logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цели:

Образовательные: формировать навык написания чередующихся гласных в корнях слов; расширить кругозор детей за счёт толкования незнакомых слов; обогащать словарный запас учащихся;

Развивающие: развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы;   работать в группе; речевые умения;

Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку, изучаемому предмету; к творчеству великого художника.

ХОД УРОКА

Актуализация знаний: показать шоколадку, конфету «Мишка косолапый», репродукцию картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»; на доске записаны слова: творение мастера, расположиться невдалеке, излагать мысли.

Учитель: Как вы, ребята, думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Ответ учащихся: Разговор пойдёт о чередовании гласных в корнях слов, а также о репродукции картины «Утро в сосновом лесу».

Учитель: Над чем же мы сегодня будем работать?

Ответ учащихся: Мы сегодня постараемся закрепить орфограммы с чередованием гласных в корнях слов, научимся отличать их от проверяемых гласных, будем работать над развитием речи, продолжим свою подготовку к ЕГЭ.

1. Оргмомент

Учитель: Итак, ребята, вы правы, у нас сегодня урок – практикум по теме «Чередование гласных в корнях слов». Откройте тетради и запишите число, классная работа и тему урока.

Работа у доски. Синтаксический разбор предложения.

Иван Иванович Шишкин бл…стательно во…пел крас…ту русского леса.

2. Реализация построения проектаПРИЛОЖЕНИЕ 1 СЛАЙД 3-4

Учитель: Сегодня на уроке у нас работает группа. Задание у  вас индивидуальное; вы можете пользоваться планшетами, айпадом; у каждого  из вас есть оценочные лист, в котором вы должны оценить себя и своего товарища. Главной в группе я назначаю… Давайте, ребята, вспомним, как мы работаем в группе?

Ответ учащихся: Дружно, слаженно, тихо, никому не мешая.

3. Проверка домашнего задания (Работа по группам)

Учитель: В начале изучения темы класс был разбит на группы, и к сегодняшнему уроку каждая должна была приготовить мини – проект:

лингвистический рассказ – теоретические сведения (работа со справочной литературой); практическое  задание своему однокласснику; словарная работа.

4. Первичное закрепление. Защита проекта

(выступление  участника от 1  группы: выбор гласной зависит от наличия или отсутствия суффикса а)

Учитель: А вы, ребята, откройте справочные тетради, таблицу №19 и сравните ответ … с вашей записью. Может быть, вам придётся что-то добавить.  Итак,  что нового вы услышали?

Ответ учащихся:  К этой группе  относятся ещё корни с чередованием  а(я) – им (ин) – начать – начинать, занять – занимать. Также здесь есть слово – исключение – «полог».

А) Словарная работа

Ответ ученицы… В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Ожегов – Шведова на странице 555 я нашла словарную статью слова ПОЛОГ. Это существительное, м.р. – занавеска, закрывающая кровать или колыбель. Например, ситцевый полог, откинуть полог -   Мама сшила красивый ситцевый полог.

Б) Самостоятельная работа с последующей  самопроверкой «Проверь себя»

В) (выступление  участника от 2  группы: выбор гласной зависит от последующей согласной …) 

Учитель: Было ли что – то нового в этой группе?

Ответ ученицы… Да, было. В эту группу входят корни с чередующимися  гласными  скоч – скак – выскочить – васкакивать и есть слова исключения: скачок, скачи, скачу.

Г) Самостоятельная работа с последующей  самопроверкой «Проверь себя»

Д) (выступление  участника от 3  группы: выбор гласной зависит от ударения …)

Учитель: Что же нового в этой группе вы узнали?

Ответ ученика… В этой группе слов мы узнали, что есть слово – исключение «зоревать». К сожалению, мы не узнали, что оно обозначает.

5. Домашняя работа

Учитель: Это как раз и будет одним из ваших  заданий. На оценку 5  - дома, используя различные словари и ресурсы интернета, вы должны найти словарную статью к этому слову, составить с ним предложение.  На 4- составить  карточку из 25 слов с чередующимися гласными в корне слова. На 3- рабочая тетрадь упр.111.

Д)Самостоятельная работа с последующей  самопроверкой «Проверь себя».

Учитель: А теперь, ребята, встаньте, кто без ошибок   выполнил     самостоятельную работу и получил 5? (Физкультминутка)

У кого из вас 1-2 ошибки и оценка 4? (Физкультминутка)

У кого из вас 3-4 ошибки и оценка 3? (Физкультминутка)

Ваши глазки тоже устали, дадим им отдохнуть.

