logo
 
 

1. Внутренняя политика

1.1. Причины Февральской революции

Обычно принято отделять в исторических событиях внешние поводы от внутренних причин, но само историческое действие представляет собой сложный сплав, в котором трудно вычленить случайное и закономерное. В Февральской революции нередко первостепенную роль играли, казалось бы, незначительные обстоятельства, но именно чередование и последовательность ее этапов отчетливо обнаруживает логику разложения, присущую любому «старому порядку».

Важнейшей причиной февральского переворота 1917 г. стало глубокое падение престижа государственной власти. Недостатки бюрократического управления страной необычайно обнажились в условиях войны. Патриотическая эйфория 1914 г. быстро прошла. К тяжелой, упорной и преимущественно неудачной для России позиционной борьбе последующих лет русское общество не было готово ни политически, ни экономически, ни психологически. Хозяйство постепенно приходило в упадок, инфляция росла, продукты все труднее было доставать. Нехватка боеприпасов и продовольствия на фронте, слабость военного командования и узость его оперативного мышления усилили государственный хаос.

Подробнее...

1. Экономические системы

1.1. Экономическая программа Временного правительства

Оформленная в марте-апреле 1917 г. экономическая программа нового правительства покоилась на нескольких основных принципах: 1) ограниченное государственное вмешательство в деятельность промышленности с тем, чтобы отладить и отрегулировать ее работу. В документах коалиционного правительства и, в частности, в Декларации 6 мая предполагалось, что государственный контроль должен быть дополнен контролем общественным; 2) «раскрепощение труда». Под этим понималось, прежде всего, улучшение труда и быта рабочих, предоставление им права на стачку, создание паритетных органов, регулирующих трудовые отношения и гасящих трудовые споры; 3) поощрение частной инициативы и предпринимательства, устранение сковывавших их законодательных стеснений; 4) ограничение прибылей промышленников. В Декларации 6 мая эта цель изложена следующим образом: «правительство обратит особое внимание на усиление прямого обложения имущих классов»; 5) преодоление продовольственного кризиса путем введения хлебной монополии; 6) усовершенствование аграрного законодательства с целью предотвратить спекуляцию землей.

Подробнее...

1. Демографические и социальные характеристики

В 1916–1917 гг. были проведены две переписи: поземельная 1916 г. (она учитывала сельское население и не касалась оккупированных территорий) и поземельная и городская перепись мая-июня 1917 г. Однако точную цифру населения в 1917 г. установить трудно — по разным оценкам она колеблется в пределах 160–170 млн человек. Примерно 18 % из их числа принадлежало к городскому населению, 82 % — к сельскому. В 1917 г. итог естественного прироста населения равнялся -2,8 (рождаемость в 1917 г. составила 26,3, а смертность — 29,1 на 1000 человек). И смертность, и сокращение рождаемости были непосредственно связаны с войной, с убылью мужского населения, болезнями и смертью на фронте, ухудшением материального положения. Система здравоохранения почти не подвергалась реформам в бурном 1917 г. и в целом находилась не на очень высоком уровне. Число больничных коек в 1917 г. составило 55,6 тыс., сократившись по сравнению с 1913 г. более чем на 9 тыс. Существенно снизилось по сравнению с 1913 г. число коек в родильных медицинских учреждениях.

Подробнее...

1. Высшие органы власти

Система высших органов власти лишь отчасти была затронута революцией. Ее перестройка свелась скорее к устранению лиц, а не государственных учреждений. Любые «передвижки» в системе власти старались обставлять множеством юридических актов, но механизмы принятия этих актов противоречили Основным законам Российской империи. Новое правительство было создано Временным комитетом Государственной думы, его программа определялась соглашением думцев и Совета, а его председателя назначил император. Те же немыслимые с юридической точки зрения и причудливые «властные» комбинации возникали и в других случаях, служа наглядным примером политико-государственного хаоса первых дней революции.

8 марта 1917 г. Совет министров получил новое название — Временное правительство, под которым и действовал вплоть до своего крушения в октябре 1917 г. Прежние министерства были сохранены, причем часть из них под своими старыми названиями: Министерство иностранных дел, Министерство земледелия, Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Министерство финансов, Министерство народного просвещения.

