logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цели урока: познакомить учащихся с понятиями лексика, лексическое значение слов;

обратить внимание  учащихся на необходимость  обогащать свою речь;

развивать навыки работы с толковым словарем.

ХОД  УРОКА

I. Организационный момент.

(Число, вид работы в тетрадях, место оставить для записи темы урока)

II. Объяснение нового материала  ( с презентацией)

Учитель: Давайте вспомним, какие  разделы языкознания есть в нашем языке и какие единицы языка «живут» в каждом из языковых разделов. Соотнесите слова из первого столбика со словами из правого по образцу:   6 – в  (цифра – буква)

1. Фонетика            а) буквы

2. Пунктуация          б) предложение

3. Графика               в) слова

4. Синтаксис           г) звуки

5. Лексика                д) знаки препинания

- Проверим работу. Есть такие, кто не ошибся при ее выполнении?

Дети: Да(нет) (1-г,2-д,3-а,4-б,5-в)

(за  сделанную работу  поставить оценки)

Учитель: А что в этих ответах для вас было новым? О каком разделе языкознания  мы еще не говорили?

Дети: О лексике, о словах.

Учитель: Как думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

Дети: Лексика. Лексическое значение слова.

Учитель: Запишите тему урока там, где вы пропустили строчку.

Учитель: Так что же такое словарный состав языка или просто - слова?

Дети: Лексика.

Учитель: Да, все слова языка – это лексика языка, потому что  lexis  в переводе с греческого значит  «слово, выражение»

Каждое слово в языке имеет своё лексическое значение, т.е. что-то обозначает, например:  зима это?

Дети: самое холодное время года;

Учитель: праздник ?

Дети: день торжества, установленный в честь или память какого-либо события.

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на  слайд. Здесь представлены  слова:

ясли, Сочельник, вертеп, святки, колядки.

Все ли эти таинственные слова вам, ребята, знакомы?

Дети: Нет, конечно.

Учитель: А хотите узнать, что они означают?

Дети: Да!

Учитель: Тогда соберитесь с мыслями, наберитесь терпения и за работу!

Запишите в столбик через строчку все эти слова. Мы к ним будем обращаться, записывая их значения.

- А как вы думаете, в нашем языке много таких, незнакомых, слов?

Дети: Конечно, да!

Учитель: Н.В.Гоголь тоже очень давно отметил эту особенность нашего языка.

Вот что он написал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценнее самой вещи!..» (на слайде)

К.Г.Паустовский, подчеркивая богатство русского языка, отмечал: «Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».(на слайде)

- Очень важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово, как это делали наши знаменитые писатели и поэты.

III. Значение слова Рождество.

Учитель:      Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было младенцу в вертепе
На склоне холма.

Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями теплая дымка плыла … (Б.Пастернак)

Учитель: Как вы думаете, о каком событии всемирной истории так таинственно-спокойно написал Б.Пастернак?

Дети: Рождество Иисуса Христа.

Учитель: Да, верно. А есть ли в этом отрывке слова, которые сегодня уже звучали в начале урока?

Дети: Да, вертеп, ясли.

Учитель: Значит, можно предположить, что и остальные слова тоже имеют отношение к празднику?

Дети: да.

Учитель: Да, ребята, все эти слова объединены общей, праздничной, темой Рождества Христова. Давайте откроем толковый словарь, который лежит у вас на партах и найдем  лексическое значение первого слова ясли.

(работа в группах)

- Запишите себе это значение в тетрадь.

- А вот так выглядят ясли в действительности! (слайд)

Учитель: Слово Рождество значит «рождение, годовщина рождения, память». День памяти Рождества Христова, который отмечается в нашей стране…? Когда?

Дети: 7 января..

Учитель: А что вы знаете про этот праздник?

Дети: ….

Учитель: А еще говорят, что это очень светлый, лучезарный, теплый, добрый праздник, несмотря на то, что отмечается в самые лютые морозы. Это самый мистический, волшебный праздник, когда происходят чудеса, исполняются желания.  Поэты, как никто другой, всегда могли передать особенную атмосферу рождества.

