logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: Формировать умение правильного написания букв о – е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных.

Оборудование: доска, карточки для индивидуальной работы, таблица «Правописание гласных после шипящих ж, ш, ч, щ».

План урока:

Организационный момент                   2 мин.

Опорное повторение                             6 мин.

Изучение нового материала                 7 мин.

Первичное закрепление                        7 мин

Формирование умений                         13 мин.

Контроль первичного уровня               5 мин

Домашнее задание                                2 мин.

Итог урока                                             3 мин.

Задачи:

Обучающие:

Закрепить знания и умения выделять в слове окончание и корень.

Повторить правописание букв о – ё после шипящих в корне слова.

Повторить порядок морфемного  разбора слова.

Формировать умение правильного написания слов с изучаемой орфограммой и графического обозначения орфограммы.

Формировать умение применения орфографического правила на практике.

Формировать умение различать орфограммы «Буквы о – е после шипящих в корне слова», «Буквы о – е после шипящих и ц в окончании имён существительных».

Воспитательные:

Воспитывать интерес к русскому языку как к школьному предмету.

Воспитывать чувство товарищества, чувство уважение к одноклассникам.

Воспитывать аккуратность в выполнении письменных работ.

Развивающие:

Способствовать развитию орфографической зоркости.

Способствовать развитию зрительной, долговременной памяти.

Способствовать развитию логического мышления.

Развивать способность сопоставлять, анализировать.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методическое обоснование урока:

Урок проводится в системе уроков русского языка в 5 классе. Это урок изучения нового материала  по теме «Буквы о-ё после шипящих и ц в окончаниях имён существительных». На изучение данной темы отводится один урок. В ходе изучения этой темы учащиеся должны научиться определять опознавательные признаки данной орфограммы, применения орфографического правила. Данный урок нацелен на формирование этих учений. Учащимся знакомо определение окончания слова, известно какие буквы являются шипящими, также ранее была изучена орфограмма «Буквы о-ё после шипящих в корне слова», на этом уроке необходимо повторить эту орфограмму. Изучение нового материала не должно вызвать у ребят больших затруднений. На данном уроке планируется привлечение раздаточного материала, в частности карточек с индивидуальными заданиями для слабых учеников. Планируется заполнение таблицы: «Буквы о-ё после шипящих и ц в разных частях слова», эта работа поможет ребятам отработать навыки применения правила и графического обозначения изучаемой и повторяемой орфограмм, а также поможет ребятам различать эти орфограммы. Исходя из анализа прошлых уроков, целесообразно повторить правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе, в том числе существительных на -ий, -ия, -ие, а также морфемный анализ слов. В результате выполнения вышеуказанных действий предполагается, что будет достигнута главная цель урока: формировать умение правильного написания букв о – е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

I.Организа-

ционный

момент

Метод: слово учителя

Приём: приветственное, ведущее, вводное

Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста,  всё ли готово к уроку. Но столе учебник, дневник, две тетради (одна с домашней работой, другая с отметкой), письменные принадлежности. Спасибо, пожалуйста, садитесь.

Сегодня на уроке мы научимся  правильно писать буквы о-епосле шипящих и ц в окончаниях имён существительных. В начале урока мы, как всегда, повторим материал прошлых уроков, а в конце урока выполним небольшую самостоятельную работу.

Откройте тетради, запишите дату, вид работы и тему сегодняшнего урока.

Метод: слушание

Приём: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Образец записи в тетради учащихся:

Двенадцатое февраля

Классная работа

Правописание о – е после шипящих и ц

в окончаниях имён существительных

II. Опорное

повторение

Метод: слово учителя; беседа

Приём: ведущее, инструктирующее, оценочное; репродуктивная беседа.

- Ребята, у некоторых из вас на столах лежат карточки с заданием. Внимательно прочитайте задание и выполняйте его. Остальные работают со мной. Обратите внимание на доску. Здесь записаны слова с пропущенными буквами. Пропущена буква Е или И в безударных окончаниях существительных. Нам необходимо вставить  ту или иную букву и обосновать свой выбор. Один ученик пойдёт к доске, а остальные выполняют задание в рабочих тетрадях.

- Давайте вспомним, что мы знаем о правописании гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе?

(отвечает ученик, выполняющий задание у доски, а класс помогает ему, если он затрудняется ответить) Скажите, что же является основным условием выбора буквы в окончании имени существительного?

-Да, верно, склонение имени существительного и падеж. Давайте эти условия запишем в скобках возле каждого слова.

- Какие имена существительные являются исключением из этого правила? Приведите примеры.

- Хорошо, это существительные жен. рода на –ия, муж. рода  на –ий и сред. рода на –ие.

- Что мы знаем о правописании окончаний этих имён существительных? Приведите примеры

- Хорошо, молодцы, вспомнили, повторили.

Метод: слушание

Приём: детальное, неоценочное, нерефлексивное

Образец карточки:

Вставьте пропущённые буквы (е или и), обозначьте орфограмму.

На сосновой ветк..,   решение задач…, к середин.. лета, на ветку ел.., о серой мыш…, на свобод…, на лесной полян…,  в санотори..., работать в лаборатори…, учиться в академи.., напечатать в типографии.., побывать на экскурси…, побывать в музе…,на уроке истори…

Образец записи на доске:

В Африке (1 скл., П.п.), к работе (1 скл., Д.п.),

на столе (2 скл., П.п.), у дочери (3 скл, Р.п.), в изложении (на –ие, П.п.), в санатории (на –ий, П.п.), в академии (на –ия, П.п.), в музее (на –ий, П.п.).

Устные ответы учащихся:

- Окончание –е пишется у существительных 1-скл. в дательном и предложном падеже  и у существительных 2 скл.  в предложном падеже.

- Окончание –и (-ы) пишется у существительных в родительном падеже и у существительных 3 скл. в родительном, дательном и предложном падежах.

- У существительных женского рода на –ия в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа пишется на конце –ии. (в армии, на лекции)

- У существительных мужского рода на –ий и у существительных среднего рода на –ие в в предложном падеже единственного числа пишется на конце –ии.  (в планетарии, в сочинении,)

III. Изучение

нового

материала

Метод: слово учителя; беседа

Приём: ведущее, инструктирующее слово; репродуктивная беседа

Итак, приступаем к изучению новой темы.

- Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним,  какую часть слова мы называем окончанием?

-Давайте вспомним какие буквы являются шипящими?

Посмотрите, пожалуйста на доску. Перед вами слова с выделенными буквами. Они записаны в четыре столбика.

Запишите в тетрадь по одному слову из каждого столбика.

(восприятие слов и с изучаемой орфограммой)

Метод: беседа

Приём: эвристическая беседа

-Какой частью речи являются данные слова?

-Скажите, ребята, в какой части слова пропущена буква?

Подчеркнём эту букву и выделим окончание (учитель на доске, ученики в тетради)

-После каких согласных стоят эти буквы? Подчеркнём эти согласные двумя чертами.

-Давайте определим ударение в словах. Поставьте ударения в словах в тетрадях, а я это сделаю на доске.

Метод: слово учителя

Приём: ведущее

А сейчас ещё раз внимательно посмотрите на эти слова, ещё раз обратите внимание в какой части слов пропущена буква, перед какими согласными она стоит, и на какую часть слова падает ударение.

(знакомство с условиями выбора орфограммы)

Метод: беседа

Приём: эвристическая беседа

-Какой вывод мы с вами можем сделать о правописании букв о-е в окончаниях имён существительных? Давайте постараемся сформулировать правил

Метод: слово учителя

Приём: ведущее слово

А сейчас откроем учебники на странице 221-й и проверим, правильно ли  мы сделали вывод. (формулировка нового орфографического правила)

Прочитайте внимательно это правило три раза. (запоминание)

А теперь закройте учебники и пропишите это правило на листочках, которые лежат у вас на столе. (воспроизведение)

Обменяйтесь, пожалуйста, листочками, откройте учебники и сверьте написанное  с правилом в учебнике. Поднимите руки те, у кого нет ошибок? Хорошо, молодцы!  Итак, правило мы запомнили, сейчас будем учиться применять его на практике.

Метод: слушание; наблюдение

Приём: детальное, неоценочное; наблюдение за языковым материалом.

Метод: списывание

Приём: запись слов

Образец записи на доске:

врачОм       борцОв     задачЕй          сердцЕ

дворцОм    кольцО      маршЕм         горцЕв

межОй        певцОв     товарищЕм    юношЕй

Образец записи в тетради:

Врачом       пловцов        задачей          юношей

Устные ответы учащихся:

- Эти слова являются  именами существительными.

-Буква пропущена в окончании.

- Эти буква стоят после шипящих и ц.

Метод: слушание

Приём: детальное, неоценочное, нерефлексивное

Устный ответ учеников:

-После шипящих и ц в окончаниях существительных под ударением пишем О, без ударения Е.

Метод: работа с теоретической статьёй учебника

Приём: критическое чтение

Письмо по памяти

Взаимопроверка

VI. Первичное

закрепление

Метод: слово учителя

Приём: ведущее, инструктирующее, комментирующее

-  Выполним упражнение 556-е. Запишем в тетради вид работы. Нам необходимо поставить имена существительные, данные в скобках, в нужной форме и обозначить изучаемую орфограмму. Списывать весь текст не нужно, выпишем только имена существительные.

Прежде чем приступить к выполнению задания, определим алгоритм наших действий. Во-первых, определим в какой части слова находится буква, в написание которой мы затрудняемся. Если в окончании, то рассуждаем дальше. Во-вторых, посмотрим, какая буква находится перед ней. Если шипящая или Ц, то рассуждаем дальше. В-третьих, поставим ударение, если ударение падает на окончание, то пишем О, если не на окончание, то пишем  Е.

Итак, первое предложение Идём узкой деревенской (улица). В какую форму нужно поставить имя существительное в скобках?

Записываем слово улицей. Рассуждаем следующим образом:

Улицей, имя существительное. 1) в окончании имени существительного улицей  2) после Ц будем писать букву Е, 3)т.к. на неё не падает ударение. Следующее предложение Слышится пение скворцов. Записываем слово скворцов. 1) выделяем в слове окончание, 2) смотрим какая согласная стоит перед окончанием- Ц, 3) на окончание падает ударение, значит пишем букву О.

Выписываем остальные слова и комментируем с места, обозначаем орфограмму.

(учитель просит учеников прокомментировать написание с места) Итак, мы научились применять правило на практике и обозначать изучаемую орфограмму графически, дайте закрепим наши умения.

Образец записи в тетради:

Упражнение 556

Улицей, скворцов, под крышей, за дачей, за грачом, камышом, над рощей, лучом.

- Ед.ч., Т.п.

Метод: списывание

Приём: комментированное выборочное списывание

V. Формирование

умений

Метод: слово учителя; беседа

Приём: ведущее, инструктирующее, оценочное слово; репродуктивная беседа

- Следующее упражнение мы будем выполнять у доски. Упражнение 557-е.  Нам необходимо записать имена существительные в именительном и дательном падеже единственного числа, используя предлоги над, под, перед, с.

- Посмотрите, ребята, в какой форме стоят слова в упражнении? - Да, совершенно верно, слова стоят в форме множественного числа именительного падежа. Напоминаю, нам их нужно поставить в форму единственного числа именительного и творительного падежа. Из этого упражнения мы запишем несколько примеров (двенадцать слов) по образцу, данному в упражнении.

Выполняем это упражнение у доски по цепочке.

Метод: слово учителя; беседа

Приём: ведущее, инструктирующее; репродуктивная беседа

Следующее упражнение 560-е.  Посмотрите внимательно на текст упражнения.  Даны словосочетания, в которых пропущена буква.

- Подумайте, ребята, какие орфограммы «скрываются» на месте пропусков?

- Совершенно верно, молодцы. Вспомним правописание букв о-е после шипящих в корне слова. Хрошо. Есть ли исключения из этого правила?

-Молодцы, вспомнили. Приступаем к выполнению упражнения.

- Запишите в тетради вид работы: упражнение 560. Оформлять упражнение мы будем в виде таблицы из двух колонок. Давайте озаглавим нашу таблицу: Буквы о-е после шипящих и ц в разных частях слова. Аккуратно по линейке расчертим таблицу из двух колонок. Чертим вместе со мной, я на доске, а вы в тетрадях. Итак, в левый столбик мы будем записывать словосочетания, в которых имеются слова с буквами о-е в корне слова, а в правый – в окончании. Еще раз внимательно посмотрите словосочетания, подумайте какие буквы нужно вставить на месте пропусков.

- У доски будут работать три человека. Первый будет записывать словосочетания в левый столбик таблицы, второй – в правый столбик, а третий выполнит морфемный разбор слов желтые, заросло, тёмной.

- Итак, ребята, давайте проверим,  справились ли с заданием ученики у доски? Давайте укажем на ошибки, если они есть.

- Может быть у кого-то из вас возникли вопросы по новой теме?  Всем всё понятно? Итак, мы с вами отработали навыки применения орфографического правила на практике и графического обозначение орфограммы.

Устный ответ учеников:

- Слова стоят в форме множественного числа именительного падежа

Метод: конструирование

Приём: составление форм слов

Образец записи в тетради:

Упражнение 557

Товарищ – с товарищем, встреча – перед встречей, продавец – с продавцом, горец – с горцем, молодец – с молодцом, учительница –перед учительницей, задача – над задачей, ученица – с ученицей, палец - с пальцем,  малыш – с малышом, плечо – над плечом, врач – перед врачом.

Устные ответы учеников:

- Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных.

