Главная
Регистрация
Вход
Суббота, 25.11.2017, 12:42

     

УЧИМСЯ СО ШКОЛЯРИКОМ

ПРЕЗЕНТАЦИИ

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ

ТЕХНОЛОГИЯ

МУЗЫКА

ИЗО

КЛАССНЫЕ ЧАСЫ


ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ПАТРИОТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ

ПРАЗДНИКИ

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЛЯ
   СТАРШЕКЛАССНИКОВ


ШКОЛЯРИК ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ШКОЛЯРИК-ИСТОРИК

ШКОЛЯРИК ИЗУЧАЕТ ЯЗЫКИ

ШКОЛЯРИК-БИОЛОГ

КАК ЗАРОЖДАЛАСЬ ЖИЗНЬ

БИОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ
    И ОТВЕТАХ


ЖИВОТНЫЕ

ДЕРЕВЬЯ

КРАСНАЯ КНИГА РОССИИ

СПРАВОЧНИК ПО БИОЛОГИИ
   ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ


ЗАДАЧИ НА ТЕМУ "ПРИНЦИП
   ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ"


ОЛИМПИАДЫ ПО БИОЛОГИИ

ОЛИМПИАДА ПО БИОЛОГИИ.
   11 КЛАСС. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ
   ЭТАП


ШКОЛЯРИК-ГЕОГРАФ

ШКОЛЯРИК-МАТЕМАТИК

ЗАДАЧИ МУДРЕЦОВ

МАТЕМАТИКА. ЧТО, ЗАЧЕМ И
   ПОЧЕМУ


УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ.
   5 КЛАСС


УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ.
   6 КЛАСС


ПРОМЕЖУТОЧНОЕ
   ТЕСТИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ.
   6 КЛАСС


ЗАДАЧИ ПО АЛГЕБРЕ. 7 КЛАСС

КИМ ПО АЛГЕБРЕ. 7 КЛАСС

ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
   ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ


МАТЕМАТИЧЕСКИЕ
   ЗАВЛЕКАЛОВКИ


ШКОЛЯРИК-ФИЗИК

Категории раздела
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ [51]
ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ [16]
ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ [84]
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ В РАССКАЗАХ [190]

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа


 Каталог статей 
Главная » Статьи » СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА » ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

ТЕАТР

У всех народов мира с древнейших времен существовали праздники, связанные с различными массовыми действами. Эти праздники и дали жизнь драме и театру. В их основе лежит диалог между хором и запевалой, из которого со вре­менем и выросло драматическое действие. Таким образом, с самых своих истоков театр — искусство народное, возник­шее как необходимая часть духовной жизни людей. Поэто­му и возник он в разных местах независимо друг от друга.

История европейского театра начинается с Древней Гре­ции. Понятие «античный театр» включает в себя театральное искусство Древней Греции и Древнего Рима. Его история охватывает почти целое тысячелетие — с конца VI в. до н.э. по IV в. н.э. С самого начала античный театр существовал как массовое зрелище, предназначенное для большого коли­чества зрителей.

Первоначально театр состоял из орхестры и скены, вокруг которых свободно сидели зрители. Орхестрой назы­валась круглая или овальная площадка, где размещался хор и выступали актеры. Рядом с орхестрой находилась скена — небольшое помещение, где актеры переодевались и откуда выходили к зрителям. Когда появились специальные места для публики, располагавшиеся на склоне холма, скену стали строить позади орхестры. Перед орхестрой обычно возводи­ли красивую колоннаду с портиком. Она называлась про- скенией. Ее использовали и в качестве декораций, потому что действие большинства представлений развивалось в цар­ском дворце или в храме.

С самого начала древнегреческий театр был учреждени­ем общественным. Он содержался на средства из городского бюджета и пожертвования состоятельных граждан. Актера­ми в таком театре были только мужчины. Они выходили на орхестру в масках, потому что мимика живого лица не была видна зрителям, сидевшим в огромном амфитеатре. Нередко актер менял маску прямо во время действия: таким спосо­бом он показывая смену душевных состояний своего героя. На ногах актеров была специальная обувь на высокой подо­шве — котурны. Надев их, актер становился выше ростом, что придавало персонажу монументальность.