Подробнее...

1. Общие тенденции развития

Культура не может быть свободна от политических и социальных реалий, но эта зависимость в целом слабо выявилась после политического переворота в феврале 1917 г. Историк, сравнивающий культурные процессы «революционных» 1905 и 1917 гг., сразу отметит чрезмерную политизированность первых и необычную аполитичность вторых. Отчасти это можно объяснить тем, что в 1905 г. мы видим специфическое совпадение политического и художественного новаторства: выпады против власти были созвучны по духу выпадам против прежних художественных приемов. Эпохи художественного, философского и политического брожения совпали по времени, и этот дух всеобщего протеста пропитал политикой всю культуру. Во многом этому способствовало и еще неразложившееся к 1905 г. единство интеллигентского круга, который в значительной мере характеризовался коллективным оппозиционным настроем, коллективным оппозиционным поведением, общностью логики и содержания политической мысли.

Подробнее...

1. Внутренняя политика

1.1. Ход революции

Восстание в Петрограде

Октябрьская революция 1917 года на своем начальном этапе довольно точно повторила сценарий февральского переворота. От центра к провинциям — таким был ее ход. Отправной точкой революции стал захват большевиками власти в Петрограде 25–26 октября 1917 г. Восстание началось 24 октября 1917 г. В этот день красногвардейцы и части петроградского гарнизона заняли все мосты, за исключением Николаевского и Дворцового, и Главный телеграф. 25 октября под контроль восставших солдат и матросов перешли Главный почтамт, Государственный банк, Центральная телефонная станция. Утром 25 октября министр-председатель А.Ф. Керенский был вынужден покинуть Петроград. К вечеру почти весь город оказался в руках большевистских отрядов. Ряды защитников Временного правительства быстро таяли, главной его опорой стали юнкера военных училищ. В ночь с 25 на 26 октября резиденция правительства — Зимний дворец — была окружена и взята восставшими. Члены Временного правительства были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость.

Подробнее...

1. Экономические системы

1.1. Переход к «военному коммунизму»

Военный коммунизм не возник мгновенно — возможно поэтому столь долгой и мучительной стала его агония. Его истоки ищут в Гражданской войне. Но первые его симптомы наблюдались задолго до того, как страна оказалась в пучине кровавой схватки. Военный коммунизм явился следствием не столько войны, сколько экономического хаоса, вызванного политическими междоусобицами. Он был судорожной попыткой предотвратить падение России в пропасть. В целом военный коммунизм — это набор хаотичных, плохо продуманных и увязанных друг с другом и зачастую непоследовательных мер. Многие из них вызывались или сиюминутными потребностями, или идеологическими мотивами. Нередко то и другое переплеталось. То, что на первых порах считалось вынужденным шагом, затем приобретало устойчивость ввиду своего нарочито «коммунистического» духа.

Подробнее...

1. Демографические и социальные характеристики

В период революции и Гражданской войны не существовало сколь-нибудь надежной статистики и потому предпочтение той или иной цифре всегда будет в какой-то мере произвольным. Многие из цифр заведомо оценочны и возникли в результате более поздних подсчетов, причем зачастую не прямых, а косвенных. На значительной части территории бывшей Российской империи власть менялась нередко по нескольку раз в течение одного года, и вести здесь сколь-нибудь точный статистический учет было невозможно.

Время 1917–1920 гг. обычно считают первой советской демографической катастрофой. Мировая и Гражданская войны, эмиграция и эпидемии способствовали резкому сокращению численности населения России. По оценке Б.Ц. Урланиса, в Гражданской войне было убито 300 тыс. человек, умерло от ран 50 тыс. и от болезней 450 тыс. человек.

Подробнее...

