Главная
Регистрация
Вход
Суббота, 22.07.2017, 11:56

     

УЧИМСЯ СО ШКОЛЯРИКОМ

ПРЕЗЕНТАЦИИ

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ

ТЕХНОЛОГИЯ

МУЗЫКА

ИЗО

КЛАССНЫЕ ЧАСЫ


ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ПАТРИОТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ

ПРАЗДНИКИ

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЛЯ
   СТАРШЕКЛАССНИКОВ


ШКОЛЯРИК ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ШКОЛЯРИК-ИСТОРИК

ШКОЛЯРИК ИЗУЧАЕТ ЯЗЫКИ

ШКОЛЯРИК-БИОЛОГ

КАК ЗАРОЖДАЛАСЬ ЖИЗНЬ

БИОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ
    И ОТВЕТАХ


ЖИВОТНЫЕ

ДЕРЕВЬЯ

КРАСНАЯ КНИГА РОССИИ

СПРАВОЧНИК ПО БИОЛОГИИ
   ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ


ЗАДАЧИ НА ТЕМУ "ПРИНЦИП
   ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ"


ОЛИМПИАДЫ ПО БИОЛОГИИ

ОЛИМПИАДА ПО БИОЛОГИИ.
   11 КЛАСС. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ
   ЭТАП


ШКОЛЯРИК-ГЕОГРАФ

ШКОЛЯРИК-МАТЕМАТИК

ЗАДАЧИ МУДРЕЦОВ

МАТЕМАТИКА. ЧТО, ЗАЧЕМ И
   ПОЧЕМУ


УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ.
   5 КЛАСС


УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ.
   6 КЛАСС


ПРОМЕЖУТОЧНОЕ
   ТЕСТИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ.
   6 КЛАСС


ЗАДАЧИ ПО АЛГЕБРЕ. 7 КЛАСС

КИМ ПО АЛГЕБРЕ. 7 КЛАСС

ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
   ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ


МАТЕМАТИЧЕСКИЕ
   ЗАВЛЕКАЛОВКИ


ШКОЛЯРИК-ФИЗИК

Категории раздела
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ [51]
ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ [16]
ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ [84]
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ В РАССКАЗАХ [190]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


 Каталог статей 
Главная » Статьи » СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА » ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА (1914-1918 гг.)

Первая мировая война была результатом острых про­тиворечий, возникших между ведущими капиталистичес­кими странами, интересы которых сталкивались во многих районах земного шара и в первую очередь в Азии, на Ближнем Востоке и в Африке. Противостояние этих стран превращалось в ожесточенную борьбу за господство на мировом рынке, за захват чужих территорий и установле­ние своего экономического господства.

Наиболее острые противоречия возникли между Ве­ликобританией и экономически усилившейся к XX веку Германией. Каждая из сторон ставила перед собой задачу уничтожения вооруженных сил противника и установле­ние своего контроля и сфер влияния. Англия стремилась не допустить Германию на Балканы и Ближний Восток. Германия, в свою очередь, стремилась к тому, чтобы лишить Англию морского и колониального мирового гос­подства и укрепиться на Балканах и Ближнем Востоке, в том числе в Междуречье, Палестине и Египте. Одновре­менно имели место острые противоречия между Герма­нией и Францией. Последняя стремилась вернуть себе Эльзас и Лотарингию, отторгнутые Германией в ходе франко-прусской войны 1870-1871 годов. Помимо этого, Франция претендовала на Саарский угольный бассейн, принадлежавший Германии. Существенные противоречия складывались и в отношениях Германии и России. Герма­ния, как было сказано ранее, претендовала на гегемонию на Балканах, но помимо этого стремилась отторгнуть от России Польшу, Украину и Прибалтику. Противоречия существовали и во взаимоотношениях России и Австро-Венгрии — это был давний спор о Балканах и намерение России захватить Босфор и Дарданеллы, а также ряд земель, населенных славянами и находившихся в составе Австро-Венгрии.

Это противостояние стран привело и к соответствую­щей расстановке сил. В конце XIX века формируется Тройственный союз, куда входили Германия, Австро-Вен­грия и Италия, и оформившаяся в первое десятилетие XX века и объединившая Францию, Россию и Англию Антан­та. Для будущей войны было готово все, но в возникно­вении первой мировой войны были в первую очередь повинны германская военщина и буржуазия.