Кроме актеров на сцене постоянно находился хор, кото­рый подсказывал зрителям, что именно происходит перед ними, а также рассказывал о тех событиях, которые не мог­ли представить актеры.

Однако массовые действа античного театра не сразу бы­ли востребованы культурой последующих столетий. И дело здесь не только в том, что они требовали большого количе­ства участников. Основной проблемой явилось территори­альное и национальное разъединение людей. Только с обра­зованием городов и утверждением основ феодального строя, а также господства христианства в средневековье вновь на­блюдается поворот к массовым театральным действам.

Средневековый театр вновь начал свой путь с фолькло­ра. На исходе раннего средневековья на площадях и улицах крупных европейских городов появились гистрионы — стран­ствующие актеры, развлекавшие зрителей. Во Франции их называли жонглерами, в Англии — менестрелями, а на Руси — скоморохами. Искусный гистрион представлял собой те­атр одного актера. Он показывал фокусы, акробатические номера, умел плясать, играть на нескольких музыкальных инструментах или просто смешил публику, рассказывая уди­вительные истории. Вместе с ним нередко появлялись ва- ганты — так называли исполнителей, которые распевали па­родии на мотивы церковных гимнов. Например, вместо вос­хваления Господа они прославляли «Бахуса всепьющего», из­деваясь над литургией и молитвами. В среде гистионов поя­вилась «Всепьянейшая литургия» — развернутая пародия на католическое богослужение. Естественно, что все это вызы­вало запреты и преследования со стороны духовенства.

Чтобы защитить себя от гонений, актеры объединялись в братства, вокруг которых собирались самые разные люди. Например, во Франции существовало «Братство беззаботных ребят», которые разыгрывали так называемые дурацкие дей­ства, где католическая церковь высмеивалась в облике «Ма- тери-дурехи», Подобные представления, равно как и перво­начальные объединения актеров, и стали основой, на кото­рой возник средневековый народный театр.

Параллельно с народным в ряде стран Европы развивал­ся и церковный театр. Стремясь привлечь к церковным служ­бам больше народу, а также отвлечь народ от представлений вагантов и гистрионов, католическое духовенство также об­ратилось к театральным формам. Одновременно выполня­лись и пропагандистские задачи, связанные с усилением ро­ли церкви. В XIII веке в разных странах Европы возникает литургическая драма. Основой ее сюжетов становились тек­сты из Священного писания, а местом представления — храм или церковный двор. Постепенно на ее основе появился ми­ракль (от фр. miracle — чудо). Сюжетами мираклей станови­лись легенды о святых и деве Марии. Но вершиной средне­векового театра стала мистерия.

Этот жанр достигает расцвета в середине XV века в круп­нейших европейских городах. Представление, в котором уча­ствовали все жители города, приурочивалось к церковным праздникам, ярмарке или другому торжественному событию. Оно открывалось красочным шествием костюмированных персонажей, число которых доходило до 300 человек. Пло­щадками, где разыгрывалось действие, были специальные помосты, сооружаемые в центре города. Сюжет рассказывал о жизни Иисуса Христа, события которой воспроизводились одновременно на различных площадках. На одном помосте был представлен богато украшенный рай, на другом — ад с раскрытой пастью дракона.

Другие декорации были предельно простыми: надпись над воротами или золоченый трон обозначали город или дво­рец. Действие перемещалось с одной площадки на другую. Поскольку мистерии были площадным жанром, в них до­вольно быстро проникли элементы народной культуры. Они стали вытеснять церковные тексты, поэтому уже в середине XVI века церковь стала запрещать их представления. Но тра­диции мистерий не угасли. Они сохранились в современных карнавалах и популярных праздниках, например шествии цветов или празднике торта.

Важнейшим этапом в развитии европейского театра ста­ла эпоха Возрождения. В это время вновь пробудился ин­терес к античной драматургии. Но гуманисты не только возвращали на сцену комедии и трагедии античных авто­ров. В 1480 году итальянский драматург А. Пролициано со­здал драму «Сказание об Орфее» на сюжет известного мифа. К жанру комедии обратились ЛАриосто и Н.Маккпавелли — крупнейшие писатели Возрождения.

