logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цели:

Обучающие:

повторить правила постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами;

обобщить знания по синтаксическому разбору предложения, понятиям и терминам русского языка, орфоэпическому анализу слова;

усвоить литературное произношение слов.

Развивающие:

развить умения выделять существенные признаки, видеть закономерность, делать выводы;

способствовать развитию логического мышления, речи.

Воспитывающие:

создание необходимого эмоционального настроя, условий для позитивной работы;

воспитывать культуру общения, собранность, доброжелательное отношение к одноклассникам.

Этапы урока:

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Актуализация опорных знаний

Повторение и обобщение темы

Закрепление: коллективная и индивидуальная работа(с заданием повышенного уровня)

Подведение итогов урока, выставление оценок

Домашнее задание

Ход урока

I. Орг. момент

(проверка готовности учеников к уроку, наличия письменных принадлежностей, создание положительного настроя на занятие)

II. Объявление целей урока (см. выше)

– Мы с вами сегодня вспомним тему «Обобщающие слова при однородных членах предложения», научимся находить обобщающие слова, в предложениях, соотносить их с однородными членами и правильно делать выбор в постановке пунктуационного знака, а также:

повторим синт. разбор предложения,

вспомним значение терминов и понятий русского языка.

В конце урока – диагностическая работа на проверку усвоения сегодняшнего материала.

– Начнем с частичной проверки д.з, и повторения орфоэпии.

III. Повторение, проверка д./з.

1) Работа по индивидуальным карточкам (орфоэпия)

– что такое орфоэпия? (система единых норм произношения слов)

2) Коллективная работа по транскрипции (у доски):

– что такое транскрипция? (обозначение слова звуками)

– Напишите транскрипцию слов:

КРЕМ

БОГ

БУЛОЧНАЯ

СВИТЕР

ПЮРЕ

3) Разбор предложения из домашней работы. (синтаксический)

На юбилей турфирма заказала цветы: орхидеи, розы и хризантемы, которые были закуплены по каталогу.

– Чем осложнена 1 часть предложения? (обобщ. словом при однор. членах предложения)

– Что же такое обобщающее слово? (Ответы учащихся.)

Вывод: Обобщающие слова – это одно общее наименование всем однородным членам.

– Какие члены предложения мы называем «однородными»? (обозначают одно понятие, отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному слову)

Это один из примеров предложения с обобщ.словом при однородных членах предложения.

Давайте проанализируем предложения из таблицы и объясним в них пунктуационные правила.

IV. Основная часть

(Запись темы урока, работа с таблицей, анализ предложений из худ. лит-ры)

1) №4 – а именно, например – уточняющие слова; №5 – короче говоря, одним словом – вводные слова

2) Обратите внимание, что при обобщающем слове, стоящем перед однородными членами, обобщающее слово произносится с логическим ударением и интонацией предупреждения. Перед однородными членами пауза и они читаются пониженным тоном с перечислительной интонацией.

3) (Доп: ДВОЕТОЧИЕ не ставится

Перед одн. чл.предл., выраж. именами собств., геогр. наим, назв. лит. произв.,

ЕСЛИ им предшествует ОБЩЕЕ ДЛЯ НИХ ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ СЛОВО, не выступающее в роли обобщающего слова.

Туристы побывали в городах Новгороде, Пскове, Санкт-Петербурге.)

ВЫВОД: Обобщающие слова включают в себя следующие грамматические признаки:

равенство понятий обобщающего слова и однородных членов предложения;

способность обобщающего слова быть любым членом предложения (как главным, так и второстепенным);

возможность быть выраженным любой частью речи, словосочетанием, фразеологическим оборотом и даже предложением;

способность находиться как впереди, так и позади однородных членов и даже разрывать их;

определенное интонационное оформление обобщающих слов.

V. Закрепление темы

1) (запись предложений под диктовку, разбор на доске и индив., сост. схем одн. чл. предл. с обобщ.)

а) В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А.П.Чехов)
б) Среди птиц, насекомых – словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени. (И. Тургенев)
в) Мне казалось, что все это: и крики газетчиков, и заводские гудки,и торопливые свистки паровозов – имеет какое-то отношение к моему приезду. (М. Горький)

2) С.р. с раздаточным материалом. (+доп.карточки по желанию)

VI. Подведение итогов

Что нового узнали на уроке?

Были ли трудности?

VII. Домашнее задание

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.