1. Высшие органы власти

В первые недели после победы большевиков в октябре 1917 г. не было ни достаточно разветвленной пирамиды власти, ни законов, очерчивающих сферу действия новых политических учреждений. Высшим государственным органом Российской республики объявлялся Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. До принятия Конституции 1918 г. его статус не был четко определен. Съезд присваивал себе те или иные функции, исходя из общих представлений о том круге прав, которым обычно должны обладать носители высшей государственной власти. Прерогативы съезда в перерыве между его созывами принадлежали Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету (ВЦИК). Высшим исполнительным органом республики являлся Совет Народных Комиссаров (Совнарком). Он был образован под председательством В.И. Ленина II Всероссийским съездом Советов 26 октября 1917 г.

Подробнее...

1. Общие тенденции развития

Октябрьский переворот не был случайностью и являлся таким же порождением общественного брожения, как и ранее Февральская революция. С одной стороны, он отразил усиление анархистского настроя масс, стремление к полному и беспощадному устранению всего того, что связывалось ими со старым режимом, их нежелание подчиняться сковывающим законообразным ритуалам, сколь бы «революционно» они ни обосновывались. С другой стороны, здесь сказалась их апатия и разочарование в умеренно-социалистических лозунгах.

«Большевистские» настроения охватили в конце 1917 г. значительные слои людей. Но во многих случаях можно говорить лишь о совпадении низовых политических устремлений и большевистских лозунгов, зачастую имевших популистский характер и использовавшихся как инструмент достижения власти.

Подробнее...

1. Внутренняя политика

1.1. Кризис 1921 г

Прекращение войны поначалу слабо сказалось на политическом и экономическом курсе правящей партии. Простота и временный эффект военно-коммунистических приемов производства и распределения рождали иллюзии их вечности и неизменности. Все лишь чуть поправлялось и ретушировалось, но не менялось по своей сути. Посевные площади сокращались — с этим боролись путем создания надзирающих посевных комиссий. Рабочие не хотели работать за бесценок — издавались грозные указы, никого, впрочем, не пугавшие. Отменялась плата за услуги, и не обращалось внимания на то, что сами услуги становились ничтожными.

Экономической политике на рубеже 1920–1921 гг. был присущ дух охранения военно-коммунистического наследия. Государственный кризис 1921 г. означал крах военно-коммунистической утопии в том виде, в каком она представлялась большевистским теоретикам 1918–1920 гг.

Подробнее...

1. Экономические системы

1.1. Изменение экономического курса в 1921 г

Переход к НЭПу в какой-то мере можно назвать внезапным, хотя споры о «военном коммунизме» велись еще с 1918 г. Со временем у НЭПа обнаружили слишком много «отцов». Авторство его приписывалось то меньшевикам, то Троцкому, то, наконец (и чаще всего), Ленину. В сущности, никого из них нельзя назвать первооткрывателем. Речь шла только о признании очевидных, почти азбучных экономических истин — и кто-то сделал это быстрее, а кто-то медленней. Чтобы крестьянин дал больше хлеба, он должен работать и на себя, а не только на государство — согласием с этой простейшей истиной, собственно, и начался НЭП.

Первым из большевистских лидеров ее признал Л.Д. Троцкий. В марте 1920 г. он направил в ЦК РКП(б) записку «Основные вопросы продовольственной и земельной политики». В ней Троцкий предложил заменить разверстку «известным процентным отчислением» от собранных крестьянами продуктов для того, чтобы им была выгодна более крупная запашка земель или лучшая ее обработка. Все это, правда, было обставлено рядом «страховочных» оговорок, придавших этому документу причудливую двойственность. В том случае, если крестьянин не желал оценить сулимых ему выгод нового порядка и работал по старинке, Троцкий предлагал «дополнить принудительную разверстку по ссыпке принудительной разверсткой по запашке и вообще обработке».

Подробнее...

1. Демографические и социальные характеристики

В первой половине 1920-х гг. удалось изменить к лучшему неблагоприятную демографическую ситуацию в стране, возникшую после двух кровопролитных войн. Возросла численность населения, увеличился его естественный прирост и снизилась смертность.