6. Разминка  для глаз

Учитель: Вот такой весенний букетик приготовила нам ученица… Это тоже маленький проект. Итак, все внимание на доску. Ученица…производила синтаксический разбор предложения, давайте посмотрим, все ли правильно она выполнила? А вы, ребята, приготовьтесь прокомментировать ответ…

7. Синтаксический разбор предложения, комментарий

Иван Иванович Шишкин блистательно воспел красоту русского леса.

(Повеств., невосклиц., простое, двусоставное, распростр.)

8. Игра «Шустрики»

Учитель: Как вы думаете, ребята, сколько за одну минуту можно составить слов с чередующейся гласной в корне? ...  Итак, посмотрим, получится ли это сделать…

Выборочная проверка работы… (Если учащиеся называют  наряду с чередующейся гласной слова с проверяемой гласной, следует дать комментарий ).

9. Работа группы

Учитель: Молодцы, с заданием справились, а теперь совершим с вами небольшую прогулку в лесное царство в гости к великому художнику Ивану Ивановичу Шишкину. Певец русского леса поможет нам закрепить изученные орфограммы, обогатить нашу речь новыми словами. Все внимание к группе. Как вы оценили себя?... (Оценочный лист)

А) Работа библиографа «Историческая справка»

Ответ ученика:История создания картины «Утро в сосновом лесу»

Искусствоведами доказано, что картину «Утро в сосновом лесу» Шишкин писал с натуры, а не с обёртки конфет «Мишка косолапый». История написания шедевра довольно интересна. В интернет – портале  Яндекса (в Энциклопедии русской живописи) я нашел  интересную информацию.

В 1885 году Иван Иванович Шишкин задумал написать полотно, отображавшее    силу и мощь российского соснового бора. Местом написания стали Брянские леса. Три месяца художник жил в шалаше, добиваясь единения с природой. Результатом стал пейзаж «Сосновый бор. Утро».

Главным критиком картин была его жена. Софья Карловна  посчитала, что полотну не хватает динамики. На семейном совете решено было дополнить пейзаж  лесной живностью. Первоначально планировали пустить зайцев, однако их малые габариты не смогли бы передать всю мощь российского леса. Выбирать пришлось  из других животных: кабана, лося и медведя.

Кабан сразу отпал, так как Софья Карловна не любила свинину. Лось, карабкающийся по деревьям, выглядел бы смешным. Остался медведь. Шишкин на протяжении 4 лет скитался по лесам Брянщины, Орловщины, Псковщины, сделал более тысячи набросков, но так и не нашел достойный экспонат. «Непородистый нынче медведь пошёл»,- говорил художник. Животных ему помог написать его друг Савицкий. Это единственная картина,  имеющая двух авторов. Известный коллекционер Павел Третьяков, покупая картину за 4 тысячи рублей, посчитал, что у полотна должен быть один автор. Фамилию Савицкий он замазал краской.

По-своему интересна история с обёртками конфет  «Мишка косолапый». В конце 19 века представители крупнейшей кондитерской фабрики «Красный Октябрь» обратились к художнику за разрешением печатать репродукцию на фантиках. Иван Иванович дал своё согласие. Первые экземпляры конфет вышли при жизни мастера, однако массовый выпуск начался после смерти художника.

Б) Словарная работа  «Дежурный по словарю»

В) Работа над развитием речи « Мини-сочинение  …»

Огромное впечатление на меня произвело одно из  творений  Шишкина. На картине «Утро в сосновом лесу» виднеется дремучий бор. Заря едва разгорается. В низинах поднимается лёгкий туман. Столетние сосны упираются вершинами в небо. На лесную полянку сквозь глубокие заросли пробирается медвежье семейство. Вот оно располагается у сломленной сосны. Малыши начинают резвиться, а медведица – мать зорко следит за ними. В этот ранний час тихо и никого не видно.

10. Выборочная работа с последующей проверкой

Учитель: Ваша задача, ребята, послушать сочинение … и выписать в тетрадь все слова с чередующимися гласными в корнях слов.

11. Тестовая работа c пультами - тестовиками  (программа SMART RESPONS)

12. Дифференцированная работа с учебником

(«3»- списать 1 часть, выделить орфограммы; «4» - выписать словосочетания с пропущенными орфограммами, обозначить корни, к выделенному слову подобрать синоним; «5»  указать выделить орфограммы; к выделенным словам подобрать синонимы и составить

13. Рефлексия

Учитель: Оцените свою работу на уроке, выбрав нужное предложение… На сегодняшнем уроке для меня было важным…  Мне сегодня было трудно…, но я …

Сегодня для себя я узнал(а) …

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.