logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Тип урока: Изучение нового материала; урок-открытие.

Цель урока: Изучить правило правописания суффиксов имен существительных -ЧИК и -ЩИК.

Задачи урока:

Обучающая – изучить правило написания в существительных суффиксов -ЧИК и -ЩИК;

Развивающая – научить сравнивать, синтезировать полученную информацию и по этой информации делать выводы;

Воспитывающая – аккуратное оформление тетрадей, вырабатывать умение слушать учителя и ответы одноклассников.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучать такую самостоятельную часть речи как – имя существительное. Мы проведем на уроке исследовательскую работу и сделаем открытие нового правила правописания имен существительных.

Итак, первое исследование.

На экран выводятся, поговорка, стишок, скороговорки. 

Ребята должны найти слова с суффиксами -чик и -щик и определить значение найденных слов.

А теперь второе исследование.

На экран выводятся слова с суффиксом -чик, обозначающим профессию, и уменьшительно-ласкательным суффиксом -чик.

- По какому принципу различается написание слов с одинаковыми суффиксами?

Учащиеся предлагают свои варианты ответов__________________________________

Теперь мы можем сформулировать цель урока.

Учащиеся предлагают свои варианты__________________________________________

Учитель делает вывод.

Цель нашего урока:

Изучить правило правописания суффиксов имен существительных -ЧИК и -ЩИК.

Изучение нового материала:

На доске написаны слова в 2 столбика:

объездчик

прокатчик

грузчик

разносчик

перебежчик

обойщик

фонарщик

танцовщик

прицепщик

съёмщик

Учащиеся должны увидеть закономерность: в каких случаях пишется тот или иной суффикс. Для этого задаются наводящие вопросы:

- После каких букв стоит суффикс –ЧИК?

Учащиеся предлагают свои варианты ответов____________________________________

- После каких букв стоит суффикс –ЩИК?

Учащиеся предлагают свои варианты ответов____________________________________

- А можно ли их как-нибудь объединить?

Учащиеся предлагают свои варианты ответов_____________________________________

-Есть ли у этих букв какая-нибудь закономерность?

Учащиеся предлагают свои варианты ответов_____________________________________

Учащиеся приходят к выводу, что суффикс –ЧИК пишется после букв Д-Т, З-С,Ж, которые можно объединить по принципу звонкости-глухости.

Так какое открытие мы с вами сделали?

Учащиеся формулируют правило правописания суффиксов -чик и -щик

В СУФФИКСЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ -ЧИК (-ЩИК) ПОСЛЕ БУКВ Д-Т, З-С, Ж ПИШЕТСЯ БУКВА Ч. В ОСТАЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ ПИШЕТСЯ БУКВА Щ.

Учитель приводит примеры объяснения правила устно:

Смазчик – образовано от глагола (смазать), перед суффиксом буква З, значит пишется суффикс -чик.

Каменщик – образовано от существительного (камень), основа заканчивается не на д-т, з-с, ж, значит пишется суффикс -щик.

Закрепление материала.

1. Выполнение упражнений:

а) Учебник, упражнение № 224 с.86 выполняется устно под руководством учителя.

Шахтёр, работающий в забое – забойщик; железнодорожник, обслуживающий прицеп вагонов – прицепщик; лётчик, управляющий вертолётом – вертолётчик; рабочий, работающий на погрузке и выгрузке – погрузчик; солдат, обслуживающий пулемёт – пулемётчик; типографский рабочий, делающий переплёты у книг – переплётчик; военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике – разведчик; специалист по переводам с одного языка на другой – переводчик.

б) Учебник, упражнение № 222 с. 85-86 выполняется письменно в тетради, самостоятельно, с последующей проверкой.

Буфет..ица, копиров..щик, экскаватор..ик, перепис..ик, сортиров..ица, расфасов..ик, стеколь..ик, автомат..ик, лёт..ик, объед..ик, аппарат..ик, разнос..ик, воз..ик, рассказ..ик, автопогруз..ик, прессов..ица, бакен..ик, свар..ик.

2. Работа у доски:

(учитель диктует слова, учащиеся по цепочке выходят к доске и записывают их с объяснением)

Переводчик, пильщик, наборщик, носильщик, переплетчик, летчик, смазчик, точильщик, каменщик, барабанщик, стекольщик, полировщик, сборщик, бетонщик, бурильщик, табунщик, водопроводчик, разведчик, перебежчик, газетчик, зачинщик, угольщик, рассказчик, разносчик, пулеметчик, забастовщик.

Подведение итогов урока.

Ребята, давайте подведем итоги урока.

- Какое открытие мы сегодня сделали на уроке?

Учащиеся предлагают свои варианты ответов___________________________

- Какое правило мы должны знать при написании суффиксов -чик и -щик?

Учащиеся проговаривают правило______________________________________

Домашнее задание.

Напишите сказку на тему: "Приключения суффиксов ЧИК и ЩИК”. Начните свою сказку так:

В некотором царстве, некотором государстве жили-были два брата: суффиксы ЧИК и ЩИК. Однажды….

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.