин мог видеть сложенные из кирпича-сырца и облицованные обожженным кирпичом стены Вавилона. Хаммурапи – царь, а фараоны – в Египте. Жалобы подданных разбирали судьи по законам установленным Хаммурапи, а они записаны клинописью. Неприкасаемые - это низшая каста в Индии. Им даже запрещалось ходить по общественным дорогам и дышать одним воздухом с членами высших каст, а не то, что махать опахалом над царем во дворце. Кстати, опахало пришло из Китая (Японии), Индии, оно не использовалось в Месопотамии.

«Живые убитые» - это рабы-слуги, которые убиты как воины при взятии в плен (в Египте) не могли прислуживать Хаммурапи, они не могли приближаться и к фараону - так, только некоторым вельможам удостаивалась честь быть носителями сандалий фараона. Национальным напитком в Египте было пиво. Другим популярным напитком было вино. О свежевыжатом соке нет никаких упоминаний. Возможно, его пить было не принято. Сок из стеклянного сосуда  Хаммурапи подавать не могли, так как, стеклодувная трубка, позволяющая отливать сосуды разной формы, появилась в первом веке до н.э. (Хаммурапи правил с 1792 по 1750 год до н.э.). 

У Хаммурапи, скорее всего, стоял глиняный кувшин с вином или гранатовым соком, а стеклянные сосуды позже могли покупать у соседей – финикийцев, которые ими славились. Стеклянные изделия могли в те далёкие времена быть во многих странах, так как развивалась торговля, но изготовлялись они не в Нубии, а в Финикии. Фразу «Я завещал своему сыну деревянную дверь и железо обрамлённое золотом» приписывают царю Давиду,  второму царю Израиля. Давид царь, а не вельможа и  жил он также в разное время с царем Хаммураппи. Твердые породы дерева были очень редки в Месопотамии, поэтому, деревянные двери были большой редкостью и стоили очень дорого -  их могли завещать своим детям. Деревянная дверь была только в богатых домах, а у простых людей вход в дом прикрывали циновки. Железа в Вавилоне не было, его ввозили из Ионии, Киликии и Ливана,  да и в Египте оно считалось драгоценным металлом. Изделия из железа, как это не парадоксально помещались в оправу из золота. Метеоритное железо носили в качестве украшений и талисманов.

 

 

Задание «Цветик-семицветик» (5 класс)

Всего их известно семь. История создания одного из них началась на одноимённом острове, который был осаждён царём Деметрием Полиоркетом. Главное достоинство ЭТОГО одного сыграло с ним злую шутку и способствовало его разрушению мощным геологическим явлением. Догадайтесь, что такое "семь" и "один из них". Назовите линейные размеры этого одного и его примерный возраст. Приведите устойчивое выражение, связанное с этим одним, и поясните его смысл.

 

 

Ответ: Cемь чудес света - это наиболее знаменитые памятники Древнего мира.
Одно из «Семи чудес света», Колосс Родосский — гигантская статуя древнегреческого бога Солнца Гелиоса. Эту статую жители Родоса воздвигли в знак благодарности богу Солнца Гелиосу, который, как они полагали, помог им выдержать длительную осаду и изгнать захватчиков, напавших на город в 305 году до н.э.. Гелиос был не просто особо почитаемым божеством на острове. По легенде, он был его создателем: не имея места, ему посвящённого, солнечный бог вынес остров на своих руках из морской глубины. Построил гиганта скульптор Харес между 292 и 280 гг. до н. э.. По другим сведениям работа над его созданием началась с 304 г. до н. э.
Высота Колосса Родосского составляла 32-36 метров - примерно высота 12-ти этажного дома. По другим данным статуя была и того выше – 60 метров! Скульптура была выполнена в традиционном греческом стиле: обнаженный юноша, с венцом в форме расходящихся лучей солнца на голове, всматривавшийся вдаль. В руке он держал факел, служивший по ночам маяком. Однако сверкающий бог, которого можно было увидеть за много километров от Родоса, оказался недолговечен. Возведение Колосса длилось 12 лет, а просуществовал он около 60 лет. Землетрясение, разрушившее Родос, повалило его на землю. Основным материалом при строительстве была глина, металл был лишь в основе и на покрытии - это и послужило причиной обрушения знаменитой статуи. Полый элемент выше колен не выдержал колебаний почвы при землетрясении и переломился. С тех пор появилось выражение «колосс на глиняных ногах». Выражение употребляется, когда речь идет о чем-нибудь величественном с виду, но по существу слабом. Примерный возраст колосса около 2300 лет.

 

 

Задание "1812 год" (5 класс)

Разгадайте чайнворд

1. Великий русский полководец, участник войны 1812 года.
2. Крупнейшее сражение 1812 года.
3. Храбрость, бесстрашие.
4. Стремительное нападение на неприятеля.
5. Погоны с шитьем на парадной офицерской форме.

6. Повар в походной группе, отряде.
7. Длинные, узкие, плотно обтягивающие брюки для верховой езды.
8. Металлический знак, чаще круглой формы, присуждаемый за особые заслуги.


Контрольное слово: из букв в выделенных клеточках сложите фамилию известного героя Отечественной войны 1812 года.


Ответ:

1.Кутузов
2.Бородино
3.Отвага
4.Атака
5.Эполеты
6.Кашевар
7.Рейтузы
8.Медаль


В выделенных клеточках буквы У В Д О Р А, контрольное слово Дурова.


Надежда Андреевна Дурова (1783-1866) – первая русская женщина офицер и талантливая писательница XIX века. Десять лет она провела на полях сражений, была участницей двух заграничных походов и Отечественной войны 1812 года, служила ординарцем у главнокомандующего Русской армии фельдмаршала М.И. Кутузова. Она прошла путь от рядового солдата до штабс-ротмистра, и за совершённые подвиги, мужество и отвагу была награждена Знаком отличия военного ордена – солдатским Георгиевским крестом.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2020 High School Rights Reserved.