В эпоху Возрождения впервые было осознано огром­ное воздействие театра на современную общественную жизнь. Тогда же он начинает профессионализироваться — возникают первые публичные театры, имеющие постоян­ное помещение и труппу. Одновременно возникает и дру­гой тип театра — придворный, обслуживавший аристокра­тию. Раньше всего он появился во Франции. Позже там же возникла и такая его разновидность, как балет. Роль при­дворных театров нельзя свести только к развлечению. В них шла серьезная творческая работа по поиску новых при­емов ведения действия и актерской игры.

Вершины своего развития театральное искусство Воз­рождения достигло в Англии в XVI веке, в творчестве У.Шекспира. Но его современниками были и другие за­мечательные драматурги, прежде всего это К.Марло и Б.Джонсон. С приходом Шекспира связано становление реалистического театра, объединившего драму и ее сцениче­ское воплощение. Именно в пьесах Шекспира впервые сю­жетом становится сама история, перед зрителями появляют­ся конкретные человеческие судьбы, а не придуманные ав­тором страсти и поступки героев.

Несколько по-иному шло развитие русского театра. Его истоки уходят в народное творчество — обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью человека, народные иг- рйща. Со временем игрища превратились в народные драмы. Они хранились в памяти исполнителей и передавались из поколения в поколение, обогащаясь новыми образами и по­воротами сюжета.

Параллельно с народным театром развивалось и профес­сиональное театральное искусство. Его носителями являлись скоморохи. Комические сценки, театрализованные песни, пляски, игра на различных инструментах, «медвежья коме­дия» — все это составляло репертуар скоморохов. В XVII веке их искусство достигло расцвета.

В конце XVII века в России появляется и школьный театр. Его организаторами и участниками были преподава­тели и учащиеся духовных академий Москвы и Киева. У истоков этого театра стоял известный писатель и полити­ческий деятель Симеон Полоцкий (1629-1680). В основе драматургии школьного театра лежали библейские тексты, но вскоре среди пьес появились и светские, отражавшие современные политические и общественные события.

В 1672 году при дворе царя Алексея Михайловича был создан придворный театр, открывшийся спектаклем «Артаксерксово действо». Основу его труппы составляли жив­шие в Москве иностранцы. Просуществовал театр недол­го, но это был первый в России опыт создания професси­онального театра. При Петре I был создан публичный, об­щедоступный государственный театр, но его труппа под ру­ководством немца И.Кунста играла на немецком языке. Толь­ко с тридцатых годов XVIII века в разных городах России начали появляться труппы «охочих комедиантов», т.е. лю­бителей. Именно из одной такой труппы под руководством Федора Волкова и возник постоянный театр. Он был учреж­ден в 1756 году указом императрицы Елизаветы Петровны. С него и началась история русского профессионального те­атра, а сам Волков вошел в историю культуры как первый русский актер.

Параллельно с придворным в России развивался крепо­стной театр. Труппы существовали в усадьбах крупных по­мещиков, например князя Юсупова, графа Шереметьева. Ак­терами в них были крепостные крестьяне. Для их выступле­ния даже строились специальные здания, а для работы над декорациями приглашались известные художники. Сами ак­теры обучались даже в Париже. Некоторые актеры навсегда вошли в историю русского театре. Это прежде всего Т.Гранатова, П.Жемчугова и Е.Семенова. Репертуар крепостных театров составляли балеты, трагедии А.Сумарокова и Я.Княж­нина, а также переводы французских авторов.

Важным рубежом в истории русского театра стал 1824 год, когда в Москве открылся Малый театр, ставший впос­ледствии общерусским театральным центром. В это же вре­мя начала формироваться и русская реалистическая драма­тургия — «Горе от ума» А.С.Грибоедова и «Борис Годунов» А.С.Пушкина. Но из-за цензурных запретов обе пьесы уви­дели свет рампы лишь через несколько десятилетий после написания. Их представляли лишь в кружках любителей театрального творчества. Основу театрального репертуара начала XIX века составляли водевили, мелодрамы и пьесы Н.Кукольника и Н.Полевого на темы из русской истории.

