Главная
Регистрация
Вход
Пятница, 18.01.2019, 22:51

     

УЧИМСЯ СО ШКОЛЯРИКОМ

ПРЕЗЕНТАЦИИ

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ

ТЕХНОЛОГИЯ

МУЗЫКА

ИЗО

КЛАССНЫЕ ЧАСЫ


ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ПАТРИОТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ

ПРАЗДНИКИ

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЛЯ
   СТАРШЕКЛАССНИКОВ


ШКОЛЯРИК ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ШКОЛЯРИК-ИСТОРИК

ШКОЛЯРИК ИЗУЧАЕТ ЯЗЫКИ

ШКОЛЯРИК-БИОЛОГ

КАК ЗАРОЖДАЛАСЬ ЖИЗНЬ

БИОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ
    И ОТВЕТАХ


ЖИВОТНЫЕ

ДЕРЕВЬЯ

КРАСНАЯ КНИГА РОССИИ

СПРАВОЧНИК ПО БИОЛОГИИ
   ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ


ЗАДАЧИ НА ТЕМУ "ПРИНЦИП
   ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ"


ОЛИМПИАДЫ ПО БИОЛОГИИ

ОЛИМПИАДА ПО БИОЛОГИИ.
   11 КЛАСС. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ
   ЭТАП


ШКОЛЯРИК-ГЕОГРАФ

ШКОЛЯРИК-МАТЕМАТИК

ЗАДАЧИ МУДРЕЦОВ

МАТЕМАТИКА. ЧТО, ЗАЧЕМ И
   ПОЧЕМУ


УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ.
   5 КЛАСС


УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ.
   6 КЛАСС


ПРОМЕЖУТОЧНОЕ
   ТЕСТИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ.
   6 КЛАСС


ЗАДАЧИ ПО АЛГЕБРЕ. 7 КЛАСС

КИМ ПО АЛГЕБРЕ. 7 КЛАСС

ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
   ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ


МАТЕМАТИЧЕСКИЕ
   ЗАВЛЕКАЛОВКИ


ШКОЛЯРИК-ФИЗИК

Категории раздела
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ [51]
ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ [16]
ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ [84]
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ В РАССКАЗАХ [190]

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Форма входа


 Каталог статей 
Главная » Статьи » СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА » ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

ПРОСВЕЩЕНИЕ

Просвещение — прогрессивное идейное течение периода перехода от феодализма к капитализму, которое было связано с борьбой нарождающейся буржуазии и народных масс против абсолютизма и феодализма. Оно распространилось в Европе с середины XVII века в Анг­лии, получило свое развитие в Европе и Северной Америке в XVIII веке и в России с конца XVIII века и в XIX веке.

Наиболее ярким представителем Просвещения в Анг­лии был Джон Локк (1632-1704 гг.). Локк являлся создате­лем идейно-политической доктрины либерализма. В своей знаменитой книге «Опыт о человеческом разуме», увидев­шей свет в 1690 г., он утверждал, что все знания людей являются следствием их опыта, а общество строится на основе естественного права и общественного договора. Идеи Джона Локка оказали серьезное влияние на фран­цузских просветителей XVIII века.

Во всех странах Европы развитие научной мысли и культуры в XVIII веке в той или иной мере проходило под знаком идей Просвещения. Но самый многочисленный отряд просветителей сформировался во Франции — имен­но отсюда идеи Просвещения распространились по всей Европе.

Особое место среди французских просветителей зани­мает Жан Мелье (1664-1729 гг.). Он был приходским свя­щенником и хорошо знал жизнь простых людей. В своем единственном произведении «Завещание» он подверг жес­токой критике не только абсолютизм, но и взаимоотноше­ния между людьми, сложившиеся к этому времени. Мелье не только осуждал существующий общественный строй, но и предостерегал людей от тенденций общества нарож­дающегося. Сельский аббат был яростным противником частной собственности, так как он был утопическим со­циалистом. Из всех противников феодализма Мелье был настроен наиболее революционно — он призвал не только к свержению монархии, но и к созданию нового общества, идеального во всех отношениях, основой которого явилась бы общая собственность и труд, обязательный для всех. Однако утопизм Мелье проявился не только в этом. Он считал, что революцию можно осуществить через простое просвещение народа, так же как и создание общества нового типа. И хотя идеи Мелье были^во многом наивны, он, со своим страстным желанием изменить мир к лучше­му, был одним из замечательных предшественников лево­го, радикального крыла французских просветителей.

Следующий представитель Просвещения — Шарль Луи Монтескье (1689-1755 гг.). Он был выходцем из ста­ринной аристократической семьи и, являясь чиновником высокого ранга, был очень хорошо знаком с механизмом государственной машины. Это сделало его сторонником государственного устройства, характерного для Англии. Монтескье выделял три формы государственного управле­ния — деспотию, основанную на страхе, монархию, опи­рающуюся на честь, и республику, основой которой явля­лась гражданская добродетель — патриотизм. Однако он был сторонником, конституционной монархии, считая, что республика возможна лишь в исключительных случаях и не во всех странах.

Основой политического мировоззрения Монтескье являлось его учение о разделении законодательной, испол­нительной и судебной властей между независимыми, но контролируемыми инстанциями. Свои идеи он изложил в сочинении «О духе законов», где проявил себя не только как философ, но и как историк. Как передовой мыслитель, убежденный противник насильственного разрешения международных конфликтов, защитник мира между наро­дами, Монтескье занял видное место в истории общест­венной мысли.

Самым выдающимся французским просветителем был Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694-1778 гг.). Его огром­ный талант нашел выражение в разнообразных литератур­ных, философских, исторических произведениях, которые не только отличались своей блестящей формой, но и были насыщены ненавистью к феодальному государству и рели­гиозному фанатизму. Это привело к тому, что он рано начал жизнь политического изгнанника и борца.

Вольтер сыграл важную роль в идеологической подго­товке буржуазной революции во Франции. Он был обли­чителем религиозного фанатизма и клерикализма, и его влияние не только на передовые умы Франции, но и за ее пределами было очень велико благодаря его идее «просве­щенного абсолютизма», способного на проведение реформ «сверху».

Новый этап в развитии французского Просвещения приходится на деятельность Жана Жака Руссо (1712-1778 гг.), идеолога революционно настроенной мелкой буржуа­зии. Его идеи оказали впоследствии значительное влияние на якобинцев во время Великой французской буржуазной революции, провозгласивших Руссо своим идейным пред­шественником. Произведения Руссо были проникнуты ненавистью к угнетателям, критикой общественного и государственного строя, социального и имущественного неравенства и других пороков современного ему общества. Заслугой Руссо была попытка разрешения вопроса проис­хождения общественного неравенства. По его мнению, естественное состояние людей характеризуется равенством и чистотой нравов, отсутствием частной собственности и свободой от всякой зависимости. Переход от «золотого века» как естественного состояния общества происходил в условиях развития орудий труда и производства, а также открытого захвата средств производства отдельными людь­ми. Все это, по словам Руссо, и привело человечество к общественному договору и созданию гражданского обще­ства на условиях неравенства различных социальных групп. Главной же заслугой Руссо является попытка раз­работки основ идеального общества и государства: частная собственность, но равномерно распределенная, исключе­ние крайностей любого характера, разумный порядок, верховенство власти народа при его неотчуждаемом суве­ренитете. Руссо был сторонником демократической рес­публики, но выступал против разделения властей на зако­нодательную и исполнительную.

Дальнейшее развитие французское Просвещение по­лучило в течении, получившем название «энциклопедиз­ма». Одним из его первых представителей был врач Жю- льен Офре Ламетри (1709-1751 гг.), автор медицинских и философских трудов с яркой атеистической направлен­ностью. Его идеи вызвали ярость у клерикальных кругов, вынудивших Ламетри покинуть страну и умереть в изгна­нии.

Расцвет деятельности французских просветителей, который пришелся на 50-60-е гг. XVIII века, связан с именем Дени Дидро (1713-1784 гг.), автора глубоких и блестящих произведений. В просветительской деятельнос­ти ему помогали Этьен Бонно Кондильяк (1715-1780 гг.), Поль Гольбах (1723-1789 гг.), Клод Андриан Гельвеций (1715-1771 гг.), Жан Лерон Д'Аламбер (1717-1783 гг.), а также многие люди различных профессий, философских и политических убеждений — писатели, ученые, врачи, инженеры, путешественники, знатоки мореплавания, военного дела и т.д. Всех их объединяла общая ненависть к феодализму, духовному гнету и диктату церкви. На это время пришлось издание знаменитой «Энциклопедии наук, искусств и ремесел», которая стала средоточием идей всех просветителей. «Энциклопедия» выходила с 1751 по 1776 годы под редакцией Дени Дидро. Он работал с издателями, подбирал и вдохновлял авторов, сам писал множество статей по вопросам политики, морали, искус­ства, философии, по технике и сельскому хозяйству. Дидро отдал «Энциклопедии» более 20 лет своей жизни.

Несмотря на репрессии, которые обрушились на из­дание (тома сжигали, искажали цензурой), «Энциклопе­дия» имела широкий круг подписчиков. Ее издание не прекращалось.

Всего с 1751 по 1772 год в свет вышло 28 томов, из них 14 томов иллюстраций и гравюр, а в 1774-1776 годах было выпущено еще пять дополнительных томов. Особое внимание было уделено технике и научным знаниям.

Французское Просвещение не было однородным и имело ряд направлений. Например, представители одного из них выражали основы нового капиталистического об­щества. Это были Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.) и Анн Робер Жак Тюрго (1727-1781 гг.) — видные экономисты, требовавшие свободы торговли, ликвидации цеховой рег­ламентации, невмешательства государства в экономику и т.д. и выбравшие для себя лозунг: «Не мешайте действо­вать». Сторонники другого направления — левых просве­тителей — представитель утопического коммунизма Габ­риель Бонно де Мабли (1709-1785 гг.), предлагавший уравнительные мероприятия в виде ограничения потреб­ностей, пресечения роскоши, и Морелли, требовавший уничтожения частной собственности — источника соци­ального зла. Идеи Мабли и Морелли роднят их с Мелье. Только народ, считали они, является полноправным влас­телином, и именно в его руках должна была быть сосре­доточена вся полнота власти.

Однако Просвещение — это не только новое в фило­софии, политике и науке. Просвещение — это еще лите­ратура и искусство, формировавшие подлинную культуру XVIII века. Этот век дал нам такие имена, как Даниэль Дефо, Джонатан Свифт, Генри Филдинг, обличавшие жес­токий мир наживы, несправедливостей, эксплуатации че­ловека человеком; Ален Рене Лесаж и аббат Прево, Пьер Мариво, отличавшиеся тонким анализом психологии ге­роев, реализмом и широкой картиной общественных от­ношений; а также знаменитый Пьер Огюстен Карон де Бомарше (1732-1799 гг.), всемирно известный своими ко­медиями «Женитьба Фигаро» и «Севильский цирюльник». Это не просто комедии, а острые политические пьесы, предвещавшие грядущую революцию.

Этот перечень был бы неполным без упоминания таких видных деятелей Просвещения, как Лессинг и Гердер, Шиллер и Гёте в Германии, де Ховельянос-и-Рамирес, Фейхоо-и-Монтенегро в Испании, Карло Гольдони в Италии, Николай Новиков и Александр Радищев в Рос­сии, Бенджамин Франклин, Томас Джефферсон и Томас Пейн в Северной Америке. Однако все они являлись последователями блестящего французского Просвещения, предвосхитившего взлет их таланта.

К концу XVIII века Просвещение как направление общественной мысли начало переживать кризисные явле­ния: утверждающиеся капиталистические порядки стали все сильнее расходиться с идеями просветителей об иде­альном царстве справедливости и разума.

Категория: ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ | Добавил: admin (20.05.2016)
Просмотров: 155 | Теги: словарь школьника по всеобщей истор, глоссарий всеобщая история, история в школе, терминология Всеобщая история, сайт для школьников | Рейтинг: 5.0/1

ШКОЛЯРИК-АСТРОНОМ

КОСМИЧЕСКАЯ АЗБУКА В СТИХАХ

ОНЛАЙН-ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
    "АСТРОНОМИЯ"


АСТРОНОМИЯ В ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ
    ФАКТАХ



ШКОЛЯРИК-ХИМИК

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ "ХИМИЯ"

СБОРНИК ОСНОВНЫХ ФОРМУЛ
    ПО ХИМИИ


ЭСПЕРИМЕНТ ПО
   ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
    В ШКОЛЕ


ОПЫТЫ БЕЗ ВЗРЫВОВ

ЧУДЕСНАЯ МОЛЕКУЛА

ЗАДАЧИ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ
   ХИМИИ


КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
   ПО ОБЩЕЙ И НЕОРГАНИЧЕСКОЙ
   ХИМИИ


ЗАДАЧНИКИ ПО ХИМИИ

ЗАДАЧИ ПО ХИМИИ С РЕШЕНИЯМИ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К
   УРОКАМ ХИМИИ. 8 КЛАСС


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
    ПО ХИМИИ.10 КЛАСС

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
    ПО ХИМИИ.8 КЛАСС

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И
    МАТЕМАТИЧЕСКАЯ
    ХИМИЯ


ГИА ПО ХИМИИ. 9 КЛАСС

ЗАНИМАТЕЛЬНО О ХИМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

5 КЛАСС

6 КЛАСС

8 КЛАСС

УЧИМ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО
   ДВИЖЕНИЯ


ТЕРРОРИЗМ - ЗЛО!

АЗБУКА ВЫЖИВАНИЯ


ШКОЛЯРИК-ПСИХОЛОГ

Я И МОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ПСИХОЛОГИЯ"


ТРЕНИНГИ РАЗВИТИЯ С
   ПОДРОСТКАМИ


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
   КРЕАТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ


ТЫ УМЕЕШЬ ХОРОШО УЧИТЬСЯ!


ШКОЛЯРИК-ВСЕЗНАЙКА

СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

ШПАРГАЛКИ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ
   В РАССКАЗАХ


ДОСУГ ШКОЛЯРИКА

Поиск

НАШИ  ДРУЗЬЯ








Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2019
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru