logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока:

1.  Расширить представления учеников о предложении.

2.  Дать понятие об односоставных предложениях.

3. Воспитывать у учащихся чувства любви к родному краю.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сообщение темы.  Целеполагание.

2. Работа учащихся в группах. Для наблюдения я предлагаю вам строчки из стихотворений пермских поэтов.

Первое  наблюдение.

Опять зима, опять мороз.

В камской зелени и сини

Крахмальный скрип сухого снега.

Жил и в грозах, и в тиши           
Куржак на веточках берез.

Город в глубине России -

Дымок над кровом человека.

В глубине моей души.

И солнце – яркое до слёз.

Владимир Радкевич

Алексей Решетов

Задание. Найдите грамматические основы.

Чем отличаются построения предложений?

Вывод. Есть предложения и с подлежащим, и  со сказуемым. Это   двусоставные предложения.

Предложения с одним главным членом называются односоставными.

Второе наблюдение.

Чем отличаются следующие  строки из стихотворений?

1)    Иду по улице Солдатова

С грустинкой лёгкой на душе.

Геннадий Семёнов.


2) С холма увидишь Каму, мост и трубы

На городской окраине Висим,

Увидишь дом, узорчатый по срубу,

Домами- этажерками тесним.

Нина Субботина

3) Наша школа №140 находится на улице Льва Толстого.

Улицу назвали в честь великого русского писателя.

Задание. Определите тип односоставных предложений , используя таблицы.

Виды

предложений

Значение

Форма сказуемого

Пример

Определённо - личное

Действующее лицо мыслится определённо

( я, мы, ты, вы)

1-ое и 2-ое л.

наст. и буд. вр.

изъявительного и повелительного наклонения

Расскажу тебе всё при встрече.

Идите скорее сюда!

Неопределённо - личное

Лицо мыслится

Неопределённо

( кто –то, не важно кто)

3 –е мн.ч.

наст. и буд. вр.;

повел.накл., мн.ч.прош.вр.,

мн.ч. условного

наклонения

За стеной играют на рояле.

Почту ещё не приносили.

Обобщенно - личное

Лицо мыслится обобщенно (все, любой, каждый)

Как в опр-л. или

В неопр. – л.

предложениях

На деньги ума не купишь.

Цыплят по осени считают.

Способы выражения сказуемого

Примеры

1.Безличный глагол

2.Личный глагол в значении  безличного

3. Инфинитив

4.Модальное слово ( надо, нужно, можно, возможно, нельзя и т.д.) в сочетании с инфинитивом

5.Краткая форма страдательного причастия

6.Слова категории состояния

7.Слово НЕТ( а также безличная форма глагола быть)

Вечереет. Подморозило.

С деревьев капало.

Вам не видать таких сражений (М.Лермонтов)

Под снегом ещё моно найти свежие лесные цветы.

У меня не прибрано.

Мне грустно от того, что весело тебе. (М.Лермонтов)

Денег у него нет, не было и не будет.

Вывод. Односоставные предложения делятся на назывные, определённо-личные, неопределённо – личные, обобщенно-личные, безличные.

3. Закрепление.

Определите разряд односоставных предложений :

Определённо- личные –о-л

неопределённо- личные – н-л

Обобщённо-личные- об-л

безличные- б-л

Назывные- н

1.Вот мой дом.

2.Слезами горю не поможешь.

3.Светает.

4.В посёлке строят школу.

5. Мне холодно.

6.Не жалею, не зову, не плачу..

7….И на обломках самовластья напишут наши имена!

8.Спи ж, пока забот не знаешь, баюшки-баю.

9.Дни поздней осени бранят обыкновенно..

10.Люблю грозу в начале мая.

4. Работа в группах.

4.1.

1. Особенно много светлячков бывает в конце июня. В народе их раньше называли «Ивановыми червячками».

2. Жучки появились накануне древнего земледельческого праздника Ивана Купалы.

3. Вот зеленоватые огоньки. Это жучки-светлячки. Они живые! Они светят до самой зари.

4. Свет наших жучков довольно не яркий. В Южной Америке есть насекомые, которые светят очень ярко. Это жуки кукубано. Их свет так красив, что женщины даже украшают этими живыми фонариками свои причёски.

5. Июнь. Ночь в лесу. Аромат трав. Запах цветов и свежей листвы. Таинственные звуки и шорохи.

Задания.

1.Составьте и запишите текст.    Т- 1 ч. -5 н.;   2 ч. – 2 н.; 3 и 4 ч. -  -; 5 ч. – 2 н.Подчеркните грам.основу.

2. Сделайте синтаксический разбор неопределённо- личного предложения.

3.Укажите существительные и глаголы с одинаковыми орфограммами и одинаковым морфемным составом.

4.2

В известное время на лапти был огромный интерес. Но это была невыгодная продукция, потому что ее производство требовало большого количества времени, но не приносило хорошего дохода. Занимались лаптеплетением из-за того, что с малых  лет занимались этой работой.