Реформа русского театра связана с именем М.С.Щеп­кина, создавшего актерскую школу. Середина XIX века — время прихода в театр Н.В.Гоголя и А.Н.Островского. За ними появились драматические произведения А.Ф.Писем­ского, АВ.Сухово-Кобылина, А.К.Толстого. С того време­ни и начинается эпоха театра нового типа, где спектакль создавался совместными усилиями целого ансамбля испол­нителей.

Вторая половина XIX века — расцвет русского театра. Труппы появляются во всех крупных городах России. Кро­ме государственных открываются и частные театры. В Мос­кве это театр Ф.Корша, в Петербурге — суворинский театр, несколько позже создает собственную труппу К.С.Станис­лавский. В 1897 году состоялся первый съезд русского теат­рального общества.

На рубеже Х1Х-ХХ веков сложился новый тип театра — режиссерский. Прежде всего это Московский художе­ственный театр, открывшийся в 1898 году по инициативе К.Станиславского. Главная роль в нем принадлежала ре­жиссеру, воплощающему с помощью актеров замысел ав­тора на сцене. В этом театре сформировалась целая плеяда замечательных актеров — М.Андреева, И.Москвин. В.Кача­лов, О.Книппер-Чехова. МЛилина, АТарасова. В постановке этого театра обрели всеобщую известность пьесы А.П.Чехо­ва.

Для театрального искусства этого времени было ха­рактерно разнообразие форм и стилей, художественных концепций и театральных теорий. В них сочетались ус­ловность и реализм, модернизм и академизм. Появилось множество театральных студий. Соответственно разнообра­зен и достаточно широк репертуар пьес того времени. Он представлен мировой классикой — произведениями У.Шек­спира, Ф.Шиллера, Г.Ибсена, М.Метерлинка, КХамсуна, оте­чественной современной драматургией Л.Андреева, М.Горь­кого, А.Островского, А.Чехова. Тяготеющий к условному театру В.Э.Мейерхольд вместе с В.Ф.Комиссаржевской — актрисой ярко психологического направления — ставит пье­сы на сцене Александринского театра в Петербурге. Возни­кают и камерные формы театра: театр одного актера, панто­мима.

Театральная жизнь первых постреволюционных лет раз­вивалась по нескольким направлениям: традиционные про­фессиональные театры, студийные коллективы, организо­ванные крупными режиссерами и актерами, а также различ­ные левые театры, направление поисков которых ориенти­ровалось на массовые действа и агитацию.

В 1920 году в Москве стал работать Еврейский театр под руководством С.Михоэлса. Его творчество поражало сочетанием философской глубины, отточенности формы, гуманизмом. Это спектакли «Тевье-молочник», «Король Лир». В 1923 году открылся театр имени МГСПС (позже — театр имени Моссовета), заявивший о себе как театр совре­менной темы.

Авторитарные методы руководства искусством, приме­нявшиеся начиная с тридцатых годов, сказались и на разви­тии театра и драматургии. Наиболее смелые деятели театра — Мейерхольд, Курбас, Ахметели, Кулиш — были обвине­ны в формализме и отстранены от работы. В ряде докумен­тов появились несправедливые и неоправданно резкие оцен­ки творчества ряда деятелей искусства — Д.Шостаковича, В.Мейерхольда. Получила распространение теория «бескон­фликтности», согласно которой в социалистическом обще­стве может быть только борьба хорошего с отличным, Про­исходит процесс лакировки, приукрашивания действитель­ности. Особенно сильно он проявлялся в послевоенные го­ды. Кроме того, вредной была и тенденция выравнивания всех театров под МХАТ. Все это нарушало естественную ло­гику развития театрального искусства. В 1949 году были сняты с постов руководителей театров А.Таиров (Камерный театр) и Н.Акимов (Ленинградский театр комедии), а в 1950 г. закрыты Камерный и Еврейский театры в Москве.

Только с середины 50-х годов началось обновление в области культуры, затронувшее и театральное искусство. 60-е годы стали временем очищения классики от расхожих сценических штампов. Обращаясь к классике, режиссеры ис­кали в ней мотивы, созвучные современности. С другой сто­роны, это было и развитие традиций русской реалистиче­ской театральной школы, которой свойственно глубокое рас­крытие психологии героев. Были учтены и традиции «новой драмы», возникшей в начале XX века в творчестве М.Горь­кого, Л.Андреева, АЛехова. Ее девизом стал принцип жиз- неподобия, воспроизведение на сцене театра той же действи­тельности. с которой зритель встречается каждый день. Од­ним из направлений поисков стало и обращение к традици­ям агитационного театра с массовым героем (или героем, отражавшим массовую психологию) — пьесы Вс.Вишнев- ского. Другой разновидностью можно считать появление ли­рического и условного направления (А.Арбузов, А.Вампи- лов, В.Розов). К этому направлению тесно примыкают аван­гардные поиски театра более позднего времени (пьесы Л.Пет- рушевской, Н.Садур). Наиболее интересные эксперименталь­ные поиски в русском театре XX века проходили в рамках студийных постановок, поэтому они рассмотрены нами бо­лее подробно.

Студийное движение, начавшееся в 1910-е годы, в пер­вую очередь связано со студиями, организованными вок­руг Московского Художественного театра. Сначала работа в них имела опытно-лабораторный характер, но со временем некоторые из них стали самостоятельными театральными кол­лективами. Это прежде всего первая студия МХАТ, сливша­яся с основным коллективом театра, а также 3-я студия, на основе которой был создан театр имени Е.Вахтангова, музы­кальная студия, ставшая Музыкальным театром имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко.

Совершенно иное направление было у студии, руково­димой Вс.Мейерхольдом в Петербурге. Она стала лидером поисков в области форм левого театра. В 1918 году Мейер­хольд поставил в Петрограде «Мистерию-буфф» Маяковского, а в 1920 переехал в Москву.

Студийная система получила распространение также в театрах США и ряда европейских стран. Это прежде всего студия П.Брука в Англии и Е.Гротовского в Польше. В на­шей стране на принципах студии в середине 50-х годов был создан театр-студия «Современник» под руководством О.Еф­ремова. Чуть ~позже — театр драмы и комедии на Таганке под руководством ЮЛюбимова. В 80-е годы возникли мно­гочисленные студии при различных театрах, учебных заве­дениях и домах культуры, Это прежде всего студенческий театр МГУ, театр-студия под руководством О.Табакова, те­атр «Сфера».

С 1986 года в Москве проводится фестиваль театров- студий «Игры в Лефортово». В течение 10 дней на сцене Дома культуры Московского энергетического института вы­ступают театральные коллективы из разных городов стра­ны.

Несколько по-иному шло развитие кукольного театра. Его история насчитывает много тысяч лет и своими корня­ми уходит в глубокую древность. Кукольный театр относит­ся к тем жанрам искусства, которые представлены практиче­ски во всех странах мира. По-видимому, он возник как ри­туальное искусство, потому что во всех странах его древние формы тесно связаны с религиозной тематикой. Но не менее древним является и народный кукольный театр. Основная его задача — смешить и развлекать зрителей. Вот почему так похожи друг на друга его главные герои, хотя они и носят разные имена: в Англии — Панч, во Франции — Полиши­нель, в Германии — Каспар, в Турции — Карагёз, в России — Петрушка.

Для всех персонажей кукольного театра характерны та­кие черты, как жизнерадостность, умение найти выход из любой ситуации. Они говорят ярким, образным, доступ­ным языком.

За долгие века было создано множество различных кон­струкций кукол. Самые простые куклы называются перча­точными, потому что они надеваются на руку как перчатки. Более сложно устроены куклы на палочках или тростях. К их рукам, ногам и голове прикреплены тонкие длинные пал­ки, с помощью которых кукловод может не только передви­гать куклу, но и менять выражение ее лица, поворачивать голову, шевелить ушами. Перчаточные и тростевые куклы называют верховыми, потому что актер управляет ими сни­зу, скрывшись за специальной ширмой.

Есть и такие куклы, которыми управляют не снизу, а сверху. Они называются марионетками. К разным частям тела куклы прикреплены тоненькие, невидимые зрителю нитки. Они соединены со специальным устройством — ва­гой, которую держит в руках кукловод. Дергая за нитки, он заставляет куклу кланяться, поворачиваться, бегать и даже танцевать на сцене. У сложных кукол-марионеток бывает по двадцать и-даже тридцать нитей для управления. Конечно, двигают такую куклу несколько актеров. А зритель смотрит на сцену и недоумевает: как это кукла может быть настоль­ко похожа на живого человечка?