- Буквы о-ё после шипящих в корне слова

- В корне слова после шипящих пишется ё, а не о.

- Исключение составляют слова: крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон.

Метод: составление таблицы

Приём: заполнение таблицы

Образец записи в тетради:

Упражнение 560

Буквы о –ё после шипящих и ц

в разных частях слова

Буквы о – ё после шипящих и Ц

В корне

В окончании

заросло камышом

чёрные проталины

выращивать птенцов

шепот в аллее

прилетают с добычей

жёлтые тычинки

жир под кожей

громко щелкать

лютой стужей

легкий шорох

тёмной тучей

белая шерстка

схвачен лисицей

жесткий волос

ждать скворцов

шелест шелка

любуюсь птицей

Желтые ,     заросло ,    тёмной.

VI. Первичный

контроль

Метод: слово учителя

Приём: ведущее, инструктирующее

-А сейчас, как я и говорила в начале урока, выполним небольшую самостоятельную работу - это выборочно-распределительный диктант.

- Я буду вам диктовать текст, а вы должны выписать из него только слова с изученной сегодня орфограммой.

- Давайте ещё раз скажем, какую орфограмму мы изучили сегодня и проговорим правило.

- Итак, в левый столбик вы записываете слова с гласной Е в окончании имени существительного после шипящих и ц, а в правый столбик имена существительные с буквой О. Орфограмму обозначьте. Запишите в тетради вид работы.

Текст:

1. Лошади бежали рысцой. 2. Герасим толкнул дверь плечом и ввалился в дом со своей ношей. 3. Плывет кораблик-солнышко, кругом лучи кольцом. 4. Грузовик остановился у покрытой плющом дачи. 5. Ласточка свила гнездо под крышей. 6. Над рощей пронеслась туча. 7. Подобрали ребята двух птенцов. 8. Мы любовались громадами снежных дворцов. 9. Ласточку люди называют вестницей весны.

(На закрытой доске записан образец выполнения диктанта)

Учитель открывает закрытую доску.

- Ребята, а теперь давайте проверим правильность выполнения задания. У кого оно выполнено так как на доске? Поднимите руки. У кого есть ошибки? Хорошо, давайте будем выяснять, что оказалось сложным при выполнении этого задания.

- Полученные сегодня знания и умения вы ещё раз закрепите дома при выполнении домашнего задания.

Метод: слушание.

Приём: детальное, неоценочное, нерефлексивное.

Метод: диктант

Приём: слуховой, выборочно-распределительный диктант

Образец записи в тетради:

Выборочно-распределительный диктант

с ношей                     рысцой

крышей                     плечом

над  рощей                 кольцом

вестницей                 плющом

птенцов

дворцов

Самопроверка

VII. Домашнее

задание

Метод: слово учителя

Приём: ведущее, инструктирующее

-  Запишем задание на дом. Откройте, пожалуйста дневники. Дома вам нужно выучить правило на с.221-й,  упр.557-е закончить (начиная со слова лучи, выполнять так же как в классе: поставить  слова в форму именительного и родительного падежа единственного числа),  дополнительное задание: составить два простых предложения с любыми из этих слов.

- Есть какие-то вопросы по выполнению домашнего задания?

Метод: слушание

Приём: детальное, неоценочное

VII. Итог урока

Метод: слово учителя; беседа

Приём: ведущее; репродуктивная беседа

Итак, подведём итог нашего занятия.

-Давайте вспомним, какую орфограмму мы изучили сегодня на уроке? Вспомним правило. Приведите примеры.

- Какую орфограмму мы вспомнили сегодня на уроке?

- Вспомним алгоритм наших действий при написании букв о-ё после шипящих и ц в окончании имён существительных.

Хорошо, молодцы, надеюсь, что вы всё хорошо усвоили. Отметки за урок:

Урок окончен, спасибо за работу. До свидания, ребята.

Метод: слушание

Приём: детальное, рефлексивное

Устные ответы учащихся:

- Буквы о-ё после шипящих и ц в окончании имён существительных.

- Буквы о-е после шипящих в корне слова

Во-первых, определить в какой части слова находится буква, в написании которой мы затрудняемся. Во-вторых, определим какая буква стоит передней. В третьих, посмотрим на какую чать слова падает ударание. Если на окончание, то пишем О, если на другую часть слова, то Е.

Резерв: упражнение 558

Методический самоанализ урока

Урок русского языка в 5 «А» классе на тему «Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных» состоялся. Он был рассчитан на один учебный час. Мы уложились в это время. Класс достаточно работоспособный, ученики всегда активно работают, поднимают руки, отвечают на вопросы. Задачи, необходимые для достижения цели урока, выпонены.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.