Однако уже в 1930-х гг. произошло то, что исследователи называют второй демографической катастрофой в СССР. Она определялась тремя причинами. Среди них:

1) массовое «раскулачивание», затронувшее сотни тысяч зажиточных крестьян и просто «середняков», равно как и их семьи. Эти люди гибли как в результате судебных и внесудебных расправ, так и из-за болезней, не выдерживая тягот переселения в отдаленные места. Только в 1930–1931 гг. было выселено (в основном на Север, Урал, в Западную и Восточную Сибирь, Казахстан и на Дальний Восток) 381 026 семей общей численностью 1 803 392 человек;

Подробнее...

1. Высшие органы власти

Прекращение войны ослабило милитаристские черты советского государственного аппарата. Но само его «фронтовое» обличье сохранялось еще многие годы и не было полностью устранено ни в 1920-х, ни в 1930-х гг. Его основополагающими принципами по-прежнему оставались централизм — жесткое подчинение нижестоящих организаций вышестоящим — и узурпация прав представительных учреждений их рабочими органами.

Договор об образовании СССР 1922 г. и первая союзная Конституция 1924 г. наметили контуры нового государственного устройства. Союз Советских Социалистических Республик (таким стало название страны) был образован четырьмя республиками — Российской, Украинской, Белорусской и Закавказской (последняя объединила Азербайджан, Грузию и Армению). В новых союзных рамках воссоздавались формы советских государственных учреждений, характерные в первую очередь для славянских республик. Верховным органом власти в СССР по Конституции являлся Съезд Советов, а в промежутках между съездами — Центральный исполнительный комитет. Сохранилась непрямая система выборов — делегаты Съезда Советов СССР избирались губернскими съездами Советов. Как и ранее, порядок выборов предусматривал, что городские жители (и прежде всего рабочие) могли посылать на губернские съезды больше депутатов, чем сельские.

Подробнее...

1. Общие тенденции развития

Революция, по замыслу ее творцов, была призвана ликвидировать культурную отсталость государства. Но ее первые культурные итоги были малоутешительны. Миллионы людей, принадлежавших к наиболее высокообразованным слоям общества, покинули страну. Учителя бедствовали, школы разрушались, порвались культурные и научные связи России с зарубежным миром. «Новая» культура не вырастала органично из «старой» — она создавалась на ее обломках. Потому так много в ней было необычного и непривычного, столь отличного от прошлых традиций.

Культурная революция являлась одной из целей октябрьских революционеров, хотя само ее понятие было сформулировано позднее. В этой идее имелся глубокий этический смысл: предлагалось приобщить к культурным сокровищам миллионы людей, культурой обделенных и зачастую неграмотных. Но, оказавшись у власти, большевистские лидеры сразу же примешали к идее политический расчет. Не культура вообще должна быть привита людям, ее лишенным, но культура, пропитанная большевизмом, — такова была их программа. Иногда она высказывалась обнаженно и выпукло, как в сочинениях и письмах Ленина, иногда в обрамлении либеральных фраз, как у Луначарского, но ее суть этого не менялась.

Подробнее...

1. Внутренняя политика

1.1. План «Барбаросса»

Установление нацистского контроля над Европой в 1938–1940 гг. сделало Советский Союз единственно реальной силой, способной противостоять Германии. 18 декабря 1940 г. Гитлер одобрил военно-оперативный план «Барбаросса». Им предусматривался разгром Советского Союза в ходе кратковременной кампании еще до окончания войны с Англией. Подготовку к военным действиям предполагалось закончить к 15 апреля 1941 г. Общий стратегический замысел немецкого командования сводился к следующему.

Основные силы сухопутных войск СССР должны были быть уничтожены посредством глубоких танковых операций в Западной России. Советские войска предполагалось отбросить в Азию, за линию Волга — Архангельск. Планировались быстрые и эффективные действия против советской авиации и флота: это предотвратило бы бомбардировки Германии и обеспечило ей установление контроля на Балтийском море. Ожидалось участие в войне ближайших союзников Германии — Румынии и Финляндии.

Подробнее...

Советский Союз денонсировал весной 1945 г. советско-японский пакт о ненападении и 8 августа 1945 г. объявил Японии войну. Решение об этом было принято еще осенью 1943 г. Сталин подтвердил его на Тегеранской конференции в декабре 1943 г., обещая начать военные действия через несколько месяцев после капитуляции Германии.