Театр теней существует в странах Юго-Восточной Азии, а также Индии много тысяч лет. В нем нет ни ширмы, ни декораций. Зрители сидят перед большим белым экраном, освещеннЫхМ сзади яркой лампой. Актеры-кукловоды так­же сидят за экраном, но с другой стороны. Тоненькими костяными палочками они прижимают к экрану плоские куклы, и тогда на полотне возникает яркая резная тень. В теневых театрах издревле показывали пьесы, основой ко­торых являлись мифологические и героические сказания. Они не требовали специальной подготовки зрителя, кото­рый с детства был знаком с основными мотивами и героя­ми подобных произведений. Вот почему актеру нужно бы­ло только «показать» героя, а воображение зрителя дори­совывало остальное. Но если кукольник почему-то ошибал­ся, то зрители тотчас хором подсказывали ему, как и что нужно делать. Часто в подобных спектаклях принимал уча­стие сказитель, который рассказывал зрителям содержание эпизода, представленного на сцене.

В XX веке во многих странах появились и профессио­нальные кукольные театры. Они объединены во всемир­ную организацию кукольников (УНИМА), насчитываю­щую 5 тысяч членов. В России такой театр был создан С.В.Образцовым, который долгие годы являлся председате­лем УНИМА.

Важнейшую страницу мировой культуры составляют на­циональные театры. Ниже мы подробнее расскажем о наи­более интересных из них.

Категория: ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ | Добавил: admin (29.05.2016)
Просмотров: 121 | Теги: уроки МХК в школе, словарик по МХК, справочные материалы к урокам МХК, справочник школьника История мирово, дидактический материал по МХК | Рейтинг: 0.0/0

ШКОЛЯРИК-АСТРОНОМ

КОСМИЧЕСКАЯ АЗБУКА В СТИХАХ

ОНЛАЙН-ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
    "АСТРОНОМИЯ"


АСТРОНОМИЯ В ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ
    ФАКТАХ



ШКОЛЯРИК-ХИМИК

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ "ХИМИЯ"

СБОРНИК ОСНОВНЫХ ФОРМУЛ
    ПО ХИМИИ


ЭСПЕРИМЕНТ ПО
   ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
    В ШКОЛЕ


ОПЫТЫ БЕЗ ВЗРЫВОВ

ЧУДЕСНАЯ МОЛЕКУЛА

ЗАДАЧИ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ
   ХИМИИ


КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
   ПО ОБЩЕЙ И НЕОРГАНИЧЕСКОЙ
   ХИМИИ


ЗАДАЧНИКИ ПО ХИМИИ

ЗАДАЧИ ПО ХИМИИ С РЕШЕНИЯМИ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К
   УРОКАМ ХИМИИ. 8 КЛАСС


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
    ПО ХИМИИ.10 КЛАСС

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
    ПО ХИМИИ.8 КЛАСС

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И
    МАТЕМАТИЧЕСКАЯ
    ХИМИЯ


ГИА ПО ХИМИИ. 9 КЛАСС

ЗАНИМАТЕЛЬНО О ХИМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

5 КЛАСС

6 КЛАСС

8 КЛАСС

УЧИМ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО
   ДВИЖЕНИЯ


ТЕРРОРИЗМ - ЗЛО!

АЗБУКА ВЫЖИВАНИЯ


ШКОЛЯРИК-ПСИХОЛОГ

Я И МОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ПСИХОЛОГИЯ"


ТРЕНИНГИ РАЗВИТИЯ С
   ПОДРОСТКАМИ


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
   КРЕАТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ


ТЫ УМЕЕШЬ ХОРОШО УЧИТЬСЯ!


ШКОЛЯРИК-ВСЕЗНАЙКА

СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

ШПАРГАЛКИ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ
   В РАССКАЗАХ


ДОСУГ ШКОЛЯРИКА

Поиск

НАШИ  ДРУЗЬЯ








Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru