logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Тип урока: изучение нового материала.

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная.

Цели урока:

Познавательный аспект: проанализировать случаи чередования гласных о-а в корне - раст- // -рос-//-ращ-; научить распознавать слова с чередующимися гласными в корне, обосновывать выбор гласных;

Развивающий аспект: развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы, способствовать развитию проблемного мышления учащихся развивать умения самоконтроля;

Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание бережного отношения к слову.

Технологии, использованные на уроке: проблемная, дифференцированного обучения, компьютерная, здоровьесберегающая.

Оборудование:

Интерактивная доска, карточки для проверочной работы, учебник (Русский язык: учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.])

 

Ход урока

 

1. Организационный момент. Проверка домашнего задания (п. 84, упр. 435, 436). Актуализация знаний. Что такое корни с чередованием? Приведите примеры с чередованием лаг – лож. Отчего зависит выбор гласной? Можно ли подобные слова проверять ударением?

Самостоятельная работа (на слайдах и на карточках). Деление на основании уровня общих знаний предмета.

А) 1 уровень (на «4» и «5»).

Создайте видовую пару с чередованием в корне слова, объясните графически орфограмму:

Прил..гать - ……

Распол..жить - ……

Изл..гать - ………

Сл..жить - ……..

Предл..гать - ……

Выполните морфемный разбор выделенного слова.

Б) 2 уровень (на «3»). Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограмму графически:

Предпол..гать, предпол..жение, ул..жение, сл..гаемое, предл..жение, распол..житься.

Выполните морфемный разбор выделенного слова.

Проверка (по парам).

2. Основная часть урока.

А) Объяснение новой темы. На интерактивной доске записаны слова. Ученики выделяют закономерности написания гласных в корнях данных слов.

Расти, растение, растительный, выращенный, взращенный, подросла, выросли, заросли, водоросли.

Ребята формулируют правило, открывают учебник и сравнивают с правилом в параграфе. Записываем несколько примеров с графическим объяснением орфограммы.

Б) Далее на доску выводятся слова-исключения (-раст-: росток, Ростислав, Ростов, ростовщик; -рос-: отрасль; с объяснением значений незнакомых слов). Ученики записывают их в свою тетрадь.

В) Тренировочные задания. Ученики выполняют их на местах, двое у доски (за ширмой).

Составьте из данных словосочетаний двусоставные ПП, подчеркните в них грамматическую основу, обозначьте графически изученную орфограмму:

Небольшой росточек, выращенный школьниками сад, расти поодиночке, зеленые водоросли, разложить растения, экономическая отрасль.

Проверка.

Г) физкультминутка.

Д) Произнесите скороговоркой и запишите, обозначьте изученную орфограмму:

Росток рос, подрастал, произрастал и, наконец, вырос.

Е) Упр. 440. Прочитать текст, озаглавить, выписать из первых трех предложений словосочетания со словами с изученной орфограммой, сделайте разбор словосочетаний  (один  ученик у доски за ширмой):

Высокое растение, стебли растения, этого растения, растут поодиночке.

3. Подведение итогов урока. Что такое корни с чередованием? Какие вы уже знаете? Отчего зависит выбор гласной? Приведите примеры исключений.

Домашнее задание: п. 85, упр. 441 + фонетический, морфологический и морфемный разбор указанных учителем слов.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.