Непосредственным поводом к войне послужило убий­ство в столице Боснии и Герцеговины — городе Сараево. 28 июня 1914 года 19-летний студент-серб Гаврило Прин­цип, член тайной организации «Молодая Босния», боров­шейся за объединение всех южнославянских народов в единое государство, застрелил наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда и его жену Подстрекаемая Германией, Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум с заведомо невыполнимыми требова­ниями и 28 июля 1914 года объявила, ей войну. Россия, выступая покровительницей Сербии, объявила 29 июля частичную мобилизацию. С этого момента в развитие событий была вовлечена Германия. По «плану Шлиффена» основной удар должен был быть направлен на разгром Франции, используя наступление через Бельгию на Париж, и окружение французской армии. Германия 29 июля в категорической форме потребовала от России прекращения мобилизации, но, не получив от нее ответа, 31 июля предъявила ультиматум и затем 1 августа объявила войну России. 3 августа война была объявлена Франции и Бельгии, 4 августа в войну вступила Великобритания. 6 августа Россия официально объявила войну Австро-Вен­грии, а после 15 августа Япония, потребовав от Германии передать ей свои территории в Китае и получив отказ, захватила их и тем самым вступила в войну.

Вскоре в войну было втянуто большинство стран мира: на стороне Тройственного союза воевало 4 государ­ства, а противостояли им члены блока Антанты в составе 34 стран. Это была первая в истории человечества война, охватившая весь земной шар. Она продолжалась более четырех лет — с 1 августа 1914 года по 11 ноября 1918 года. В ней приняли участие 38 государств, выставивших на поля сражений более 70 миллионов человек. В ходе войны было убито 10 миллионов человек и более 20 миллионов искалечено.

Активные действия в первой мировой войне начали германские войска. 2 августа они оккупировали Люксем­бург, а 4 августа вторглись в нейтральную Бельгию и уже к 20 августа подошли к границам Франции. Выдвинувшие­ся навстречу им англо-французские дивизии проиграли пограничное сражение и были отброшены. К началу сен­тября германские войска не только вторглись в Северную Францию, но и вышли на реку Марна. 5 сентября началось кестокое сражение, в котором с обеих сторон участвовало 11 армий, насчитывающих около 2 миллионов человек личного состава. Германские войска потерпели пораже­ние, а к октябрю-ноябрю в кровопролитных боях во Фландрии силы противостоящих сторон не только исто­щились, но и уравновесились. Положение на Западном фронте относительно стабилизировалось, и от Северного моря до Швейцарии протянулась линия сплошного фрон­та, а боевые действия приобрели позиционный характер. Расчет германского командования на быстрый разгром Франции не оправдался, и «план Шлиффена» провалился.

Одновременно с действиями германских войск на Западном фронте русское командование также предпри­няло ряд активных действий — 4 августа русская армия под командованием П.К.Ренненкампфа вторглась в Вос­точную Пруссию, вскоре ее поддержала 2-ая армия А.В.Самсонова. Германские войска были отброшены, но в результате отсутствия взаимодействия русских армий немцы смогли не только остановить, но и отбросить их на исходные позиции.

Несмотря на явную неудачу в Восточной Пруссии, действия армий Самсонова и Ренненкампфа имели важные результаты. Во-первых, немцы были вынуждены пере­бросить на Восточный фронт серьезные силы, что ослаби­ло их на Западе и явилось одной из причин поражения в битве на р.Марне. Во-вторых, своими действиями русские армии сковали германские войска и не дали им возмож­ности оказать помощь своему союзнику — Австро-Вен­грии. В районе Галиции войска Австро-Венгрии потерпели серьезное поражение от русских войск, в результате чего ее военная мощь была серьезно подорвана: было потеряно около 400 тысяч человек, из которых только 100 тысяч были взяты в плен. Австро-венгерская армия до конца войны потеряла способность к ведению самостоятельных действий, без поддержки германских войск, что в свою очередь заставляло последних снимать свои войска с За­падного фронта. Итогом кампании 1914 года было уста­новление равновесия на фронтах и переход к позицион­ным методам ведение боевых действий. Помимо этого, с вступлением в войну Турции на стороне Германии откры­лись фронты в Закавказье и на Ближнем Востоке.