- А теперь давайте проверим,  сможете ли вы почувствовать чудесную атмосферу праздника и из тех произведений, которые я вам предложу, выбрать только те слова и словосочетания, которые будут напоминать об этом волшебном рождественском  празднике, т.е. покажите мне, есть ли у вас лексическое чутьё.

- Возьмите в руки карандаш и подчеркните 1 вариант - в стихотворении Блока рождественские слова или словосочетания, а 2 вариант – в стихотворении Жуковского таинственные слова и словосочетания.

Обращайте внимание на сноски к незнакомым словам, там дано их лексическое значение.

Александр Блок    СОЧЕЛЬНИК  В ЛЕСУ. (1 вариант)

Ризу накрест обвязав,
Свечку к палке привязав,
Реет ангел невелик,
Реет лесом, светлолик.
В снежно-белой тишине
От сосны порхнет к сосне,
Тронет свечкою сучок –
Треснет, вспыхнет огонек,
Округлится, задрожит,
Как по нитке, побежит
Там и сям, и тут, и здесь...
Зимний лес сияет весь!

Так легко, как снежный пух,
Рождества крылатый дух
Озаряет небеса,
Сводит праздник на леса,
Чтоб от неба и земли
Светы встретиться могли,
Чтоб меж небом и землей
Загорелся луч иной,
Чтоб от света малых свеч
Длинный луч, как острый меч,
Сердце светом пронизал,
Путь неложный указал.

*Риза - одежда священника при богослужении

*Реять – летать плавно, парить

*Сводит - спускает сверху вниз

*Светлолик – ангел

*неложный – честный, правильный

В. Жуковский         НОЧЬ НА НОВЫЙ ГОД   (2 вариант)

Скрипнет снег – сердца займутся –
Снова тихая луна.
За воротами смеются,
Дальше – улица темна…
…Жду полуночной поры.
Кто-то шепчет и смеется,
И горят, горят костры...
Скрипнет снег – в морозной дали
Тихий крадущийся свет.
Чьи-то санки пробежали...
«Ваше имя?» - Смех в ответ...
Вот поднялся вихорь снежный,
Побелело все крыльцо...
И смеющийся и нежный
Закрывает мне лицо...

Лежат холодные туманы,
Бледнея, крадется луна.
Душа задумчивой Светланы
Мечтой чудесной смущена...

*Займутся - начнут гореть, разгораться.

Учитель: Проверим ваши работы.

- А теперь  посмотрите на стихотворение  Блока и назовите следующее слово из уже знакомого нам ряда слов, объединенных темой Рождества.

Дети: Сочельник.

Учитель: откройте толковый словарь, найдите и запишите себе значение этого слова в тетрадь, смотрите за верным написанием слов.

Учитель: Вот как это время описывает Алексей Толстой в повести

«Детство Никиты»: «…Настал сочельник. Елку украсили, опутали золотой паутиной, повесили цепи и вставили свечи в цветные защипочки...Вечером, когда взошла звезда, раскрылись двери в гостиную…,где от пола до потолка сияла елка множеством, множеством свечей. Она стояла, как огненное дерево, переливаясь золотом, искрами, длинными лучами. Свет от нее шел густой, теплый, пахнущий хвоей, воском, мандаринами, медовыми пряниками <...>. В гостиной раскрылись другие двери и, теснясь к стене, вошли деревенские мальчики и девочки. <...> Захлопали хлопушки, запахло хлопушечным порохом, зашуршали колпаки из папиросной бумаги. <...> Теперь было слышно, как щелкали орехи, хрустела скорлупа под ногами, как дышали дети носами, развязывая пакеты с подарками…»

-Красиво? Таинственно? Молодец Алексей Толстой?

А теперь вы попробуете себя в роли писателей.

Перечитайте все подчеркнутые вами ранее рождественские и таинственные слова и представьте, что сейчас Сочельник, канун Рождества. Уже ночь, вы засыпаете и видите сон…. (музыка) « Сон накануне Рождества». Подумайте и запишите небольшой текст (5-6 предложений), используя  свой лексический запас слов и, если это необходимо, подчеркнутые ранее слова и словосочетания. Помните о том, что это таинственный праздник, волшебный.

Дети: ……………………

Учитель: Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Дети: зачитывают две-три работы.

У меня получился вот такой текст: (слайд)

Полночь. Мне снится добрый сон. Я захожу в таинственный  светлый зал.

Тишина. Горят  свечи. Звучит вальс.

И  вдруг откуда ни возьмись -  нежные чудесные  образы, похожие на легкие снежинки.

Вальс звучит всё громче и громче… А снежинки кружатся всё быстрее и быстрее…

В воздухе  появляется  крылатый дух Рождества. Чувствуется праздник!

IV. Физкультминутка (дети повторяют за мной движения под музыку Чайковского)

Учитель: У нас остались непонятными еще несколько слов.

- Поработайте самостоятельно с толковым словарем и запишите в тетрадь толкование словам: святки, колядки.

- Проверим то, что вы записали.

Учитель:

А вот как о  чудесном рождении Христа написал поэт И.Бродский

Волхвы пришли. Младенец крепко спал.

Звезда светила ярко с небосвода.

Холодный ветер снег в сугроб сгребал.

Шуршал песок. Костер трещал у входа.

Дым шел свечой. Огонь вился крючком.

И тени становились то короче,

То вдруг длинней. Никто не знал кругом,

Что жизни счёт начнется с этой ночи.

Волхвы пришли. Младенец крепко спал.

Крутые своды ясли окружали.

Кружился снег. Клубился белый пар.

Лежал младенец, и дары лежали.

Учитель: А значение какого  слова вы хотели бы узнать?

Дети: (на внимание! Они должны заметить выделенное слово)

Учитель: Волхв, волх (стар.) — мудрец, звездочет, астролог: «Волховать, волошить» — «волшебничать, волшебствовать, колдовать, чаровать, кудесить, знахарить, гадать, ворожить, ведьмовать, заговаривать, напускать, шептать» Волхв — одно из древнейших названий кудесника, «сильного» ведуна.  Согласно Библии, волхвы приносят дары младенцу Христу;

Волхв — название кудесника,  употребляемое в книжной, письменной речи, является также народным, распространенным во многих районах России. Это название сохраняет оттенок некоторой торжественности, загадочности, связывается с особыми, «книжными» способами колдовства, с «волхованием по книгам волховным», с колдовскими словами, как и Святки, как и Рождество, как и Крещение.

- На мой взгляд, именно это слово еще раз доказывает, что Рождество – необычный праздник, связанный с волшебством.

Итак,  время нашего урока подходит к концу. Давайте обобщим то, что сегодня узнали.

1) что такое лексика?

2) что такое лексическое значение слова?

3) зачем нужно пополнять свой лексический запас?

4) как можно узнать лексическое значение незнакомого слова?

5) на какую тему были слова, лексическое значение которых вы сегодня  узнавали?

Учитель: По-моему, волхвы собрались здесь сегодня в классе… Они наколдовали, и мы с вами забыли что-то доделать. Посмотрите, всем словам, связанным с  зимним праздником Рождества Христова, мы дали толкование?

Дети: Нет, вертеп остался.

Учитель: Давайте прочитаем еще раз первоначальный  текст и попробуем в нем найти слово, которое объяснит нам лексическое значение слова вертеп.

Дети: пещера.

Учитель: Верно, запишите в тетрадь значение последнего слова.

- Как вы думаете, какой еще прием нахождения лексического значения слова мы с  вами сейчас использовали?

Дети: внимательно читать текст, может быть там будет объяснение при помощи другого слова.

Учитель: Молодцы вы сегодня! Можете смело под Рождество загадывать заветное желание – оно обязательно исполнится! Но отменить домашнее задание, к сожалению,  не сможет.

- Дома вы будете выполнять задание, которое вам понравится больше:

1) записать в тетрадь народные приметы, связанные с праздником Рождества.

2) составить кроссворд со словами – существительными на тему «Рождество».

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.