logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цели:

- повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов  в словосочетании;

- отработка умения определять способы связи слов в словосочетании;

- применение полученных знаний в работах ОГЭ;

- развитие познавательной самостоятельности.

Тип урока: урок закрепление знаний.

Форма работы: коллективная, индивидуальная;

Метод: словесный, наглядный (объяснение, работа с текстом, беседа); поисковый;

Методические приёмы (форма деятельности учащихся и учителя): конспект, опрос, слово учителя, анализ предложений;

Оборудование: записи на доске, таблица, тестовые задания, презентация.

Ход  урока:

1. Оргмомент.

- Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке мы вспомним и закрепим материал прошлого  года, который встретится вам на экзамене. Поэтому внимательно слушайте и запоминайте информацию.

2. Психологическая подготовка к изучению материала.

- В 9 классе мы с вами изучаем сложные предложения: ССП и СПП. Вспомните,  в чем отличие ССП от СПП?

(В ССП части предложения равнозначны; в СПП обязательно есть главная и подчинительная части).

- Верно. В чем отличие предложения от словосочетания?

(ССЧ входит  в состав предложения).

- Приведите  примеры  ССЧ. Как соотносятся между собой слова в ССЧ?

(В ССЧ слова могут находиться в равных значениях друг к другу, а также одно слово может подчиняться другому).


3. Объяснение нового материала.

- Сегодня нас интересуют ССЧ с подчинительной связью. Мы рассмотрим способы связи слов в ССЧ.

Запишите число и  тему урока: «Способы подчинительной связи слов».

Сейчас вам нужно  начертить в тетради 3 колонки. Постепенно будем их заполнять.

На доске написано 3 ССЧ: меткое выражение, владение речью, громко кричать . Определим главное и зависимое слово в данных ССЧ.

Для того, чтобы верно определить способ связи слов в ССЧ, необходимо определить часть речи зависимого слова и его грамматические особенности.

1 ССЧ: Главное слово – «выражение». Оно выражено именем существительным. Какой частью речи выражено зависимое слово? (прилагательным).

2 ССЧ: главное слово –«владение». Оно также выражено именем  существительным. Назовите часть речи зависимого слова? (существительное).

3 ССЧ: главное слово – «кричать» - глагол. Часть речи зависимого слова? (наречие).

Как вы видите, зависимые слова во всех трех ССЧ выражены разными частями речи. Это говорит  о том, что все три ССЧ выражены  разными способами подчинительной связи слов.

- Итак, обратимся к нашей таблице (ученики заполняют  таблицу, записывают информацию под диктовку учителя).

Способы подчинительной связи слов

согласование

управление

примыкание

Зависимое слово ставится в тех же формах рода, числа и падежа, что и главное слово.

Зависимое слово ставится при главном в определённом косвенном падеже с предлогом или без предлога.

Зависимое неизменяемо слово (или форма слова) связывается с главным только по смыслу и интонационно.

зависимое слово может быть выражено: именем прилагательным (трудная задача), местоимением-прилагательным (наш  друг), причастием (набегающая волна), порядковым числительным (второй подъезд).

Зависимое слово может быть выражено: существительным (разбить вазу), местоимением-существительным (сказать ему), количественным числительным (разделить на пять).

зависимое слово может быть выражено: наречием (громко плачет), инфинитивом (готов помочь), деепричастием (работать не переставая), формой сравнительной степени прилагательного или наречия (мальчик постарше, подойти ближе), неизменяемыми притяжательными местоимениями (её подруга).

- Для того чтобы вам было проще определить способ подчинительной связи слов в ССЧ, воспользуйтесь следующим алгоритмом:

1. Найдите в ССЧ главное и зависимое слово.

2. Измените главное слово.

3. Измените зависимое слово:

Если это наречие, деепричастие, инфинитив, то способ связиПРИМЫКАНИЕ

Если зависимое слово изменяется, то способ связи СОГЛАСОВАНИЕ

Если зависимое слово не изменяется, то определить его часть речи:

Если это существительное, местоимение-существительное, количественное числительное, то способ связиУПРАВЛЕНИЕ

4. Первичное закрепление материала.

- Закрепим полученные знания. Я продиктую ССЧ, вам необходимо определить способ связи слов в данных ССЧ. (Один ученик работает у доски, остальные выполняют задание в тетрадях. Предупредительный диктант).

1 задание: Летнее солнце, верить в успех, хотел сказать, участвовать в походе, третий дом, добросовестные труженики, интеллигентные люди, жить играючи, меткое выражение, помогать по-соседски, писал не торопясь, современное мировоззрение.

- Итак, в чем отличие способов подчинительной связи слов в ССЧ?

2 задание: Обратимся к карточкам  №1.  Из предложения выпишите по одному словосочетанию со связью: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ и ПРИМЫКАНИЕ (ученики работаю самостоятельно, затем задание проверяется коллективно):

1.Писатель, истинный писатель, не поступается своей совестью, даже терпя нужду.

2.Но тогда на чём мы должны строить свои суждения о жизни общества?

3.При том сражении русская армия одновременно потеряла лучших воинов и приобрела лучшие страницы летописи и победы.

- Итак, какой частью речи выражены зависимые слова в ССЧ?

3 задание: следующее задание составлено по принципу задания на экзамене. (Каждый ученик получает индивидуальную карточку. В классе под диктовку разбирают только по три ССЧ из каждого задания. Оставшиеся ССЧ ученики самостоятельно разбирают дома).

ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

1. бессонная ночь – ночь без сна

2. подземный переход – переход под землёй

3. алгебраическая задача – задача по алгебре

без предлога:

4. солнечная энергия – энергия солнца

5. лесной запах – запах леса

6. учительский стол - стол учителя

ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ (то есть делаем всё наоборот)

1. каша из гречки – гречневая каша

2. снаряд для спортсменов – спортивный снаряд

3. тропинка в гору - горная тропинка

4. человек без совести - бессовестный человек

5. совет отца – отцовский совет

6.особняк в три этажа - трёхэтажный особняк

ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

1. жалостно посмотрел – посмотрел с жалостью

2. смело спрыгнул – прыгнул со смелостью

3. устало шагал – шагал с усталостью

4. осторожно слез – слез с осторожностью

5. спокойно делал – делал со спокойствием

6. бесстрашно бросился – бросился без страха

ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ (делаем наоборот).

1. говорил с тревогой – тревожно говорил

2. ждал с напряжением – напряжённо ждал

3. охранял с заботой – заботливо охранял

4. глядел со смущением – смущённо глядел

5. уезжал со спокойствием - спокойно уезжал

6. отзывался с гордостью – гордо отзывался

5. Домашнее задание.

Дома определите способ связи слов в данных ССЧ.

6. Подведение итогов.

- Итак, сегодня на уроке мы вспомнили информацию о способах связи слов в ССЧ. Перечислите способы связи слов в ССЧ? По каким признакам отличить эти способы связи?

Таким образом, цель нашего урока достигнута.

Выставление оценок.

Урок окончен!

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.