Кампания 1915 года перенесла центр тяжести боевых действий на Восточный фронт, где развернулись главные события. По плану командующего Восточным фронтом Германии генерала фон Гинденбурга основной удар был направлен против самого слабого члена Антанты — Рос­сии. С весны по август русский фронт практически на всей своей протяженности был взломан. Русские войска были вынуждены оставить Польшу, Литву и Галицию и понесли страшные потери: 850 тысяч убитых и раненых и более 900 тысяч пленных. Фронт отодвинулся на восток, но поне­сенные потери не вывели Россию из войны и фронт так и не стабилизировался, хотя германское командование и считало, что русская армия уже не восстановится и не окажет серьезного сопротивления.

Успехи германских войск на Восточном фронте под­толкнули Болгарию к вступлению в войну. Это имело стратегически важные последствия для Тройственного союза, так как он теперь мог контролировать всю Восточ­ную Европу от Балтики до Малой Азии, что позволило нанести поражение сербским войскам, сохранить кон­троль над Босфором и Дарданеллами и сорвать ряд опера­ций, которые пытались провести англо-французские войс­ка. С другой стороны, активизация действий на Восточном фронте и глубокое затишье на Западном позволили Англии и Франции предпринять меры для мобилизации своей экономики на нужды войны. Союзники только осенью предприняли попытку наступления в северо-восточной Франции, которое существенно не изменило обстановку на фронте.

Однако 1915 год был годом сюрпризов и для Западно­го фронта. 22 апреля в районе города Ипр германские войска впервые применили газовую атаку, использовав отравляющий газ хлор. В результате его воздействия на английские войска пострадало 15 тысяч человек, из кото­рых 5 тысяч погибли. С этого времени химическое оружие применялось до конца войны обеими сторонами, и обяза­тельной деталью воинской экипировки стал противогаз.

26 апреля Италия, ранее не вступавшая в войну, подписала соглашение с Антантой и с мая вступила на ее стороне в войну, выторговав себе больше, чем готовы были ей дать члены Тройственного союза в случае своей победы. Действия итальянских войск против Австро-Венгрии были неудачными, приобрели позиционный характер, но оття­нули с Восточного фронта на итальянский 10-12 дивизий.

Этот же год стал и годом активизации германского флота. Акцент был сделан на ведение подводной войны. Немецкие подводные лодки атаковали все суда, находя­щиеся в водах, омывающих Великобританию. 7 мая был атакован пассажирский лайнер «Лузитания» с 1196 пасса­жирами на борту, из которых 128 были гражданами США. Американское правительство заявило по этому поводу решительный протест, и Германия временно свернула подводную войну, боясь, что США примкнет к Антанте. Однако действия германского подводного флота заставили английское командование серьезно пересмотреть свою военно-морскую доктрину.

В кампании 1916 года германское командование, счи­тая, что Россия уже полностью деморализована, перенесло главные усилия на Западный фронт. Основной удар был направлен против англо-французских войск под Верде­ном. Боевые действия начались 21 февраля и продолжа­лись до декабря, получив название «Верденской мясорубки». Это были кровопролитные и изнурительные бои практи­чески без продвижения. Безрезультатным было и наступ­ление англичан и французов на реке Сомме, где впервые были применены 79 танков. Однако ни та, ни другая сторона так и не смогла захватить стратегическую иници­ативу. Потери же обеих сторон были колоссальны — почти 2 миллиона погибших. Это были самые грандиозные су­хопутные сражения первой мировой войны, и они в той или иной мере подвели итог второго года войны — Герма­ния оказалась неспособной разгромить англо-французские войска и перешла к обороне; ее инициатива на Западном фронте была полностью утрачена.