Наступление против японских войск в Китае началось 9 августа 1945 г. силами трех фронтов — Забайкальского (маршал Р.Я. Малиновский), 1-го Дальневосточного (маршал К.А. Мерецков) и 2-го Дальневосточного (генерал М.А. Пуркаев), наступавших из Монголии и районов Владивостока и Хабаровска. Главнокомандующим советских войск на Дальнем Востоке был назначен маршал A.M. Василевский. В ходе Маньчжурской операции (19 августа — 2 сентября 1945 г.) был освобожден северо-восточный Китай.

Подробнее...

Война потребовала максимального напряжения всех сил страны. Лозунг «все для фронта, все для победы» предусматривал резкое сокращение невоенных расходов. При переходе к миру нужно было определить как пути конверсии, так и ее границы. Реконструкция давала возможность устранить в экономике «наслоения» не только военных лет, но и более раннего периода. Этого, однако, не произошло. Послевоенное общество было, бесспорно, «переходным» — по своей мобильности, идеологической неустойчивости, социальной напряженности. Было сделано все, чтобы сохранить его «традиционным». И в промышленности, и в сельском хозяйстве прежние главенствующие цели (и, в частности, преимущественное развитие тяжелой индустрии) оставались нетронутыми.

Возвращение к «традиционным» приемам в экономике дополнялось идеологическим консерватизмом. Он был предопределен как обострившимся в 1947–1948 гг. противоборством с западными державами, так и опасениями властей по поводу распространения либеральных идей после войны. Объектом политической критики стали кино и театр, литература и музыка. «Низкопоклонство перед Западом», «космополитизм», «салонная поэзия», «пошлое зубоскальство», «упадочные настроения», «какофония звуков» — этими обвинениями далеко не исчерпывался перечень тех грехов, которые обнаруживались у многих маститых представителей советской литературы и искусства. Одной из частей официальной идеологии стал национализм; поиски национального приоритета в науке превратились в навязчивую идею.

Подробнее...

2.1. Создание антигитлеровской коалиции

Отношения СССР с противостоящими Германии странами — США, Англией и Францией — в 1939–1940 гг. были почти враждебными. Советская пресса много писала об «англо-французских поджигателях войны». Любые предостережения западных дипломатов о передвижении немецких войск воспринимались как желание стравить Германию и СССР. Поставки стратегического сырья Германии вызывали сильное раздражение английских и французских политиков, которые в первой половине 1940 г. подумывали даже о бомбардировке нефтяных промыслов в Баку.

Подробнее...

Сталинские дипломатические импровизации второй половины 1940-х гг

В послевоенные годы Сталин допустил несколько крупнейших дипломатических промахов, последствия которых ощущаются и поныне. Первый из них — турецкая импровизация 1945 г. Денонсация СССР советско-турецкого договора 1925 г. о дружбе и сотрудничестве, совершенная 19 марта 1945 г., не стала как в других случаях прологом войны. Но она отразила те плохие отношения, которые сложились между обеими странами в 1941–1945 гг. Правящие круги Турции, не знавшие о подлинных намерениях СССР и предполагавшие худшее, стремились как можно быстрее подписать новый договор и тем самым обезопасить себя от возможного вторжения. Этим и решил воспользоваться Сталин. Он выдвинул ряд предварительных требований, в числе их были создание советских военных баз в проливах Босфор и Дарданеллы и возвращение СССР Карской области. Турция всячески затягивала переговоры, быстро укрепляя военные связи с западными странами. В итоге давление Сталина привело к результатам, противоположным тем, к которым он стремился: Турция поспешила укрыться в 1952 г. под «зонтиком» НАТО.

Подробнее...

1. Экономические системы

1.1. Переход к военной экономике

Приспособление народного хозяйства к военным условиям фактически началось уже с 1938–1939 гг. Это касалось как режима деятельности предприятий (увеличение трудового дня и ограничение перехода на другую работу), так и производимой ими продукции — военный заказ в ней стал особенно заметен.

Военный режим экономики не отменял прежнюю систему управления ею, но подчинял и правительство и наркоматы высшему органу — Государственному комитету обороны (ГКО), чьи решения являлись обязательными.

Подробнее...

1. Демографические и социальные характеристики

Третья демографическая катастрофа в СССР была порождена войной. По недавно уточненным данным, общие потери страны в 1941–1945 гг. составили около 27 млн человек. Невозвратные потери вооруженных сил достигли 11,4 млн человек. Колоссальная убыль мужского населения привела к резкому разрыву между численностью мужчин и женщин, не преодоленному и спустя десятилетия после окончания войны.

В военные годы увеличилась смертность гражданского населения, особенно городского. Сократилась рождаемость: на 1000 женщин в возрасте 20–24 лет с 177,5 в 1941 г. до 81,9 в 1944 г. и в возрасте 25–29 лет соответственно с 209,0 до 87,4.

Подробнее...

1. Высшие органы власти

Политическая система в СССР в годы войны существенно не изменилась. Высшим законодательным органом продолжал оставаться Верховный Совет СССР. Однако он собирался во время войны лишь раз в год, а в 1943 г. не состоялось ни одного его заседания. Вся полнота государственной, военной и хозяйственной власти в стране указом Президиума Верховного Совета СССР 30 июня 1941 г. передавалась чрезвычайному органу, не предусмотренному Конституцией, — Государственному Комитету обороны во главе со Сталиным. В каждой области был назначен уполномоченный ГКО, но фактически Комитет обороны действовал через конституционные государственные учреждения, в первую очередь через правительство. После окончания войны ГКО был упразднен.

Правительство СССР, получившее в 1946 г. новое название — Совет Министров СССР, с мая 1941 г. вплоть до своей кончины возглавлял И.В. Сталин. Правительство объединяло министерства, число которых постоянно росло за счет начавшегося еще во второй половине 1930-х гг. процесса разукрупнения промышленных и строительных ведомств. К концу 1940-х гг. уже насчитывалось несколько десятков промышленных министерств.

Подробнее...

1. Общие тенденции развития

Война усилила патриотическое оформление культуры, первые симптомы которого проявились уже в середине 1930-х гг. Во второй половине 1940-х гг. этот процесс приобрел черты карикатурности. Превознесение всего русского неожиданно обернулось пренебрежением к другим национальным культурам, к отрицанию взаимных культурных влияний различных народов. Нельзя не признать, что патриотические культурные процессы препятствовали распространению обычных в 1920-е гг. упрощенных «классовых» трактовок творчества ряда корифеев русской культуры. Однако круг канонизированных деятелей культуры в целом оказался узким. За его пределом остались не только выдающиеся русские философы и мыслители, но и крупнейшие представители художественного мира, особенно из числа тех, кто создал культуру «серебряного века» России. Их остракизм произошел или из-за их политических взглядов, или в результате причисления их (хотя нередко и беспочвенно) к «антиреалистическому» искусству, к стану «декадентов» и модернистов.

Подробнее...

1. Внутренняя политика


1.1. Первый этап борьбы за власть в послесталинском руководстве: устранение Л.П. Берии

Сталин умер 5 марта 1953 г. Его ближайшие соратники быстро оттеснили от власти более молодых функционеров, введенных в высшие органы партии на XIX съезде КПСС. Сталинский наследник Г.М. Маленков, назначенный на пост Председателя Совета министров СССР, не стремился заявить свои права на единоличное правление. Начатая спустя несколько недель борьба с пока еще анонимным культом личности бесспорно отражала стремление нового руководства покончить с самыми отвратительными сторонами сталинской диктатуры.

Подробнее...

1. Экономические системы

1.1. Хрущев как реформатор

Реформаторскую тактику Хрущева можно обозначить как «фантастический прагматизм». Ее особенностью было то, что прожекты, предполагавшие достижение несбыточных целей, в целом должны были обеспечиваться применением обычных, «технократических» приемов. Не было ничего необычного в том, чтобы нехватку кормов преодолеть повышенными урожаями кукурузы. Не было ничего странного в мысли о том, что чиновник, специально «приставленный» к сельскому хозяйству, сможет заниматься им лучше того, кто руководит сразу всем: и промышленностью, и транспортом, и торговлей. И вполне здравой можно счесть идею децентрализации сверхцентрализованной промышленности, передачи управления ею местным органам — совнархозам. Но, подобно Сталину, Хрущев делал ставку в первую очередь на административные механизмы ускорения экономического роста, во многом основывая свои проекты перемен на сталинском лозунге «кадры решают все».

Подробнее...

1. Демографические и социальные характеристики

Демографическим характеристикам 1953–1964 гг. была присуща большая стабильность и предсказуемость, чем в предшествующие периоды.

Снижение рождаемости стало отличительной особенностью 1950-х и начала 1960-х гг. Наиболее существенное падение рождаемости наблюдалось в 1961–1964 гг., вследствие чего к середине 1960-х гг. снизились темпы естественного прироста населения. Ряд статистиков, в частности Б.Ц. Урланис, объясняет это последствиями войны (нехваткой молодых мужчин и увеличением числа женщин, занятых на производстве) и урбанизации страны.

Подробнее...

1. Высшие органы власти

В 1953–1964 гг. на территории страны продолжал действовать установленный в 1936 г. конституционный порядок. Высшая государственная власть принадлежала Верховному Совету СССР, избираемому раз в четыре года прямыми выборами всего населения, достигшего 18 лет. Верховный Совет состоял из двух палат — Совета Союза и Совета Национальностей. Депутаты Совета Союза выбирались в приблизительно равных по численности избирательных округах. Депутаты Совета Национальностей избирались национальными образованиями согласно строго установленной Конституцией квоте (различной для союзных республик, автономных республик, автономных областей и округов и т. д.), независимо от числа проживающих там избирателей.

Верховный Совет собирался довольно редко (обычно 2 раза в год) и на непродолжительное время. Президиум Верховного Совета в 1953–1960 гг. возглавлял К.Е. Ворошилов, в 1960–1964 гг. — Л.И. Брежнев. Ряд законодательных актов конца 1930-х — 1940-х гг. существенно расширил права Президиума, данные Конституцией 1936 г., но в целом ему принадлежала скорее представительная, чем реальная власть. Он в основном только «оформлял» решения, подготовленные другими инстанциями.

Подробнее...

1. Общие тенденции развития

Уже первые послесталинские годы вызвали существенное изменение культурной атмосферы в стране. Позднее оно получило название «оттепели», по имени обретшей тогда широкий резонанс повести И. Эренбурга. Его герои, «оттаивая», по выражению автора, впервые в послевоенной литературе высказываются, хотя и осторожно, против «показухи», двоедушия и равнодушия, царящих в обществе. Получили известность В. Померанцев, выступивший против литературного приукрашивания действительности в статье «Об искренности в литературе», и В. Дудинцев, показавший в романе «Не хлебом единым» бюрократическое отторжение нового и прогрессивного. Эти книги еще не колебали государственные устои, но они отмечали их неблагополучие, они рождали пусть и ограниченный, но протест против той косности, в которую погрузилась страна, они пробуждали общественную активность.

Подробнее...

1. Внутренняя политика

1.1. Реформы 1960–1970-х гг

Реформы второй половины 1960-х гг

Смещение Хрущева не привело к заметным изменениям внутри Политбюро ЦК КПСС. Новый курс предстояло определять ближайшим соратникам опального лидера. Устранение «перегибов» и осторожное развитие — таковы были главные приоритеты первых лет брежневского правления. В ноябре 1964 г. принимается решение о восстановлении прежней системы аппарата власти. Были вновь объединены сельские и промышленные партийные комитеты. В 1966 г. из Устава КПСС убран пункт об ограничении сроков пребывания на партийных постах. Обновление кадров замедлилось, что мотивировалось необходимостью их стабильности и максимального использования. В 1965 г. были ликвидированы совнархозы. Управление промышленными отраслями вновь перешло к министерствам.

Подробнее...

Поиск

 

Блок "Поделиться"

 
 
 

РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2020 High School Rights Reserved.