Орудий производства для плетения было немного: острый нож, железный крючок для подкидки, подсовывания лыка и колодка. Лапти делали разные: пятилычные, шестилычные, семилычные, восьмёрки, девятки, десятки, одиннадцатки и дюжинные, то есть в двенадцать концов, или лык.

Делили ещё лапти на сорта: широколычные и узколычные. Широколычные лапти плели из широкого лыка. Этим уменьшали временные затраты.

Лыко снимаем в июне. В это время оно легко отходило от дерева. Липняк рубили, делали на нем продольный разрез и лапообразным крючком снимали молодую кору. Привезенный в дом материал размачивали в течение семи дней.

Время основного плетения тянулось с Покрова до Пасхи. Смешна была цифра среднегодового заработка мастера, ежедневно работающего от проблесков зари до одиннадцати часов вечера. За весь товар получили около десяти рублей. Трудились много и за небольшую плату, но от дела все-таки не уходили!

Задания.

1.Выпишите  неопределённо-личные предложения, подчеркните сказуемые.

2.Из предложения Лыко снимаем в июне. выпишите словосочетание с типом связи - управление.

3.Из 4-го абзаца выпишите все предлоги.

4.Сделайте морфемный разбор слов   занимались, пятилычные, временные.

5.Из последнего абзаца выпишите причастие.

6.Определите часть речи слова восьмёрки.

7.Из предложения Привезенный в дом материал размачивали в течение семи дней. выпишите слово(а), количество звуков в которых- 8.

5. Подведение итогов. Тест «Проверь себя»

Определите тип односоставных предложений:

А – определённо – личное

Б – неопределённо – личное

В – обобщенно – личное

Г -  безличное

Д – назывное

1.Идите скорее сюда!

2.У въезда в усадьбу всегда многолюдно.

3. Нам пришлось свернуть с шоссе и ехать просёлками.

4.Страшный треск. Крики.

5.Денег у него нет, не было и не будет.

6.Вижу лунный луг сквозь листву ракит.

7.Чужим умом умён не будешь.

8.Бывает, зайдёшь в глухое место, сядешь на пенёк отдохнуть и думаешь.

9.Вам не видать таких сражений.

10.На деньги ума не купишь.

11.У меня не прибрано.

12.Хочу записаться в секцию плавания.

13.Мне выгоднее всего было остаться при вашей больнице.

14.Вот и весна.

15.Перелётным птицам надевают на лапки кольца с маркировкой.

16.Примите дивное посланье из края дальнего сего.

17.От его слов становится нестерпимо жутко.

18.Уверенным шагом вступаю в лес, двигаюсь не торопясь.

19.Ночью холодом веет с земли.

20.За одного битого двух небитых дают.

6. Вывод по уроку.

Какова была  цель урока ? Достигли ли мы её?

Что нового узнали?

Почему не всё получилось?

7. Домашнее задание.

Выучить правило.

Выборочно : 1. Упр.341, 342

2. Составить тест « Односоставные предложения» (20 предложений).

3. Выполнить тест

Односоставные предложения

(1) На улице показалось все не так страшно, хоть и темнело (уже день таял), когда мы выехали за околицу. (2) Мело как будто полегче. (3) Косо, в одном направлении, в правую щеку. (4) Возница горой заслонял от меня круп первой лошади.(5) Взяли лошади действительно бодро, вытянулись, и саночки пошли метать по ухабам. (6) Я развалился в них, сразу согрелся и начал думать об умирающей девушке, к которой меня везли. (7) Год назад мне довелось оперировать так же разбившуюся на санях женщину. (8) Но тогда Бог спас, всё обошлось.

(9) Незаметно меня охватила нега, и глаза как-то сами собою стали закрываться. (10) Я уже видел, как возвращаюсь домой, и чувствовал его тепло и уют. (11) Меня начало качать… (12) Голос возницы:»Вон, доктор, уже деревню видно!»- заставил меня очнуться. (13) Да, ни с чем не сравнишь то щемящее сладостное чувство, когда возвращаешься домой после долгого и трудного отсутствия. (По М.Булгакову)

А. Какие простые предложения являются  ОДНОСОСТАВНЫМИ,

1.2,3,12           2. 2,3,11,13            3.2,3,7,11           4.2,7,11

Б. Укажите сложные предложения (в том числе с прямой речью), в состав которых входят ОДНОСОСТАВНЫЕ предложения.

1.1,6,8,13       2.1,10,12,13         3.6,13           4.1,6,12,13

В. Найдите БЕЗЛИЧНЫЕ предложения( в том числе в составе сложных предложений и конструкций с прямой речью)

1.1,2,6,11,13       2.1,2,3,7,11,12         3.1,2,11,13     4.1,2,3,8,11

Г. Найдите НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ предложения, в том числе в составе сложных предложений.

1.6            2.1,6          3.6,13        4.6,11,13

Д. Укажите ОБОБЩЕННО-ЛИЧНЫЕ предложения ,в том числе в составе сложных предложений.

1.1,3,6.11      2,1,2      3.1,13       4.13

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.