Несколько иначе обстояло дело на Восточном фронте. 5 июня 1916 года русские войска под командованием генерала А.А.Брусилова прорвали австро-венгерский фронт в Галиции на Буковине от Луцка до Черновиц и углубились в оборону противника на 80-120 километров, захватив территорию в 25 тысяч кв. км. Это был ошелом­ляющий удар по Тройственному союзу. Противник понес катастрофические потери — свыше 1,5 миллиона человек, из которых 400 тысяч были пленены. Это наступление было остановлено лишь благодаря срочной переброске войск из-под Вердена и из Италии, что спасло последнюю от поражения и облегчило положение союзников на За­падном фронте. Правда, здесь был и негативный момент: 17 августа на стороне Антанты выступила Румыния, войска которой были очень быстро разгромлены, а Россия полу­чила фронт протяженностью 2 тысячи километров — от Балтики до Черного моря. С другой же стороны, Брусиловский прорыв, как и сражение на Сомме, положил начало перелому в ходе первой мировой войны. Стратеги­ческая инициатива полностью перешла в руки Антанты.

Военные действия 1917 года проходили в уже начав­шей меняться в ряде стран политической обстановке и при росте революционных и антивоенных выступлений. Резко ухудшилось и экономическое положение воюющих сто­рон.

Мощь и потенциал внесли в войну США. Положение Тройственного союза усугублялось и тем,, что его войска уже не могли вести активные дей­ствия как на Западном, так и Восточном фронтах, и единственным выходом оставалось перейти к стра­тегической обороне. Ко­мандование стран Антанты в свою очередь перешло к координации своих дейст­вий, чтобы окончательно разгромить Германию, Австро-Венгрию и их союзников.   

История распорядилась иначе. Весеннее наступление на Западном фронте провалилось, а в России произошла буржуазно-демократическая революция. Пришедшее на смену российскому самодержавию Временное правитель­ство фактически стало заложником старых обязательств. Союзников не интересовало экономическое и обществен­но-политическое положение страны. Взятый курс на веде­ние войны до победного конца привел к организации наступления русских армий в районе Львова 16 июня, которое провалилось из-за бездействия союзников, что дало возможность германскому командованию перебро­сить войска на Восточный фронт и 6 июля начать контр­наступление. Началось общее отступление русских. Не­удачными были наступления и на других фронтах. Потери были большими — более 150 тысяч человек. Войска стали осознавать бессмысленность войны, в которой они гибли за чужие интересы. Фронт начал разваливаться, что могло привести к военной катастрофе, однако этот процесс уже ничто не могло остановить.

После Октябрьской революции 1917 года и провозгла­шенного на II Съезде Советов Декрета о мире Россия фактически вышла из войны. В Брест-Литовске в декабре 1917 года было подписано соглашение о перемирии. В марте 1918 года Совет­ское правительство в ус­ловиях тяжелейшего об­щественно-политическо­го и социально-экономи­ческого кризиса подписа­ло грабительский Брест­ский мир с Германией. Воспользовавшись сла­бостью России, Германия оккупировала часть Бело­руссии, Прибалтику и Польшу. По договору русские войска должны были покинуть Украину, кавказских территорий, что фактически ставило их под контроль Германии. В целом Советская Россия теряла около миллиона квадратных километров своей территории и была обязана выплатить Германии колоссальную кон­трибуцию в размере 6 миллиардов германских марок зо­лотом.

Теперь, после ликвидации Восточного фронта, Герма­ния могла перенести тяжесть боевых действий на Запад­ный фронт. Однако предпринятые весной и летом опера­ции наступательного характера успеха не имели и полностью истощили силы Германии.

Осень 1918 года была решающим этапом в первой мировой войне. Используя свое подавляющее превосход­ство в живой силе и технике, войска Антанты вместе с армиями США перешли в наступление и вытеснили гер­манские войска из Франции и Бельгии. В начале октября положение Германии стало безнадежным. Австро-Вен­грия, Болгария и Турция заключили перемирие с Антан­той — фактически капитулировали. Австро-Венгерская империя развалилась. В самой же Германии, пораженной экономической разрухой, назрел революционный кризис, который привел к свержению 9 ноября 1918 года монархии императора Вильгельма II.

11 ноября 1918 года Германия капитулировала. На станции Ретонд, в Компьенском лесу под Парижем, не­мецкая делегация подписала перемирие. Капитуляцию принял французский маршал Фош.

Условия перемирия для Германии были не менее позорны и тяжелы, чем Брестский мир для Советской России. Германия не только признала себя побежденной, покидала все захваченные территории, разоружала армию, но и возвращала Франции Эльзас и Лотарингию в грани­цах 1870 года. Франция получала в собственность Саар­ский угольный бассейн. В довершение территориального вопроса Германия не только лишилась всех своих колони­альных владений. Она была обязана передать сопредель­ным государствам одну восьмую часть своих территорий, а сама разрывалась с Восточной Пруссией польским ко­ридором. Войска Антанты на 15 лет оккупировали левобе­режье Рейна, а за ним, на глубину в 50 километров, создавалась демилитаризованная зона.

Не лучше обстояли дела и в экономическом плане. В течение 30 лет Германия должна была выплачивать репа­рации, а к 1 мая 1921 года выплатить союзникам 20 миллиардов марок золотом, товарами, ценными бумагами и т.д. Отменялась всеобщая воинская повинность. Армия должна была носить добровольческий характер и не пре­вышать 100 тысяч человек. Таким образом, союзники полностью обезопасили себя как в экономическом, так и в военном плане. В таких условиях Германия уже не могла восстановить свой потенциал и должна была стать госу­дарством, которым легко манипулировать в своих интере­сах.

Однако первая мировая война так и не смогла разре­шить всех противоречий между ведущими капиталисти­ческими странами, что подготовило почву для возникно­вения нового мирового конфликта.

Категория: ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ | Добавил: admin (20.05.2016)
Просмотров: 86 | Теги: словарь школьника по всеобщей истор, глоссарий всеобщая история, история в школе, терминология Всеобщая история, сайт для школьников | Рейтинг: 5.0/1

ШКОЛЯРИК-АСТРОНОМ

КОСМИЧЕСКАЯ АЗБУКА В СТИХАХ

ОНЛАЙН-ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
    "АСТРОНОМИЯ"


АСТРОНОМИЯ В ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ
    ФАКТАХ



ШКОЛЯРИК-ХИМИК

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ "ХИМИЯ"

СБОРНИК ОСНОВНЫХ ФОРМУЛ
    ПО ХИМИИ


ЭСПЕРИМЕНТ ПО
   ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
    В ШКОЛЕ


ОПЫТЫ БЕЗ ВЗРЫВОВ

ЧУДЕСНАЯ МОЛЕКУЛА

ЗАДАЧИ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ
   ХИМИИ


КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
   ПО ОБЩЕЙ И НЕОРГАНИЧЕСКОЙ
   ХИМИИ


ЗАДАЧНИКИ ПО ХИМИИ

ЗАДАЧИ ПО ХИМИИ С РЕШЕНИЯМИ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К
   УРОКАМ ХИМИИ. 8 КЛАСС


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
    ПО ХИМИИ.10 КЛАСС

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
    ПО ХИМИИ.8 КЛАСС

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И
    МАТЕМАТИЧЕСКАЯ
    ХИМИЯ


ГИА ПО ХИМИИ. 9 КЛАСС

ЗАНИМАТЕЛЬНО О ХИМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

5 КЛАСС

6 КЛАСС

8 КЛАСС

УЧИМ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО
   ДВИЖЕНИЯ


ТЕРРОРИЗМ - ЗЛО!

АЗБУКА ВЫЖИВАНИЯ


ШКОЛЯРИК-ПСИХОЛОГ

Я И МОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ПСИХОЛОГИЯ"


ТРЕНИНГИ РАЗВИТИЯ С
   ПОДРОСТКАМИ


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
   КРЕАТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ


ТЫ УМЕЕШЬ ХОРОШО УЧИТЬСЯ!


ШКОЛЯРИК-ВСЕЗНАЙКА

СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

ШПАРГАЛКИ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ
   В РАССКАЗАХ


ДОСУГ ШКОЛЯРИКА

Поиск

НАШИ  ДРУЗЬЯ








Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru